СТАТУСНЫЕ ЧЕРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В отечественной экономической литературе можно встретить большое количество понятий образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение). Их можно свести в четыре группы определений образовательного учреждения в зависимости от точки зрения исследования:
- вуз как субъект организационно-правовых отношений;
- вуз как объект управления;
- вуз как производственное предприятие;
- вуз как экономический субъект.
Каждая группа определений хаpaктеризует не только вуз, но и основную цель его деятельности.
Вуз как субъект организационно-правовых отношений. В соответствии с классификацией, определенной законодательством Российской Федерации в области образования, образовательное учреждение высшего профессионального образования относится к одному из типов учреждений, осуществляющих образовательный процесс, т.е. реализующих одну или несколько образовательных профессиональных программ и/или обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся.
По организационно-правовой форме высшее учебное заведение может быть государственным, муниципальным, негосударственным.
Высшее учебное заведение (вуз), частично или полностью финансируемое из соответствующего бюджета, является некоммерческой организацией преимущественно в форме учреждения.
Основной целью создания и функционирования некоммерческой организации выступает деятельность, которую необходимо осуществлять. Возможный результат этого процесса для некоммерческой организации не должен быть связан с получением прибыли.
Вуз как объект управления. С точки зрения управления высшее учебное заведение является системой, в состав которой входит ряд подсистем: институты, факультеты, отделения и т.д. Возможно системное представление учебного заведения и по функциональным уровням, с выделением общего, присущего как системе в целом, так и элементам ее структуры. Как система управления, вуз является многопрофильным учебно-научным и производственным комплексом, совокупная деятельность которого подчинена общественно-государственным и собственным социально-экономическим целям. В укрупненной модели вуза выделаются три основных объекта управленческого внимания: ресурсы учебного заведения, объект воздействия, результат деятельности.
Основными областями деятельности вуза с точки зрения управления являются:
- учебная деятельность;
- научная деятельность;
- методическая деятельность;
- хозяйственная деятельность.
Каждая из предложенных областей имеет частные цели, но все они должны быть скоординированы и ориентированы на достижение одной единой цели. Единая цель деятельности вуза - «повышение уровня знаний в обществе».
Вуз как производственное предприятие. Хозяйственная сущность бюджетных вузов базируется, прежде всего, на их юридической автономии. Как отмечено выше, в соответствии с законодательно закрепленной классификацией юридических лиц, вуз, частично или полностью финансируемый из соответствующего бюджета, относится к некоммерческому государственному образовательному учреждению, что обуславливает двойственность его положения, которое заключается в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям. Государственное образовательное учреждение как бюджетное учреждение может осуществлять следующие виды деятельности:
- предпринимательская деятельность;
- непредпринимательская деятельность.
Вуз не отличается от любого другого производства и обладает его признаками. Другими словами, «вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку «продукцию» собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль». Однако предпринимательская деятельность бюджетного вуза как некоммерческой организации существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица.
Вуз как экономический субъект. В настоящее время рынок образовательных услуг в основных своих проявлениях уже сформировался. Он имеет все атрибуты понятия «рынок»: товар (услугу), спрос, предложение, конкуренцию субъектов.
Как субъект государственной (отраслевой) экономики вуз является организацией, потрeбляющей государственные ресурсы в целях выполнения государственных (отраслевых) заказов на подготовку специалистов и проведение исследований.
Как субъект рыночной экономики, вуз выступает в роли товаропроизводителя преимущественно интеллектуальной продукции и услуг и реализующего эту продукцию, как по государственным, так и по свободно-рыночным (договорным) ценам.
Основной целью деятельности (функционирования) вуза является образовательная и исследовательская деятельность, а не бизнес, что означает некоммерческий хаpaктер деятельности вуза.
Многообразие подходов к определению вуза и его статуса в области экономики образования объясняется недостаточной определенностью понятия «образовательное учреждение». В результате такой неопределенности к образовательному учреждению пытаются подойти либо как к предприятию, производящему образовательные услуги, распространяя на него категории, применяемые для коммерческих организаций, либо как к организации, в которой осуществляется некий не связанный с экономикой процесс для передачи знаний и создания нового знания.
Ключевым моментом поиска решения проблемы неопределенности является определение статуса образовательного учреждения, включающего определение как самого понятия «образовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует.
Статья в формате PDF 112 KB...
24 04 2024 15:52:19
Статья в формате PDF 146 KB...
23 04 2024 23:35:36
Статья в формате PDF 123 KB...
22 04 2024 11:43:10
Статья в формате PDF 131 KB...
21 04 2024 11:19:28
Статья в формате PDF 483 KB...
20 04 2024 16:22:28
Статья в формате PDF 124 KB...
19 04 2024 1:41:49
Статья в формате PDF 116 KB...
18 04 2024 0:50:23
Статья в формате PDF 100 KB...
16 04 2024 0:18:29
Статья в формате PDF 240 KB...
12 04 2024 17:46:46
Статья в формате PDF 307 KB...
11 04 2024 10:15:12
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 2:50:56
В статье отмечается возрастающее значение научных исследований социальной инфраструктуры. Рассматриваются различные подходы к определению этого понятия, а также роль социальной инфраструктуры в формировании уровня жизни человека и развитии человеческого потенциала. ...
09 04 2024 11:15:54
Статья в формате PDF 130 KB...
07 04 2024 19:54:48
Статья в формате PDF 117 KB...
06 04 2024 19:29:44
Статья в формате PDF 267 KB...
04 04 2024 3:35:16
Статья в формате PDF 135 KB...
03 04 2024 19:14:12
Статья в формате PDF 235 KB...
01 04 2024 23:20:26
Статья в формате PDF 135 KB...
31 03 2024 3:11:24
Статья в формате PDF 276 KB...
30 03 2024 17:52:55
29 03 2024 16:29:29
Статья в формате PDF 299 KB...
28 03 2024 15:38:19
Статья в формате PDF 116 KB...
27 03 2024 0:46:39
Статья в формате PDF 131 KB...
25 03 2024 16:10:31
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 5:31:56
Статья в формате PDF 105 KB...
21 03 2024 21:39:21
Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...
20 03 2024 17:25:30
Статья в формате PDF 152 KB...
19 03 2024 11:54:30
Статья в формате PDF 258 KB...
18 03 2024 14:49:34
Статья в формате PDF 303 KB...
17 03 2024 16:13:15
Статья в формате PDF 106 KB...
16 03 2024 16:18:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::