ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Кныш А.А. Кныш Е.В. Статья в формате PDF 104 KB

Современное образование проходит стадию обновления, цель которого заключается в подготовке психологически адекватной, целеустремленной, саморазвивающейся, самореализующейся личности и специалиста, востребованного на рынке труда. Поэтому к абитуриентам предъявляются определенные требования. И здесь есть немало сложностей.

Сегодня зачисление в вузы проходит как на бюджетной, так и на коммерческой основе, что приводит к формированию неоднородной по степени подготовки аудитории, которую условно можно разделить на "сильных", "средних" и "слабых" студентов. Учебный материал постигается обучающимися по-разному. Как правило, "сильные" студенты обладают высокой скоростью усвоения материала, развитым логическим мышлением, предлагают, развивают и воплощают свои идеи, умеют работать с информацией: выделяют ключевые моменты, преобразуют ее. "Слабые" студенты имеют низкую мотивацию к обучению, не стремятся проявить себя на занятиях, плохо усваивают материал, испытывают затруднения с поиском и обработкой информации.

Преподавателю при работе с подобной аудиторией приходится ориентироваться на некоторый усредненный уровень знаний и умений студентов. Такой подход не позволяет полностью раскрыть потенциал "сильных" студентов, в то же время не решается вопрос с отставанием "слабых", поскольку остается разница между уровнем последних и средним необходимым. Следовательно, возникает необходимость в использовании новых методов, средств и форм обучения помимо традиционных.

Одним из способов разрешения данной ситуации является дифференцированный подход к обучению студентов. С его помощью представляется возможным повысить успеваемость "слабых" и в то же время успешно развивать "сильных".

При осуществлении дифференцированного подхода к обучению можно использовать уровневую дифференциацию, которая выражается в том, что аудитория разделяется на группы по заданным критериям. В дальнейшем работа осуществляется с учетом учебных возможностей студентов, входящих в каждую группу. Данный вид дифференциации предоставляет возможность учиться студенту в соответствии с его индивидуальными способностями. Преподаватель, в свою очередь, может планировать результаты обучения, ориентируясь на уровень каждой группы и ставя соответствующие цели в овладении учебным материалом.

Определившись с целями, необходимо сформировать группы студентов по выбранным критериям. В настоящее время в психолого-педагогической и методической литературе предлагаются следующие критерии для выделения  групп: активность мышления; быстрота усвоения; навыки анализа, синтеза, обобщения; общие специальные способности; отношение к изучаемому предмету; познавательная активность; состояние мотивации; способности к учению; умение самостоятельно работать; учебные возможности; обучаемость; обученность и т.д.

В одной из классификаций предложено делить обучающихся на 4 группы в зависимости от их работоспособности, уровня знаний, познавательной активности и умения организовывать свой труд. К первой группе относятся студенты, обладающие слабыми знаниями и работоспособностью, не умеющие организовывать свой труд. Ко второй - студенты, обладающие хорошими знаниями, но не всегда умеющие хорошо организовывать свой труд и не обладающие умением трудиться или обладающие средними знаниями и работоспособностью, но не имеющие определенные способности к предмету. Те, кто обладает хорошими знаниями и работоспособностью, но не всегда хорошо организующие свой труд определяются в третью группу. Четвертую группу образуют студенты, обладающие отличными знаниями, прекрасной работоспособностью и отлично умеющие организовывать свой труд.

Это подходит для работы со студентами в условиях краткосрочного периода (например, одного семестра), когда выявить уровень усвоения знаний и умений представляется затруднительным, а на разработку диагностирующих заданий мало времени. Самым главным критерием можно считать уровень организации студентом своего труда, поскольку большое значение имеет самостоятельная работа и подготовка к занятиям, контрольным мероприятиям, что справедливо и для работоспособности. Уровень знаний отслеживается с помощью контрольных работ на занятиях.

Таким образом, организацию студентом своего труда представляется возможным проверить не с помощью комплекса специальных заданий, а путем наблюдения, контроля за выполнением домашних заданий, работой на занятиях.

После формирования групп следует правильно организовать работу студентов, разработать задания для каждой группы с учетом их индивидуальных особенностей. При этом необходимо отметить, что организация дифференциации не должна сводиться к тому, чтобы "слабым" студентам предлагать несложные задания, а сильным - более трудные задания. "Слабому" студенту необходимо развивать свою грамотность, видеть разнообразие задач разной трудности, слышать рассуждения более "сильных", расширять кругозор.

В свою очередь, преподаватель должен уметь реализовывать дифференцированный подход в различных формах деятельности обучающихся на занятиях. Учебный процесс должен дополняться другими внеаудиторными мероприятиями: олимпиадами, конкурсами, проектной деятельностью и т.д.

Для достижения качественного результата обучения целесообразно объединять обучающихся с различным уровнем развития в группы для работы во внеучебное время. Например, работу студентов возможно организовать следующим образом. Студентам предлагается создать презентацию в программной оболочке MS Power Point по изученному материалу. Академическая группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых готовит материал по определенной теме из курса. Роль "слабых" студентов в подгруппе заключается в том, что они подбирают подобные разобранным на пpaктических занятиях задания, набирают изложенный преподавателем теоретический материал и полностью оформляют презентацию. Таким образом, они видят структуру и логику изученного материала. "Средние" студенты решают более сложные задачи, аналогичные рассмотренным на пpaктических занятиях, разбирают теоретический материал. "Сильные" студенты, в свою очередь, углубляют, дополняют теоретический материал и решают нестандартные, не рассматриваемые на пpaктических занятиях задачи. По каждому из разделов самими обучающимися составляется контрольный тест. Проделанная работа позволит студентам успешно подготовиться к зачетным, экзаменационным мероприятиям, иметь общую картину изученного.

Рассмотренная организация работы студентов способствует развитию познавательного интереса. Изучение одного и того же материала проходит на разных уровнях усвоения, что позволяет добиться более высоких результатов.

Дифференцированный подход имеет большие перспективы в вузе при подготовке специалистов, так как в современных условиях большое значение приобретает преподавание, обращенное к студенту, как наиболее полно удовлетворяющее потребности каждого в объеме получаемых знаний.



ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С «ПРЕДТРОМБОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ» ПРИ ЦЕРЕБРОФАЦИАЛЬНОЙ ТРАВМЕ У БОЛЬНЫХ С ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ

В работе представлены данные по усовершенствованию методов коррекции нарушений гемостаза у больных с гнойными синуситами при черепно-мозговой травме. Показано, что метод внутрипазушной гепаринотерапии, как компонент комплексного лечения пациентов с гнойными синуситами в остром периоде церебро-фациальной травмы, позволяет эффективно коррегировать гиперкоагуляционные нарушения гемостаза и осуществлять профилактику связанного с этим нарушения синдрома ДВС. ...

23 04 2024 9:18:30

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЗАЗОРОВ ГРМ И КШМ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЗАЗОРОВ ГРМ И КШМ Статья в формате PDF 115 KB...

20 04 2024 7:53:21

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЕСА

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЕСА Статья в формате PDF 280 KB...

13 04 2024 21:15:27

История развития банковского дела

История развития банковского дела Статья в формате PDF 257 KB...

10 04 2024 16:39:19

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 317 KB...

08 04 2024 13:21:49

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ Статья в формате PDF 269 KB...

05 04 2024 19:56:18

ПРОРАЩЕННЫЕ БОБЫ ЧЕЧЕВИЦЫ В ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА

ПРОРАЩЕННЫЕ БОБЫ ЧЕЧЕВИЦЫ В ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА Статья в формате PDF 123 KB...

31 03 2024 13:33:32

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ Статья в формате PDF 338 KB...

29 03 2024 21:32:42

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ Статья в формате PDF 65 KB...

26 03 2024 5:16:54

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В статье дается оценка состояния экосистем западного Кавказа, вовлекаемых в олимпийское строительство. Актуальной становиться проблема взаимоотношений «рекреация — животный мир», выявление положительных и отрицательных сторон, а также пути их решения. ...

24 03 2024 18:13:33

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 106 KB...

23 03 2024 3:46:20

БАЙКАЛ — ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

БАЙКАЛ — ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ Статья в формате PDF 387 KB...

16 03 2024 22:41:36

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ Статья в формате PDF 246 KB...

15 03 2024 10:23:41

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::