Показатели вестибулярной устойчивости у спортсменов различных специализаций
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Статья в формате PDF 314 KB 1. Болобан В., Мистулова Т. Контроль устойчивости равновесия тела спортсмена методом стабилографии // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. тр. под. ред. Ермакова С.С. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2003. – № 2. – С. 24–33. 2. Слива С.С. Применение стабилографии в спорте // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: сборник докладов Первой Всероссийской научно-пpaктической конференции. – Нальчик, 2003. – С. 210–213.
Поддержание равновесия и координация движений – одно из важнейших условий жизнедеятельности как спортсменов, так и человека в целом. Для спорта этот тезис актуален вдвойне. Актуальность таких исследований заключается также и в том, что использование методики стабилографического контроля для оценки вестибулярной устойчивости тела спортсменов является современным диагностическим средством не только для нормальных состояний, но и различных нарушений, что позволяет использовать ее для качественной тренировки вестибулярного анализатора, координационных способностей, психофизиологической устойчивости [1, 2].
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 56 спортсменов в возрасте от 18 до 22 лет, которые были разделены на три группы в зависимости от направленности тренировочного процесса: 1 группа – спортсмены, занимающиеся ациклическими видами спорта силовой направленности (СВС) (тяжелая атлетика, пауэрлифтинг); 2 группа – спортсмены, занимающиеся спортивными играми (СИ) (баскетбол, волейбол, теннис, футбол) и 3 группа – спортсмены, занимающиеся циклическими видами спорта (ЦВС) (легкая атлетика, велосипедный спорт). Квалификация спортсменов от 1 спортивного разряда до мастера спорта.
Исследование вестибулярной устойчивости осуществлялось с помощью стабилотренажера «Мера ST-150» (г. Москва), измерение показателей проводилось при открытых глазах и без зрительного контроля. Анализировались следующие показатели статокинезиограммы: L – длина статокинезиограммы (мм); S – площадь отклонения центра давления (ЦД) (мм²); V – скорость перемещения центра давления (мм/с), а также максимальная амплитуда отклонения ЦП по оси Х и Y.
Результаты исследования и их обсуждение. Показатели L при открытых глазах у спортсменов различных специализаций находилась выше нормы – 435,3 мм, однако у спортсменов, занимающихся СИ (539,2 ± 48,6 мм) и СВС (533,4 ± 33,8 мм) в большей степени по сравнению с ЦВС (509,7 ± 45,7 мм). При закрытых глазах длина статокинезиограммы увеличивается у спортсменов всех групп, однако в группе СИ (587,8 ± 48,4 мм) несколько ниже нормы – 613,1 мм, у спортсменов СВС (616,9 ± 38,3 мм) значения приближены к норме, а у ЦВС значительно превышают норму (666 ± 52 мм).
При открытых глазах S выявлены достоверные различия между группами СВС (664,7 мм²) и СИ (753,1 мм²), ЦВС (675,2 мм²) (p < 0,05). Значения данного показателя значительно превышают значения нормы (182,2 мм²) во всех группах.
При закрытых глазах у спортсменов СВ спорта происходит некоторое снижение значений S (538,1 мм²), а в группах СИ (277,5 мм²) и ЦВС (235 мм²) значительно снижается и приближается к значениям нормы (258,4 мм²).
Значения V при открытых глазах у спортсменов различных специализаций достоверно не различаются и составляют в группе СВС – 10,4 ± 0,7 мм/с, СИ – 10,5 ± 0,9 мм/с и ЦВС – 10 ± 0,9 мм/с и приближены к значениям нормы (9,4 мм/с).
Наименьшие значения V при закрытых глазах отмечаются в группе СИ (11,5 ± 0,9 мм/с) и соответствуют значениям нормы (11,5 мм/с), а в группах СВС (12,1 ± 0,7 мм/с) и ЦВС (13 ± 1 мм/с) несколько превышают норму.
Показатели максимальной амплитуды отклонения ЦП по оси X и Y у спортсменов различных специализаций представлены в таблице.
Таким образом, у спортсменов различных специализаций выявлены различия показателей вестибулярной устойчивости. При открытых глазах наилучшие показатели (L и V) у спортсменов ЦВС. При снижении зрительного контроля у спортсменов, занимающихся спортивными играми, отмечаются лучшие показатели вестибулярной устойчивости (S и V).
Показатели максимальной амплитуды отклонения ЦП по оси X и Y
Виды спорта |
Максимальная амплитуда отклонения ЦП по оси Х |
Максимальная амплитуда отклонения ЦП по оси Y |
||
Открытые глаза |
Закрытые глаза |
Открытые глаза |
Закрытые глаза |
|
СВС |
0,4 ± 2,1 |
–0,1 ± 2 |
–28,8 ± 3,4* |
–26,3 ± 3,2* |
СИ |
–2 ± 1,7 |
–1,3 ± 2 |
–15 ± 4,9^ |
–5,1 ± 6,5*^ |
ЦВС |
–2,9 ± 1,9 |
–3,5 ± 2,2 |
–7 ± 4,5* |
–3,9 ± 5,1 |
Примечание: * – достоверность различий между группами СВС и ЦВС при открытых глазах; между группами СВС и СИ при закрытых глазах; ^ – достоверность различий при открытых и закрытых глазах в группе СИ.
Показатели амплитуды отклонения ЦП по оси Х (вправо-влево) у спортсменов различных видов спорта показало, что у ЦВС и СИ больше смещен в левую сторону, а у СВС отмечается равномерное распределение ЦП вправо-влево, что связано со спецификой видов спорта. Показатели амплитуды отклонения ЦП по оси Y (вперед-назад) у спортсменов вне зависимости от вида спорта – смещен назад, но в большей степени это отмечается у СВС по сравнению с ЦВС и СИ, но при снижении зрительного контроля у спортсменов в группах ЦВС и СИ показатели ЦП по оси Y приближаются к норме.
Статья в формате PDF
113 KB...
05 02 2025 0:14:53
Статья в формате PDF
126 KB...
04 02 2025 23:43:47
Статья в формате PDF
275 KB...
03 02 2025 23:14:12
Статья в формате PDF 133 KB...
02 02 2025 22:28:16
01 02 2025 3:21:49
Статья в формате PDF
220 KB...
29 01 2025 15:10:31
Статья в формате PDF
132 KB...
27 01 2025 17:44:46
Статья в формате PDF
464 KB...
26 01 2025 7:38:14
Статья в формате PDF
111 KB...
25 01 2025 11:31:24
Статья в формате PDF
250 KB...
24 01 2025 14:46:15
Статья в формате PDF 251 KB...
23 01 2025 11:28:36
Статья в формате PDF 231 KB...
22 01 2025 7:40:34
Статья в формате PDF
126 KB...
19 01 2025 8:33:21
Статья в формате PDF
106 KB...
18 01 2025 3:49:31
Статья в формате PDF
105 KB...
17 01 2025 19:41:35
Статья в формате PDF
147 KB...
16 01 2025 0:52:16
Статья в формате PDF
102 KB...
15 01 2025 0:54:13
Статья в формате PDF
105 KB...
14 01 2025 17:18:25
Главным критерием оценки качества применяемых педагогических технологий, в том числе и при дистанционной форме обучения, становится не сама по себе сумма полученных знаний, а умение человека применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач. Однако на сегодняшний день в полной мере выявить достижение этой цели не представляется возможным. При этом одна из задач состоит в оценке качества педагогических технологий.
...
13 01 2025 20:12:27
Статья в формате PDF
282 KB...
12 01 2025 1:28:50
Статья в формате PDF
120 KB...
11 01 2025 17:57:35
Статья в формате PDF
122 KB...
10 01 2025 23:24:47
Статья в формате PDF
117 KB...
09 01 2025 13:55:22
Статья в формате PDF
100 KB...
08 01 2025 10:36:12
Статья в формате PDF
252 KB...
06 01 2025 23:41:37
Статья в формате PDF
278 KB...
05 01 2025 8:10:16
Статья в формате PDF
292 KB...
04 01 2025 2:14:59
Статья в формате PDF
101 KB...
03 01 2025 14:27:39
Статья в формате PDF
114 KB...
02 01 2025 12:52:19
Статья в формате PDF
112 KB...
01 01 2025 9:24:29
Статья в формате PDF
298 KB...
30 12 2024 5:31:54
29 12 2024 18:39:16
Статья в формате PDF
119 KB...
28 12 2024 23:30:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::