ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Матюхин П.В. Дуганов В.Я. Серегина Т.В. Статья в формате PDF 111 KB

На сегодняшний день, общество переживает переход от техногенной культуры, технократических принципов в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации; резко обострилась потребность в гуманизации и гуманитаризации образования на идеологическом, дидактическом, структурно-содержательном, технологическом и других уровнях [1].

В сфере высшего профессионального образования заложены огромные возможности для формирования личности. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины играют в этом одну из основополагающих ролей: велика их в роль в формировании мировоззрения, воспитании нравственных качеств, повышения уровня интеллектуального развития обучающихся и т.д; а как показала пpaктика, играют роль одного из важнейших приоритетных направлений - привитие у обучающегося качественного и профессионального подхода к изучению математических и общих естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Но, иногда, учащиеся высших учебных заведений не понимают действительную значимость общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Одной из возможных причин этого является отсутствие у обучающегося базовой заинтересованности в той или иной дисциплине. Ведь  сознательно выбирая базой своего обучения технический ВУЗ, абитуриенты ориентируются на свои способности в узкопрофилирующих дисциплинах, тем самым не уделяя должного внимания гуманитарному направлению.

По всей видимости, формирование структуры информационно-насыщенного аспекта обеспечения знаниями обучающихся по предмету и навыков более эффективного его понимания необходимо начинать с адаптации рабочих программ, ориентируясь на специфику того или иного технического учебного заведения; стимулирования интереса у студентов к изучаемым ими гуманитарным дисциплинам; организации плодотворной работы на пpaктических занятиях; воспитании определенных умений и навыков, которые позволили бы им в дальнейшем не только научиться работать с источниками литературы, но и вдумчиво, целенаправленно выбирать необходимый материал, адаптировав его для предстоящего занятия; привитии у обучающегося умения внимательно воспринимать и обpaбатывать полученную в течение занятия информацию.

Как показывает опыт, наиболее эффективной формой работы на пpaктических занятиях по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам явилась форма работы студентов через объединение их в подгруппы. Обычно после первых двух-трех вводных пpaктических занятий, становится известным показатель работоспособности каждого студента, их отношение к дисциплине. В результате чего, для более эффективного проведения пpaктического занятия, преподаватель формирует из всей группы 3-4 подгруппы, в которые равномерно включены, как студенты положительно проявившие себя, так и неуспевающие (возможно с учетом желания и психологической совместимости занимающихся). Вопросы и задания для последующего пpaктического занятия распределяются между подгруппами. В каждой подгруппе студенты сами выбирают и назначают докладчика и содокладчиков с распределением подготавливаемых ими вопросов. Выступают докладчики и содокладчики, остальные студенты подгруппы дополняют изложенный материал.

С целью привития у студентов одной подгруппы навыка преподносить в материале самое интересное и важное, а у студентов других подгрупп навыка получения преподносимого материала, оценка подготовки каждой из подгрупп осуществляется не потому, какой материал и в каком количестве найден и преподнесен, а посредством того, как этот материал был усвоен студентами других подгрупп. Это контролируется проверкой усвоенных знаний студентов, не вошедших в число группы-докладчика путем фронтального опроса. Они, либо отвечают на вопросы преподавателя, либо рассказывают, что поняли из выступления группы-докладчика; допускается возможность комментирования выступления группы-докладчика. Все опрошенные получают баллы за правильные ответы с разбивкой по тематическим направлениям каждой подгрупп; в конце занятия подводятся общие итоги, в результате чего каждая подгруппа получает общую оценку своей подготовленности.

Было замечено, что применяя такую форму ведения пpaктического занятия, более сильные студенты стремятся при правильной организации работы помочь более слабым, сами осуществляют предварительный контроль уровня их подготовки, и как следствие, уровень подготовки всей подгруппы возрастает. Если на первых занятиях студент не проявлял заинтересованности в этой дисциплине, то спустя уже 3-4 занятия привитие интереса такого студента к предмету очевидно. Каждому из студентов становится интересен процесс дискуссий, им нравится такой способ обмена полученными знаниями; происходит интеллектуализация их труда с высоким динамизмом воспроизводства в последующем приобретаемых в процессе занятий знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования //Высшее образование в России.- 2006.-№1.-С. 45-50



ПРОБИОТИКИ – НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ

ПРОБИОТИКИ – НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРЫМ ПРОБЛЕМАМ Статья в формате PDF 126 KB...

16 05 2025 13:10:44

МОНИТОРИНГ АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТИ ЭНТЕРОБАКТЕРИЙ, ПРОВОДИМЫЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БИОТЕРРОРИЗМУ

МОНИТОРИНГ АНТИБИОТИКОРЕЗИСТЕНТНОСТИ ЭНТЕРОБАКТЕРИЙ, ПРОВОДИМЫЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БИОТЕРРОРИЗМУ Система противодействия биотерроризму не может быть эффективной без постоянного мониторинга за свойствами циркулирующих в данном регионе возбудителей инфекционных болезней. В рамках реализации программы по противодействию биотерроризму в Ростове-на-Дону проводится мониторинг за выделяемыми штаммами энтеробактерий с учетом оценки антибиотикорезистентности. Для обработки результатов использована компьютерная программа WHONET 5.4. Определены фенотипы резистентности энтеробактерий (2005-2006 гг.) Хаpaктеристика профилей устойчивости позволила установить появление и хаpaктер полиантибиотикорезистентности у шигелл и сальмонелл. Компьютерный анализ может быть использован в системе эпидемиологического надзора за распространением и динамикой антибиотикорезистентности штаммов, циркулирующих в популяции населения. ...

14 05 2025 7:36:21

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ Статья в формате PDF 112 KB...

12 05 2025 8:41:56

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 125 KB...

10 05 2025 14:45:33

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ, ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15 ЛЕТ)

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ, ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15 ЛЕТ) Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...

05 05 2025 18:31:27

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА Рассматривается возможность извлечения мелкого золота из золотосодержащего речного песка при проведении очистки фарватера р. Енисей (Тува) земснарядом с производительностью 250 м³/ час по исходным пескам, и убедительно показана целесообразность и экономическая выгода этого. ...

30 04 2025 0:35:43

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ Статья в формате PDF 117 KB...

29 04 2025 22:29:15

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ Статья в формате PDF 119 KB...

26 04 2025 20:45:39

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Представлены результаты обследования 1547 детей (817 мальчиков и 730 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет. Проведен сравнительный анализ компонентного состава тела у детей с различными типами телосложения. ...

22 04 2025 12:29:24

ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ

ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ Исследовано влияние постоянного магнитного поля на морфо-функциональное состояние костной ткани крыс в условиях повышенной резорбции. Показано, что воздействие на животных постоянным магнитным полем 9 мТл предотвращает деградацию коллагена и потерю костной массы у крыс, подвергавшихся действию высокой температуры, и не влияет на состояние костной ткани интактных животных. ...

15 04 2025 15:56:25

ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ ТРАВЯНЫХ РАСТЕНИЙ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЙМЕННОГО ЛУГА

ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ ТРАВЯНЫХ РАСТЕНИЙ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЙМЕННОГО ЛУГА Цель статьи — выявление закономерностей влияния топографических и почвенных условий прирусловых территорий на прострaнcтвенную структуру видового состава трав и продуктивность пойменных лугов. ...

14 04 2025 1:56:17

Влияние нефтезагрязнения на состояние природного фона почв

Влияние нефтезагрязнения на состояние природного фона почв Для оценки современного состояния природного фона и его изменений под действием техногенных факторов выполнены геохимические исследования почв на различных объектах нефтегазового комплекса Якутии. Показано, что при попадании в почву нефть и нефтепродукты сорбируются почвогрунтами и смешиваются с нативным органическим веществом почв, что приводит к изменению природного фона вплоть до формирования аномальных поверхностных геохимических полей техногенного генезиса. ...

10 04 2025 23:38:11

О ПРОБЛЕМЕ УТИЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ Г. СОЧИ

О ПРОБЛЕМЕ УТИЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ Г. СОЧИ Статья в формате PDF 136 KB...

08 04 2025 11:49:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::