ВЛИЯНИЕ АДРЕНАЛИНА И ЛИЗОФОСФАТИДИЛХОЛИНА (ЛФХ) НА ОСМОТИЧЕСКУЮ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ЭРИТРОЦИТОВ (ОРЭ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВЛИЯНИЕ АДРЕНАЛИНА И ЛИЗОФОСФАТИДИЛХОЛИНА (ЛФХ) НА ОСМОТИЧЕСКУЮ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ЭРИТРОЦИТОВ (ОРЭ)

ВЛИЯНИЕ АДРЕНАЛИНА И ЛИЗОФОСФАТИДИЛХОЛИНА (ЛФХ) НА ОСМОТИЧЕСКУЮ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ЭРИТРОЦИТОВ (ОРЭ)

Белёва С.В. Вершинина Е.Ю. Корчёмкина Е.В. Сухова А.Ю. Циркин В.И. Проказова Н.В. Костяев А.А. Статья в формате PDF 140 KB Эритроциты человека содержат 2 типа адренорецепторов (АР) - β-АР и α-АР [1-3]. Полагают, что при активации β-АР ОРЭ повышается [1-3], а при активации α-АР - снижается [1]. Известно [5], что в клеточных мембранах, включая эритроцитарные, под влиянием фосфолипазы А2 образуется ЛФХ. Предполагают [5-7], что он играет важную роль в регуляции функций клеток. Цель работы - оценить влияние ЛФХ на способность адреналина изменять ОРЭ.

Исследовали венозную кровь 22 небеременных женщин (28,3±7,5 лет). Ее получали в объеме 4 мл и смешивали с 1 мл 5% раствора цитрата натрия. Оценку ОРЭ проводили через 4-6 часов по Идельсону Л. И. (1974) [4] в нашей модификации, заключающейся в замене раствора NaCl c 0,40% на 0,42% (при этом число гемолизированных эритроцитов приближается к 50%). В 3 ряда пробирок (по 6-9 в каждом) вносили по 0,1 мл крови; в 1-й ряд добавляли по 0,1 мл адреналина (в конечной концентрации от 10-13 до 10-5г/мл), во 2-й - по 0,1 мл ЛФХ (от 10-13 до 10-5г/мл), а в 3-й - 0,1 мл адреналина (10-13 -10-5г/мл) и 0,1 мл ЛФХ (10-6 г/мл). Через 5 минут во все пробирки добавляли 0,42% раствор NaCl (до 5 мл); их выдерживали 30 мин. при 18-20оС, центрифугировали (5 мин, 2000 об/мин) при 18-200С на центрифуге ОПн-8УХЛ4.2., измеряли оптическую плотность надосадочной жидкости на КФК-2 и рассчитывали процент гемолизированных эритроцитов. Различия оценивали по критерию Стьюдента и Манна-Уитни, считая их достоверными при р<0,05.

Установлено, что в контроле (0,1 мл крови + 4,9 мл 0,42% раствора NaCl) число гемолизированных эритроцитов составило 64,1±7,0% от общего их числа. Адреналин (табл.) в концентрациях 10-13, 10-12 и 10-11 г/мл повышал ОРЭ, но степень этого повышения не зависела от его концентрации в среде, что указывает на его неспецифичность. В концентрациях 10-10-10-5 г/мл адреналин вызвал (за счет активации β-АР?) более выраженное повышение ОРЭ, степень которого для концентраций 10-10-10-7 г/мл возрастала с их увеличением; для концентраций 10-6 и 10-5 г/мл она уменьшалась (за счет активации α-АР?). В концентрациях 10-13, 10-12 и 10-11 г/мл ЛФХ повышал ОРЭ, но степень этого повышения не зависела от его концентрации в среде, что также указывает на его неспецифичность. В концентрациях 10-10-10-5 г/мл ЛФХ незначительно (и слабее, чем адреналин) повышал ОРЭ (за счет активации специфических орфановых рецепторов, открытых [7] ?). При совместном действии с адреналином ЛФХ (10-6 г/мл) увеличивал его способность (достоверно - для концентраций 10-10, 10-9 и 10-6 г/мл) повышать ОРЭ. Это можно объяснить тем, что ЛФХ блокирует α-АР (при активации которых адреналин снижает ОРЭ), не влияя на β-АР, активация которых повышает ОРЭ. Результаты исследования подтверждают представление [5-7] о способности ЛФХ регулировать деятельность клеток.

Таблица 1. Число эритроцитов (М±m), гемолизированных в 0,42% растворе NаСl (в % к контролю) при наличии в среде адреналина (10-13-10-5 г/мл, 1), ЛФХ (10-13-10-5 г/мл, 2) и адреналина (10-13-10-5 г/мл) совместно с ЛФХ (10-6 г/мл, 3)

Концент-рация, г/мл

Число наблюдений

Адреналин

ЛФХ

Адреналин + ЛФХ

1

2

3

10-13

10

54,0±7,3*

57,7±9,1*

49,8±7,7*

10-12

10

59,2±6,2*

53,9±8,8*

46,8±7,4*

10-11

10

56,5±6,8*

59,5±8,5*

42,7±6,5*

10-10

22

48,5±6,1*

51,2±6,1*

32,8±4,9*bc

10-9

22

50,0±5,5*

51,7±5,7*

32,7±5,3*abc

10-8

22

43,5±5,8*

52,0±5,6*

36,5±5,0*

10-7

12

34,0±6,1*

47,4±7,9*

34,4±7,6*

10-6

19

43,7±5,9*

52,0±6,0*

32,5±5,4*bc

10-5

12

49,8±8,1*

50,4±6,4*

31,8±7,5*

*-различия с контролем достоверны, p<0,05, по критерию Стьюдента;

а, b и с - различия с 1 (a), 2 (b) и с ЛФХ в концентрации 10-6 г/мл (с) достоверны (p<0,05) по критерию Манна-Уитни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабин А. П. и др.//Гемореология в микро- и макроциркуляции: Мат. межд. конф. Ярославль, 2005. С. 196.
  2. Длусская И. Г. и др. //Авиакосмич. и экол. мед. 1997. № 5. С. 64-70.
  3. Кленова Н.А., Власов Д.Н. //Актуальные проблемы медицины, биологии и экологии. Т. 2. Томск. 2003. С.282-283.
  4. Меньшиков В.В. Лабораторные методы исследования в клинике. М., 1987. С. 119- 120.
  5. Проказова Н.В. и др. //Биохимия. 1998.Т.63, в. 1. С. 38 - 46.
  6. Oka H. et al. //Arterioscler. Thromb. Vasc. Biol. 2000. V. 20. Р.244-250.
  7. Rikitake Y. et al. //ibid. 2002, V. 22. Р.2049- 2053.


ПРАКТИКУМ ПО ТАКСАЦИИ

ПРАКТИКУМ ПО ТАКСАЦИИ Статья в формате PDF 125 KB...

06 07 2022 0:38:20

Шхагапсоев Сафарби Хасанбиевич

Шхагапсоев Сафарби Хасанбиевич Статья в формате PDF 81 KB...

25 06 2022 8:17:32

ПРОБЛЕМА МОРФИНИЗМА В СРЕДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ПРОБЛЕМА МОРФИНИЗМА В СРЕДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Статья в формате PDF 245 KB...

20 06 2022 22:36:56

КОЛЕБАНИЯ УПРУГО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

КОЛЕБАНИЯ УПРУГО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Статья в формате PDF 147 KB...

16 06 2022 21:39:55

ИЗМЕНЕНИЯ МЕСТНЫХ ФАКТОРОВ ЗАЩИТЫ И МИКРОБИОТЫ РОТОГЛОТКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОСТРЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ИЗМЕНЕНИЯ МЕСТНЫХ ФАКТОРОВ ЗАЩИТЫ И МИКРОБИОТЫ РОТОГЛОТКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОСТРЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ Профилактика респираторных инфекций у детей раннего возраста на современном этапе включает воздействие на местные факторы защиты входных ворот инфекции. Исследовано 48 детей с ОРВИ, 27 с менингококковой инфекцией и 24 с коклюшем в возрасте до 15 месяцев включительно в острый период заболевания и период реконвалесценции. Контрольную группу составили 38 детей того же возраста. Бактериологическими и микроскопическими методами исследования обнаружены изменения в микробиоте слизистой ротоглотки, связанные преимущественно с ростом кандидозной микрофлоры. Наибольшие количественные показатели роста микобиоты в десятки раз выявлены при ОРВИ, тогда как при менингококковой инфекции при условии массивной антибактериальной терапии рост грибковых клеток был умеренным. Коклюш сопровождается на фоне значительных деструктивных процессов в эпителии ротоглотки незначительным ростом грибковой микробиоты. ...

12 06 2022 9:38:28

ЛИГАНДЫ СОМАТОСТАТИНОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПАНКРЕАТОЛОГИИ. СООБЩЕНИЕ 2. СОМАТОСТАТИН И ЕГО АНАЛОГИ В ЛЕЧЕНИИ ОСТРОГО И ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА

ЛИГАНДЫ СОМАТОСТАТИНОВЫХ РЕЦЕПТОРОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПАНКРЕАТОЛОГИИ. СООБЩЕНИЕ 2. СОМАТОСТАТИН И ЕГО АНАЛОГИ В ЛЕЧЕНИИ ОСТРОГО И ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА В экспериментальных исследованиях было установлено благоприятное влияние соматостатина и его аналогов на течение острого панкреатита и выживаемость подопытных животных. Это явилось предпосылкой для применения соматостатина при лечении острого панкреатита у людей. По данным ряда исследований применение соматостатина у пациентов с острым панкреатитом способствовало уменьшению частоты осложнений и снижению cмepтности. Использование октреотида при лечении острого панкреатита - наиболее важная область его применения в панкреатологии. По данным мета-анализа рандомизированных исследований у пациентов с тяжелым острым панкреатитом, получавших октреотид, было подтверждено снижение cмepтности. Существующие данные доказательной медицины свидетельствуют о благоприятном влиянии октреотида на эффективность лечения пациентов с острым панкреатитом. Применение октреотида при хроническом панкреатите различной этиологии способствовало уменьшению болевых ощущений, снизило потребность в спазмолитиках и aнaльгетиках, а также частоту обострений. Положительный эффект октреотида при лечении хронического панкреатита зафиксирован как у взрослых, так и у детей. ...

08 06 2022 15:46:57

ГЕМОСТАЗ У БОЛЬНЫХ МИОМОЙ МАТКИ

ГЕМОСТАЗ У БОЛЬНЫХ МИОМОЙ МАТКИ Статья в формате PDF 116 KB...

06 06 2022 4:31:38

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей. ...

04 06 2022 20:17:34

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 101 KB...

30 05 2022 11:30:15

НИТЕВИДНЫЕ КРИСТАЛЛЫ

НИТЕВИДНЫЕ КРИСТАЛЛЫ Статья в формате PDF 157 KB...

28 05 2022 23:19:53

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА

ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 142 KB...

26 05 2022 15:21:57

ТЕОРИЯ ДОУ

ТЕОРИЯ ДОУ Статья в формате PDF 424 KB...

18 05 2022 3:20:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::