ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У ВЫПУСКНИКОВ 9-11 КЛАССОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Проблема подготовки выпускников детских домов к выбору профессии и социальной адаптации на сегодняшний день в России стоит очень остро. Так, по данным Генпрокуратуры РФ, НИИ детства Российского детского фонда и ряда других организаций, только 10-15% выпускников детских домов относительно успешно устраивают свою жизнь. У большинства из них формируются такие устойчивые качества личности, как безволие, неготовность отвечать за свои действия, иждивенческая позиция, которые в будущем не позволяют этим детям делать самостоятельный выбор вообще, и профессиональный выбор, в частности [3]. По данным исследователей, более чем у 75% воспитанников детских домов нет ярко выраженных склонностей к тому или иному делу, имеются неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности [2]. Таким образом, основная проблема, связанная с выбором профессии состоит в том, что большинство воспитанников детских домов не готовы сделать осознанный профессиональный выбор, хотя объективно они должны это сделать для последующей успешной адаптации. В решении этой проблемы очень важную роль, на наш взгляд, играет эффективность методов и средств профориентационной работы. В данной статье мы хотим дать обоснование использованию деловой профориентационной игры, как эффективному средству для формирования готовности к выбору профессии у выпускников детского дома. При этом мы опираемся на основные показатели готовности к выбору профессии, выделяемые в литературе:
1. Автономность - способность брать ответственность за свои действия и проявлять собственную активность в вопросе выбора профессии.
2. Информированность - знания и представления о мире профессий, путях профессионального образования и др.
3. Принятие решения - способность самостоятельно принимать решения относительно ситуаций профессионального выбора, а также способность брать на себя ответственность за эти решения
4. Планирование - способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути, а также анализ и прогноз конкретных событий, которые позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, её прошлом, настоящем, будущем.
5. Эмоциональная включённость - эмоциональное отношение к разным профессиям, к необходимости принятия решения о выборе профессии. [1], [4].
Деловая профориентационная игра - это разновидность активизирующей профориентационной методики. Последняя, согласно Н.С. Пряжникову, отличаются от традиционных методик профориентации тем, что благодаря ей подросток (школьник или воспитанник детского дома) из объекта постепенно превращается в субъект своего профессионального самоопределения. И данная активизирующая методика вооружает подростка средством для самостоятельных действий [5]. В деловой профориентационной игре происходит моделирование реальных ситуаций, связанных с будущим выбором профессий и вместе с этим развитие социально важных навыков, необходимых выпускникам детского дома для успешной адаптации и последующего профессионального обучения.
Деловая профориентационная игра «Стань ПРОФИ» проводилась нами для выпускников Алапаевского и Врерхнесинячихинского детских домов Свердловской области в рамках годовой программы по формированию готовности к выбору профессии. В игре приняли участие 20 выпускников 9-11 классов и 8 волонтёров-взрослых (студентов и выпускников ВУЗов г. Екатеринбурге), помогавших в организации игры. Игра проходила в г. Екатеринбурге в течение 8 часов.
Основными этапами игры были следующие:
1. Знакомство. Волонтёры и выпускники знакомились друг с другом для более успешного общения в процессе игры.
2. Мультимедиа презентация игры. Выпускникам была показана презентация игры, благодаря которой они смогли увидеть общую логику игры, планируемые действия и те задачи, которые им необходимо решить в ходе игры.
3. Разделение на комaнды. Все участники игры (волонтёры и выпускники) были разделены на три комaнды в соответствии с профессиональными предпочтениями относительно выбора маршрутов, описанных ниже.
4. Выбор маршрутов игры. Каждая комaнда выбирала один из трёх маршрутов игры, предполагавших самостоятельное перемещение комaнд по г. Екатеринбургу. Каждый маршрут включал в себя обязательные и факультативные звенья. К обязательным звеньям относилось: экскурсия в один из ВУЗов Екатеринбурга, самостоятельное питание в столовой, посещение одной из городских достопримечательностей (метро, Храм-на-Крови, Плотинка). К факультативным звеньям относились, например, посещение внутри ВУЗа выставок, мастерских; посещение торгово-развлекательного центра, аквагалереи.
5. Прохождение комaндами своих маршрутов согласно установленным планам. Каждой комaнде была выдана карта города, план маршрута, а каждому выпускнику - определённая сумма денег. При этом для прохождения маршрута выпускники должны были решать самостоятельно ряд задач:
- определение по карте своего местонахождения
- определение по карте наиболее быстрых путей передвижения и достижения основных точек маршрута
- самостоятельный выбор еды и оплата в столовой своего питания
- самостоятельная оплата своего проезда в общественном городском трaнcпорте
- фотосъёмка своей комaнды на основных и факультативных точках всего маршрута
- отслеживание времени передвижения и точное прибытия в основные точки маршрута
При этом волонтёры выступали только в роли фасилитаторов игрового процесса, то есть, не принимали решения за выпускников, а помогали им самим найти верное решение.
6. Сбор всех комaнд, фотовыставка. Фотографии всех комaнд собирались воедино и представители от каждой комaнды из числа выпускников должны были сами рассказать всё о своём маршруте (о котором другие две комaнды ничего не знали), проиллюстрировав это соответствующими фотографиями.
7. Обсуждение результатов. На этом завершающем этапе проводилась рефлексия, в ходе которой участники игры отвечали на вопросы волонтёров и друг друга; заполняли анкету обратной связи для самооценки своего участия в игре и эффективности самой игры. Также на этом этапе волонтёры обсуждали между собой прошедшую игру с точки зрения возможных улучшений на будущее.
Проводя оценку эффективности проведённой игры как средства формирования готовности к выбору профессии, мы можем вернуться к обозначенным нами пяти критериям готовности, чтобы проанализировать изменение каждого из них в ходе игры.
1. Автономность
В игре выпускники действовали пpaктически полностью самостоятельно, и сфера их ответственности была достаточно широкой. Волонтёры отвечали лишь за безопасность и временные рамки всей игры. Таким образом, можно предположить, что делегирование ответственности за прохождение маршрутов выпускникам позволило повысить уровень их автономности и приобрести опыт самостоятельной деятельности и принятие на себя ответственности за её результат. Кроме этого, на получение опыта автономных действий и принятия решений влиял и фактор необходимой тренировки социальных навыков, например, умения задавать вопросы, спрашивать помощи у прохожих, обсуждать в комaнде стратегию дальнейших перемещений по городу и т.п. А развитие социальных навыков, в свою очередь, является одним из ключевых факторов успешной адаптации выпускников к жизни после детского дома, к дальнейшей учёбе и профессиональной деятельности.
2. Информированность
В ходе игры на этапе экскурсий в ВУЗы г. Екатеринбурга выпускники познакомились со структурой данных учебных заведений, различными факультетами, правилами приёма, условиями проживания в период учёбы, возможными местами будущей работы. Это, как нам кажется, напрямую способствовало повышению уровня информированности выпускников как о мире профессий в целом, так и о конкретных профессиях, волнующих каждого выпускника детского дома.
3. Принятие решения
В процессе самостоятельного прохождения игры выпускники сталкивались со множеством ситуаций, где было необходимо самостоятельно принимать решения. Это относилось к таким ситуациям, как: принятие группового решения о выборе пути следования, самостоятельного решения о выборе и оплате еды в столовой, проезда в трaнcпорте, разделения функций между участниками своей комaнды и т.п. Это, вероятно, способствовало формированию такого навыка, как самостоятельное принятие решений и принятие на себя ответственности за последствия этих решений.
4. Планирование
Навыки планирования своей деятельности развивались в игре за счёт создания временных ограничений, когда на каждую последующую точку маршрута нужно было прийти в строго указанное время. В результате чего, выпускники должны были само планировать текущие действия с учётом последующих. Например, планировать выбор наиболее оптимального пути передвижения (трамвай, автобус, троллейбус, пешая прогулка) до следующей точки маршрута, чтобы успеть в срок.
5. Эмоциональная включённость
Положительное эмоциональное отношение к самой игре и ситуации выбора будущей профессии, в частности, формировалось за счёт пpaктически полной самостоятельности действий выпускников, которой они пpaктически лишены в условиях детского дома. Также повышению эмоциональной включённости, на наш взгляд, способствовало непосредственной общение с волонтёрами, которые проявили искреннюю заинтересованность к игре, помощи выпускникам, рассказу о профессиях и местах дальнейшей учёбы. Также немаловажным фактором, повышающим эмоциональную включённость, оказался сам факт проведения игры вне детского дома, в большом городе, а также посещение достопримечательностей и возможность выпускникам самим делать фотографии своих маршрутов.
Таким образом, по нашей оценке и оценке самих выпускников, данная деловая профориентационная игра показала свою эффективность в вопросе помощи выпускникам детского дома в формировании готовности к выбору профессии. На наш взгляд, данная игра может быть использована как эффективная форма профориентационной работы, особенно актуальная именно для выпускников детских домов, столь остро нуждающихся не просто в выборе профессии, но и в развитии автономности, осознанности и важныхх социальных навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор". - СПб.: Речь, 2007.
- Баюмова С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов г. Ярославля // Детский дом - 2006. - № 19. - С.32
- Галушкина М. Большие перемены // Эксперт - 2006. - № 20 - С.1
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и пpaктика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
Статья в формате PDF 105 KB...
18 04 2024 22:49:37
Статья в формате PDF 103 KB...
17 04 2024 22:48:39
Статья в формате PDF 255 KB...
16 04 2024 2:33:25
Статья в формате PDF 128 KB...
15 04 2024 0:37:27
Представлены результаты опытов биологической рекультивации на отвалах Мирнинского ГОКа. ...
14 04 2024 0:50:29
Статья в формате PDF 109 KB...
13 04 2024 13:57:10
Статья в формате PDF 110 KB...
12 04 2024 15:22:17
Статья в формате PDF 263 KB...
11 04 2024 11:38:33
Лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль чревной артерии, а также ее ветвей и ряда вен: печеночные – около воротной вены печени, панкреатические и селезеночные – около селезеночной вены. ...
10 04 2024 17:10:24
Статья в формате PDF 154 KB...
09 04 2024 4:55:31
Статья в формате PDF 108 KB...
08 04 2024 13:40:58
Статья в формате PDF 111 KB...
07 04 2024 13:34:36
Статья в формате PDF 104 KB...
05 04 2024 18:25:36
Статья в формате PDF 283 KB...
04 04 2024 20:18:40
Статья в формате PDF 172 KB...
02 04 2024 2:50:29
01 04 2024 11:13:42
Статья в формате PDF 105 KB...
31 03 2024 20:57:43
Статья в формате PDF 116 KB...
28 03 2024 19:45:57
Статья в формате PDF 126 KB...
27 03 2024 19:58:15
Статья в формате PDF 125 KB...
26 03 2024 7:26:40
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
24 03 2024 19:23:46
Статья в формате PDF 149 KB...
23 03 2024 18:44:56
Включение имунофана и полиоксидония в комплексное лечение детей с язвенной болезнью двенадцатипёрстной кишки обеспечивало более быструю положительную динамику клинико-лабораторных показателей и более быстрое наступление клинической ремиссии, нормализацию большинства параметров иммунологической реактивности. ...
22 03 2024 17:11:53
Статья в формате PDF 130 KB...
21 03 2024 5:38:45
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 1:29:10
19 03 2024 8:55:14
18 03 2024 16:46:55
Статья в формате PDF 115 KB...
17 03 2024 17:41:37
Статья в формате PDF 363 KB...
16 03 2024 17:49:45
Статья в формате PDF 303 KB...
15 03 2024 4:13:48
Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...
13 03 2024 12:14:17
Статья в формате PDF 119 KB...
12 03 2024 0:31:37
Статья в формате PDF 105 KB...
11 03 2024 3:33:21
Статья в формате PDF 113 KB...
10 03 2024 3:16:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::