СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Данилова Т.М. Кравец П.П. Статья в формате PDF 258 KB

В настоящее время аквакультуре уделяется повышенное и все более возрастающее внимание. Это направление представляет собой, с одной стороны, важный источник продуктов питания и денежного дохода, а, с другой стороны, - позволяет расширить область наших знаний о водных экосистемах. Подавляющее большинство развитых стран уже более 25 лет постепенно заменяют традиционный вылов рыбы и морепродуктов на их производство.

Цель работы - дать оценку современному уровню развития аквакультуры в России и Мурманской области.

Задачи:

1. Выявить особенности современного состояния и основных проблем развития аквакультуры в Российской Федерации.

2. Исследовать уровень развития рыбоводства в Мурманской области.

3. Провести анализ правовых норм, регулирующих развитие аквакультуры в России.

4. Дать оценку модельному закону «Об аквакультуре» и рассмотреть перспективы его реализации.

В последние годы рыбное хозяйство страны находится в глубоком системном кризисе. В целом о его состоянии можно судить по уровню потребления продукции на душу населения: у нас этот показатель не превышает 12 килограммов на человека в год.

В рыбном хозяйстве нашей страны сохраняются механизмы и условия хозяйствования, характерные для неразвитой рыночной экономики, в которой действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса, включая аквакультуру.

Основной причиной неразвитости аквакультуры нашей страны является отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы, отражающей современные реалии аквакультуры.

До сих нор многие виды деятельности по выращиванию гидробионтов в нашей стране не имеют законодательной базы. Правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры содержащиеся во многих нормативных правовых актах, нередко противоречат друг другу и не учитывают в должной мере специфику отношений в данной области.

Действующие федеральные законы, регулирующие отдельные общие вопросы использования, воспроизводства и охраны водных биоресурсов не учитывают специфику деятельности в области аквакультуры.

В 2003 г. был разработан проект Федерального закона «Об аквакультуре», но он до настоящего времени так и не был принят. В настоящее время проект федерального закона со всеми необходимыми для согласования, рассмотрения и принятия закона документами проходит согласования в различных Министерствах и ведомствах.

Принятие законопроекта позволит создать нормативную правовую базу для повышения эффективности реализации государственной политики в области развития аквакультуры, привлечения инвестиционных ресурсов, что увеличит получение пищевой рыбной продукции и укрепит продовольственную и экономическую безопасность России.

Закон станет базовым законодательным актом, регламентирующим деятельность в области аквакультуры. В соответствии с ним будет формироваться нормативная правовая база, призванная регулировать отношения между заинтересованными субъектами, возникающими в процессе осуществления рыбоводства.

В соответствии с научными и проектными разработками при благоприятных условиях, которые может обеспечить закон, продукция аквакультуры в Российской Федерации достигнет в 2020 г. 800 тыс. т на сумму 60 млрд рублей при современном объеме 170 тыс. т стоимостью 14,7 млрд рублей.

Мурманская область обладает значительным водным фондом и определенными благоприятными условиями для развития аквакультуры. Наличие незамерзающих губ и заливов в прибрежной зоне Мурманска, уникального температурного режима в губах Белого моря и источника сбросных теплых вод КАЭС позволяет по различным оценкам ученых ПИНРО выращивать на Кольском полуострове не менее 50 тыс. тонн в год.

В настоящее время аквакультура во внутренних пресных водоемах Мурманской области представлена выращиванием радужной форели и мальков радужной форели. На ООО «Баренцева лизинговая компания» проводится эксперимент по выращиванию рыбы осетровых пород. Посадочный материал форели выращивается на единственном предприятии - ООО «Северный форпост». Во внутренних морских водах - в губах и заливах Кольского полуострова осуществляется выращивание лосося. Атлантический лосось - семга, является наиболее перспективным направлением развития аквакультуры во внутренних морских водах Мурманской области.

Но темпы роста объемов производства невелики: за 2005 год было произведено 401 тонна семги и форели и 600 тыс. шт. мальков форели, а в 2006 году - 403 тонны взрослой рыбы и 530 тыс. шт. мальков форели, что говорит о низком уровне развития рыбоводства в Мурманской области.

Таким образом можно обобщить: современное состояние аквакультуры России находится в глубоком системном кризисе. В России производится примерно 0,2 % от общемирового объема продукции аквакультуры.

В Мурманской области выращивают радужную форель и мальков радужной форели, но объемы рыбного производства в настоящее время невысокие.

Основной причиной неразвитости аквакультуры нашей страны является отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы, отражающей современные реалии аквакультуры. Действующие федеральные законы, регулирующие отдельные общие вопросы использования, воспроизводства и охраны водных биоресурсов не учитывают специфику деятельности в области аквакультуры.

Отсутствие комплексной законодательной базы и государственной поддержки сдерживает выход аквакультуры из кризиса и перехода к рыночным механизмам управления подотраслью. Поэтому принятие закона «Об аквакультуре» необходимо.

Принятие Федерального закона «Об аквакультуре» позволит улучшить правовую базу, укрепить социальную сферу за счет увеличения рабочих мест, возместить потери запасов водных биологических ресурсов за счет выпуска объектов аквакультуры в водные объекты. Закон станет базовым законодательным актом, регламентирующим деятельность в области аквакультуры.






В ОПЕК думают о Видном

7 мая в Видном многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Видном, на улице Циолковского. Алексей Алексеевич Громов, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Александр Ващенко , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.