СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ЛИПОПЕРОКСИДАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧУМНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ
В механизмах развития чумной инфекции и интоксикации важнейшая роль должна быть отведена комплексу токсических и ферментных патогенных факторов Y.pestis. Указанный факт в значительной мере затрудняет экспериментальную оценку хаpaктера биологических эффектов тех или иных токсических факторов возбудителя чумы и, соответственно, разработку патогенетически обоснованных принципов терапии этого грозного заболевания.
В связи с этим целью настоящей работы явилась сравнительная оценка эффектов комплекса токсических и ферментных факторов патогенности аутолизата вакцинного штамма ЕВ Y.pestis и эффектов «мышиного» токсина на состояние процессов ЛПО и антирадикальной защиты клеток системы циркулирующей крови.
Экспериментальные модели чумной интоксикации достигались внутрибрюшинным введением беспородным белым крысам обоего пола массой 150-200 грамм чумного аутолизата и «мышиного» токсина в дозах, эквивалентных ЛД50. Токсины получены из РосНИПЧИ «Микроб» города Саратова.
Исследования проведены на ранней стадии доклинических проявлений патологии, среднетяжелой и тяжелой стадиях патологии. Изучены концентрации гидроперекисей липидов (ГПЛ) и малонового диальдегида (МДА) в плазме крови и эритроцитах, а также активность супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы крови общепринятыми спектрофотометрическими методами.
В процессе развития интоксикации, достигаемой введением чумного аутолизата, выявлено выраженное накопление ГПЛ (р<0,001) и МДА (р<0,001) в плазме крови и эритроцитах экспериментальных животных, прогрессирующее по мере утяжеления клинической картины патологии. Одновременно в динамике интоксикации возникала стабильная активация каталазы эритроцитарной массы (р<0,001). Активность СОД крови повышалась с равной интенсивностью спустя 4 (р<0,001) и 24 часа (р<0,05) после введения чумного аутолизата.
В последующих сравнительных сериях экспериментов 1,5-2, 4 и 10 часов после введения чумного «мышиного» токсина белым крысам происходит прогрессирующее по мере утяжеления клинической картины патологии накопление ГПЛ как в плазме крови (р<0,001), так и в эритроцитах (р<0,02-0,001) экспериментальных животных. Значительное повышение уровня МДА в плазме крови и эритроцитах, превышающее контрольные показатели, было отмечено лишь на тяжелой стадии интоксикации (р<0,001). Каталазная активность эритроцитарной массы прогрессирующе уменьшалась по мере утяжеления патологии (р<0,001 для всех стадий интоксикации). На среднетяжелой и тяжелой стадиях интоксикации имело место подавление активности этого фермента (р<0,001; р<0,001).
Анализируя в целом результаты проведенных нами исследований следует заключить, что эфферентным звеном реализации цитопатогенных эффектов токсических и ферментных факторов патогенности Y.pestis является активация процессов ЛПО, усугубляющаяся по мере утяжеления клинических проявлений интоксикации и развития гипоксического синдрома. Абсолютная или относительная недостаточность ферментного звена АОС крови является ведущим патогенетическим фактором дезорганизации биологических мембран клеток крови, оказывает потенцирующее воздействие на инициирующие механизмы развития изучаемой патологии.
Статья в формате PDF
136 KB...
09 12 2023 21:33:22
Статья в формате PDF
109 KB...
08 12 2023 9:22:13
Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстpaкции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) ПреДypaлья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской пpaктике.
...
07 12 2023 17:46:39
Статья в формате PDF
131 KB...
06 12 2023 0:41:41
Главным критерием оценки качества применяемых педагогических технологий, в том числе и при дистанционной форме обучения, становится не сама по себе сумма полученных знаний, а умение человека применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач. Однако на сегодняшний день в полной мере выявить достижение этой цели не представляется возможным. При этом одна из задач состоит в оценке качества педагогических технологий.
...
05 12 2023 22:18:48
Статья в формате PDF
117 KB...
04 12 2023 8:44:23
Статья в формате PDF
112 KB...
03 12 2023 5:39:20
Статья в формате PDF
123 KB...
02 12 2023 11:41:49
Статья в формате PDF
133 KB...
01 12 2023 4:32:40
Статья в формате PDF
102 KB...
30 11 2023 10:55:56
Статья в формате PDF
263 KB...
28 11 2023 2:39:33
Статья в формате PDF
110 KB...
27 11 2023 4:39:56
Статья в формате PDF
101 KB...
26 11 2023 3:40:34
Статья в формате PDF
111 KB...
25 11 2023 6:56:25
Статья в формате PDF
117 KB...
24 11 2023 19:17:41
Статья в формате PDF
112 KB...
23 11 2023 8:47:15
Статья в формате PDF
110 KB...
22 11 2023 14:45:29
Статья в формате PDF
244 KB...
20 11 2023 23:18:10
Статья в формате PDF
106 KB...
18 11 2023 21:14:36
Статья в формате PDF
260 KB...
17 11 2023 17:42:47
Статья в формате PDF
110 KB...
16 11 2023 21:38:16
Статья в формате PDF
138 KB...
15 11 2023 22:10:58
Статья в формате PDF
116 KB...
14 11 2023 16:52:29
13 11 2023 3:57:22
12 11 2023 18:12:23
Статья в формате PDF
245 KB...
11 11 2023 23:59:57
Статья в формате PDF
107 KB...
08 11 2023 21:50:26
Статья в формате PDF
116 KB...
07 11 2023 22:16:16
Статья в формате PDF
122 KB...
06 11 2023 11:40:17
Статья в формате PDF
280 KB...
05 11 2023 4:24:19
Статья в формате PDF
317 KB...
02 11 2023 20:12:15
Статья в формате PDF
121 KB...
31 10 2023 21:52:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::