КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВМЕНЕДЖЕРОВ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ф. Русинов отмечает, что "формирующийся рынок труда в нашей стране остро ощущает нехватку специалистов в области региональной экономики, государственного управления и менеджмента, финансов, инноваций и предпринимательство" [1,с.8]. В ходе проводимых реформ обнаружился дефицит в специалистах, обладающих знаниями, умениями и опытом прогнозирования развития рыночных отношений, подготовки и обоснования комплексных социально-экономических решений в экстремальных ситуациях и в условиях развивающихся рыночных отношений возникла настоятельная потребность в особой категории специалистов - экономистах-менеджерах.
Учебный план подготовки многих специалистов, в том числе и экономистов - менеджеров включает обучение математике.
Теория и методика обучения математике занимается проблемой как общеобразовательной школы, так и высшей. Эти проблемы связаны с поисками ответов на вопросы: что преподавать? как преподавать? с какой целью преподавать? Эти вопросы постоянно находятся в зоне повышенного внимания педагогической общественности.
Первый из этих вопросов затрагивает проблемы связанные с содержательным компонентом методической системы обучения, второй - с процессуальным компонентом методической системы, а третий - с целевым.
Анализ показывает, что долгое время в теории и методике обучения математике решались проблемы содержательного компонента. В настоящее время, когда предметно-знаниевая парадигма образования меняется на личностно-ориентированную, приоритетными становятся два последних вопроса. Действительно, если образование должно решить триединую задачу - обучить - развить - воспитать, то речь скорее всего идет не о передаче готовой суммы знаний, а о такой организации учебного процесса, при которой обучающийся, заняв позицию субъекта учебной деятельности, озадачен процессом самостоятельного приобретения знаний. В последнем случае обучающийся овладевает различными видами деятельности, что и позволяет решить проблемы обучения, развития и воспитания.
Какая технология обучения математике в вузе будет способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов?
До сих пор подготовка экономистов в вузах не соответствует будущим производственным и управленческим функциям, и проблемы обучения математике будущих специалистов экономического профиля еще далеки от своего решения, особо это касается развития профессионально значимых качеств. Обучение математике во многих вузах несет только традиционную функцию передачи прошлого социального опыта и пока не овладело опережающей функцией, то есть ориентацией студента на будущую производственную деятельность, общую и профессиональную культуру. Студент зачастую не представляет глубинной сути своей профессиональной экономической деятельности, истинного смысла и значимости в ней математики.
Опыт показывает, что решить указанную проблему можно в том случае, если строить процесс обучения математике на основе контекстного подхода, обеспечивающего естественную связь получаемых математических знаний с будущей профессией, что позволяет эффективно развивать экономическое мышление и другие профессионально значимые качества экономистов-менеджеров.
А.Н. Картежникова отмечает: "Одно из назначений контекстного подхода к обучению - создать условия для трaнcформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную. Основной хаpaктеристикой обучения контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование как предметного содержания будущей профессиональной деятельности, обеспечивающего профессиональную компетентность специалиста, так и специального содержания, обеспечивающего способность работать в коллективе, быть организатором производства" [2,c.7].
Психолого-педагогическая концепция контекстного подхода к обучению была предложена А.А. Вербицким [3,4]. Под знаково-контекстным, или контекстным обучением А.А. Вербицкий понимает обучение, в котором "с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстpaктных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности" [3,c.32].
Понятие "контекст" является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной деятельностью.
Контекстное обучение математике предполагает три базовые формы учебной деятельности студентов: учебная деятельности академического типа (собственно учебная деятельность) с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная деятельность (деловые игры и т.д.); учебно-профессиональная деятельность (НИРС, производственная пpaктика, реальное дипломное проектирование). Опыт контекстного обучения математике в вузе показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно решить целый ряд задач:
- давать целостное представление о профессиональной деятельности;
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы;
- развивать системное профессиональное мышление специалиста, формировать научное мировоззрение, включающее также понимание себя, своего места в мире;
- формировать социальные навыки взаимодействия и общения, индивидуального и коллективного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образования //Высшее образование в России. - 1995. - №4. - С.8-20.
- Картежникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед.. наук. - Омск, 2005. - 243 с.
- Вербицкий А.А. и др. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
Статья в формате PDF
106 KB...
13 02 2025 0:37:27
Статья в формате PDF
110 KB...
12 02 2025 4:37:28
Статья в формате PDF
182 KB...
11 02 2025 3:58:10
Статья в формате PDF
107 KB...
10 02 2025 0:45:31
09 02 2025 3:22:56
На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды.
...
08 02 2025 6:41:59
Статья в формате PDF
178 KB...
07 02 2025 22:45:44
Статья в формате PDF
103 KB...
06 02 2025 15:44:40
Статья в формате PDF
167 KB...
05 02 2025 21:44:17
Статья в формате PDF
109 KB...
04 02 2025 8:59:49
Статья в формате PDF
136 KB...
03 02 2025 21:48:39
Статья в формате PDF
183 KB...
02 02 2025 16:33:41
Статья в формате PDF
115 KB...
01 02 2025 17:43:47
Статья в формате PDF
253 KB...
31 01 2025 10:13:48
Статья в формате PDF
173 KB...
30 01 2025 6:20:48
Существующие методы атомной эмиссионной спектроскопии для исследования состава металлов и сплавов используются во всех отраслях машиностроения. По мнению авторов, современные методы уже не обеспечивают необходимых точностей измерений.
В данной работе авторами проведены исследования влияния внешних факторов на точность измерений прибора атомно-эмиссионной спектроскопии.
...
29 01 2025 19:47:17
Статья в формате PDF
109 KB...
27 01 2025 2:59:55
Статья в формате PDF
112 KB...
26 01 2025 20:26:22
Статья в формате PDF
181 KB...
25 01 2025 7:24:13
24 01 2025 23:50:23
Важность разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузе отражена и закреплена в ряде приказов Федерального агентства по образованию и обусловлена предстоящим вступлением страны в ВТО и присоединение к Болонскому процессу. В статье описываются алгоритм, этапы деятельности, результаты разработки и внедрения СМК в Кузбасском государственном техническом университете.
...
23 01 2025 5:30:12
Статья в формате PDF
116 KB...
21 01 2025 20:14:25
Статья в формате PDF
256 KB...
20 01 2025 14:13:32
Статья в формате PDF
202 KB...
19 01 2025 8:23:28
Статья в формате PDF
113 KB...
18 01 2025 12:18:16
Предпочитающие алкоголь крысы при исследовании поведения в тестах «открытое поле» и «приподнятый крестообразный лабиринт» показали значимо большую двигательную активность и признаки повышенной тревожности. Содержание дофамина и норадреналина в миндалевидном комплексе мозга предпочитающих алкоголь крыс значимо выше, у них также ускорен метаболизм дофамина по сравнению с не предпочитающими алкоголь крысами.
...
17 01 2025 20:16:30
Статья в формате PDF
112 KB...
16 01 2025 17:47:40
Статья в формате PDF
129 KB...
15 01 2025 20:25:22
Статья в формате PDF
103 KB...
14 01 2025 18:43:47
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем.
...
13 01 2025 7:32:23
Статья в формате PDF
254 KB...
12 01 2025 3:28:54
Статья в формате PDF
101 KB...
11 01 2025 1:11:26
Статья в формате PDF
265 KB...
10 01 2025 5:17:14
Статья в формате PDF
121 KB...
09 01 2025 5:48:55
Статья в формате PDF
121 KB...
08 01 2025 14:33:23
Статья в формате PDF
120 KB...
07 01 2025 19:57:52
Статья в формате PDF
132 KB...
06 01 2025 22:49:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::