ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩИМ ГУМАНИТАРНЫМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Матюхин П.В. Дуганов В.Я. Серегина Т.В. Статья в формате PDF 111 KB

На сегодняшний день, общество переживает переход от техногенной культуры, технократических принципов в области науки и образования к этике одухотворенной цивилизации; резко обострилась потребность в гуманизации и гуманитаризации образования на идеологическом, дидактическом, структурно-содержательном, технологическом и других уровнях [1].

В сфере высшего профессионального образования заложены огромные возможности для формирования личности. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины играют в этом одну из основополагающих ролей: велика их в роль в формировании мировоззрения, воспитании нравственных качеств, повышения уровня интеллектуального развития обучающихся и т.д; а как показала пpaктика, играют роль одного из важнейших приоритетных направлений - привитие у обучающегося качественного и профессионального подхода к изучению математических и общих естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Но, иногда, учащиеся высших учебных заведений не понимают действительную значимость общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Одной из возможных причин этого является отсутствие у обучающегося базовой заинтересованности в той или иной дисциплине. Ведь  сознательно выбирая базой своего обучения технический ВУЗ, абитуриенты ориентируются на свои способности в узкопрофилирующих дисциплинах, тем самым не уделяя должного внимания гуманитарному направлению.

По всей видимости, формирование структуры информационно-насыщенного аспекта обеспечения знаниями обучающихся по предмету и навыков более эффективного его понимания необходимо начинать с адаптации рабочих программ, ориентируясь на специфику того или иного технического учебного заведения; стимулирования интереса у студентов к изучаемым ими гуманитарным дисциплинам; организации плодотворной работы на пpaктических занятиях; воспитании определенных умений и навыков, которые позволили бы им в дальнейшем не только научиться работать с источниками литературы, но и вдумчиво, целенаправленно выбирать необходимый материал, адаптировав его для предстоящего занятия; привитии у обучающегося умения внимательно воспринимать и обpaбатывать полученную в течение занятия информацию.

Как показывает опыт, наиболее эффективной формой работы на пpaктических занятиях по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам явилась форма работы студентов через объединение их в подгруппы. Обычно после первых двух-трех вводных пpaктических занятий, становится известным показатель работоспособности каждого студента, их отношение к дисциплине. В результате чего, для более эффективного проведения пpaктического занятия, преподаватель формирует из всей группы 3-4 подгруппы, в которые равномерно включены, как студенты положительно проявившие себя, так и неуспевающие (возможно с учетом желания и психологической совместимости занимающихся). Вопросы и задания для последующего пpaктического занятия распределяются между подгруппами. В каждой подгруппе студенты сами выбирают и назначают докладчика и содокладчиков с распределением подготавливаемых ими вопросов. Выступают докладчики и содокладчики, остальные студенты подгруппы дополняют изложенный материал.

С целью привития у студентов одной подгруппы навыка преподносить в материале самое интересное и важное, а у студентов других подгрупп навыка получения преподносимого материала, оценка подготовки каждой из подгрупп осуществляется не потому, какой материал и в каком количестве найден и преподнесен, а посредством того, как этот материал был усвоен студентами других подгрупп. Это контролируется проверкой усвоенных знаний студентов, не вошедших в число группы-докладчика путем фронтального опроса. Они, либо отвечают на вопросы преподавателя, либо рассказывают, что поняли из выступления группы-докладчика; допускается возможность комментирования выступления группы-докладчика. Все опрошенные получают баллы за правильные ответы с разбивкой по тематическим направлениям каждой подгрупп; в конце занятия подводятся общие итоги, в результате чего каждая подгруппа получает общую оценку своей подготовленности.

Было замечено, что применяя такую форму ведения пpaктического занятия, более сильные студенты стремятся при правильной организации работы помочь более слабым, сами осуществляют предварительный контроль уровня их подготовки, и как следствие, уровень подготовки всей подгруппы возрастает. Если на первых занятиях студент не проявлял заинтересованности в этой дисциплине, то спустя уже 3-4 занятия привитие интереса такого студента к предмету очевидно. Каждому из студентов становится интересен процесс дискуссий, им нравится такой способ обмена полученными знаниями; происходит интеллектуализация их труда с высоким динамизмом воспроизводства в последующем приобретаемых в процессе занятий знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования //Высшее образование в России.- 2006.-№1.-С. 45-50



РАБОТА ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ И ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ

РАБОТА ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ И ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИЛ Показано, что бытующее до сих пор утверждение, что центростремительные и гироскопические силы работы не совершают, неверно. При движении тела с постоянной скоростью по круговой орбите непрерывно затрачивается работа на изменение направления движения (поворот вектора скорости). ...

15 07 2024 5:52:58

СНИЖАЕМ РИСКИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ФАКТОРУ

СНИЖАЕМ РИСКИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ФАКТОРУ Статья в формате PDF 176 KB...

13 07 2024 18:35:25

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: МОРФОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: МОРФОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В статье представлены новые морфометрические параметры щитовидной железы, которые дополняют и вместе с тем расширяют наше представление о функциональной активности органа. Приведенная морфометрическая программа является уникальным инструментом физиологического анализа. ...

24 06 2024 10:53:45

КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА

КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА В статье постовариоэктомический синдром рассматривается как предиктор метаболического синдрома у женщин различных возрастных групп. На результатах анализа разнообразного клинико-диагностического материала показано, что женщин с постовариоэктомическим синдромом в возрасте после 40 лет достоверно чаще наблюдаются метаболические нарушения. ...

17 06 2024 0:33:12

РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНТРОЛЯ ДЛЯ COMPUTER-TO-PLATE-СИСТЕМ

РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ КОНТРОЛЯ ДЛЯ COMPUTER-TO-PLATE-СИСТЕМ Статья в формате PDF 112 KB...

12 06 2024 16:55:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::