ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
На сегодняшний день одними из наиболее острых, наверное, для всех субъектов Российской Федерации остаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения социальной защищенности населения.
Для Республики Татарстан поворотным в обоих областях стал 2005 год, когда было принято решение одновременно с реформой льгот, одним из факторов которой стала децентрализация ответственности и за правовое и за финансовое обеспечение социальной защиты населения от федерального уровня власти к регионам, повлекшая за собой значительное увеличение бюджетной нагрузки на последние и, как следствие, необходимость мобилизации бюджетных ресурсов, осуществить переход на 100%-ую оплату населением экономически обоснованной стоимости услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.
Основными составляющими реформирования стали:
1. Прекращение дотирования расходов всего населения республики при оплате жилищно-коммунальных услуг за счет компенсации организациям жилищно-коммунального комплекса разницы между экономически обоснованной стоимостью услуг и фактической оплатой гражданами.
2. Перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставлявшихся в виде скидки, на реальные денежные выплаты.
Результатом ухода от дотаций, с одной стороны, стали стабилизация финансового состояния поставщиков жилищно-коммунальных услуг, обеспечение соблюдения платежной дисциплины по отношению к контрагентам, повышение ответственности за качество предоставляемых услуг и реализация в полном объеме экономических механизмов управления организациями в рыночных условиях.
С другой - в среднем по республике рост тарифов в 2005 году составил более 20%, в ряде муниципалитетов размеры ежемecячных платежей населения выросли в несколько раз. С целью недопущения значительного снижения жизненного уровня населения, руководством республики было принято решение о дополнительном субсидировании граждан в зависимости от дохода.
На сегодняшний день в республике, дополнительно к субсидии по малообеспеченности, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, введены еще 2 субсидии - субсидия на ограничение роста платежа (максимально допустимый рост платежа за жилищно-коммунальные услуги в 2005 году по сравнению с 2004 годом зависит от дохода семьи. Например, при среднедушевом доходе до 2000,0 рублей в месяц, рост платежа не мог составить более 20%, от 2000,0 до 2500,0 рублей - 30% и т.д.. Фактические начисления сверх максимально допустимых компенсируются гражданам из республиканского бюджета) и субсидия на отопление сверхнормативной жилой площади (при среднедушевом доходе до 3200,0 рублей в месяц затраты на отопление сверхнормативной жилой площади также компенсируются в установленном порядке).
Несмотря на то, что программа жилищных субсидий и сегодня занимает основное место в республиканской системе социальной защиты, как по охвату населения (получателями являются 9,4% семей республики), так и по затратам - в бюджете республики на 2007 год на реализацию программы жилищных субсидий предусмотрено 1,4 млрд.рублей или 28% от общего объема средств, направляемых республикой на финансирование социальных выплат, прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, привело и к снижению затрат бюджета на оказание поддержки населению в целом при оплате жилья и коммунальных услуг. За 6 месяцев 2004 года общая сумма затрат на предоставление субсидий по малообеспеченности гражданам и дотаций поставщикам жилищно-коммунальных услуг составила 879,2 млн.рублей, за тот же период 2005 года на выплату уже только субсидий по малообеспеченности, включая и республиканский сегмент, было направлено 730,0 млн.рублей (на 149 млн. или на 17% меньше), за аналогичный период 2006 года -538,0 млн.рублей, 2007 года - 460,5 млн.рублей.
Постоянное снижение объемов затрат обусловлено как опережающим в сравнении с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ростом доходов населения (за период с 1999 года реальные денежные доходы населения республики выросли на 55%), так и ужесточением требований к претендентам.
Основная часть населения лишилась помощи от государства при оплате жилья, но в то же время, сэкономленные средства были перераспределены на обеспечение «республиканских» субсидий - увеличение помощи наименее социально незащищенной части татарстанцев.
На 1 января 2007 года из 258 тысяч человек, входивших в состав семей, получающих субсидии, 104 тысячи (40%) являлись пенсионерами, в том числе 75 193 человека - одинокими пенсионерами, более 59 тысяч - несовершеннолетними детьми. При этом, проведенный анализ показал, что 75,3% от общего числа получателей субсидий составляли семьи со среднедушевым доходом до 3 200 рублей в месяц (прожиточный минимум на душу населения 3 023,0 рубля в месяц). На них приходилось 82,4% общей суммы субсидий, 31% из которой составляли дополнительные «республиканские» гарантии. За счет применения поправочного коэффициента при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан снижался, в среднем, с 21%, установленного в республике, до 15%. А за счет дополнительных республиканских субсидий, реально, составлял для семей с доходом ниже прожиточного минимума, не более 9%. При этом 10% «самых бедных» не тратили собственные средства на оплату жилишно-коммунальных услуг вообще.
Если анализировать ситуацию в целом, то расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупных доходах всего населения республики с учетом предоставления всех видов субсидий без льгот в 2004 году составляли 5,9%, в условиях оплаты услуг по экономически обоснованной стоимости данная доля увеличивается до 6,7%. В 2005 году, при условии роста совокупных доходов домохозяйств на 133% (по данным органов статистического учета среднереспубликанский размер денежных доходов населения в 2004 году составлял 5 345 рублей, в 2005 году - 7 111 рублей в месяц) доля расходов снизилась до 6,1%, а с учетом предоставления отдельным семьям субсидий по малообеспеченности, на ограничение роста платежа и на отопление сверхнормативной жилой площади составили 5,7%. Указанная тенденция сохранилась и в последующие годы.
Аналогичный экономический эффект дала и «монетизация» льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. До 2005 года, как уже отмечалось выше, льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи) предоставлялись в виде снижения платежа. Действовал порядок, в соответствии с которым льготник обращался в управляющую компанию (ЖКУ, правление ТСЖ), предъявлял удостоверение о праве на льготы и оплачивал жилищно-коммунальную квитанцию с учетом соответствующей скидки. Управляющие компании, в свою очередь, объемы выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, предъявляли к возмещению из соответствующего бюджета.
Поставщики услуг были напрямую заинтересованы в увеличении объемов компенсаций, что в целом ряде случаев приводило, мягко говоря, к искажению информации и о количестве получателей и о размерах предоставляемых им льгот.
С 2005 года порядок был кардинально изменен. Определение права на льготу и ее размера были переданы органам социальной защиты. В результате количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, в 2005 году по сравнению с 2004-м снизилось на 78 тысяч человек (10% от общего числа декларировавшихся льготников). При росте тарифов на оплату ЖКУ в 2005 году более чем на 60%, рост затрат на выплату субсидий-льгот не превысил 9,6%. Реальная экономия бюджетных средств в 2005 годом составила порядка 100 млн.рублей.
Следует отметить, что население восприняло изменения в системе предоставления льгот достаточно спокойно. Во многом это связано с тем, что объем субсидий-льгот (в денежном выражении) по оплате жилищно-коммунальных услуг не изменился при новом механизме предоставлении льгот. Подтверждением этого можно считать сохранившийся в 2005 году высокий уровень сбора платежей населения: в феврале 2005 года, сразу после введения нового механизма предоставлении мер социальной поддержки, он составил 96%.
Наверное, неправильно было бы судить об эффективности проведенных преобразований, не коснувшись затрат на их подготовку и реализацию.
Основным условием реализации «татарстанского» опыта является активное применение информационных технологий как в системе социальной защиты населения, так и в системе ЖКХ.
В республике функционирует автоматизированная система адресной социальной защиты (АСЗ) населения, уникальность которой состоит в реализации взаимодействия со многими министерствами и ведомствами, поставщиками услуг. Нормативно установлены единые для всех участников взаимодействия требования, а также регламент обмена данными. Сегодня банк данных содержит информацию о гражданине (Ф.И.О., адрес, семейное положение и т.д.), о семье (состав, семейное отношение к заявителю), о пенсионерах (вид пенсии, наличие инвалидности, размер ЕДВ у федеральных льготников), о помощи, оказанной гражданину (сумма, вид помощи), о занимаемой жилом помещении (удельные хаpaктеристики жилищного фонда, виды и объемы предоставляемых жилищно-коммунальных услуг).
Это позволяет органам социальной защиты с использованием информационных технологий осуществляют назначение и выплату мер социальной поддержки по принципу «одного окна». Человек обращается только в орган социальной защиты, сотрудники которого осуществляют прием обращений, расчет и предоставление всех мер социальной поддержки. Существующая система позволяет существенно повысить и эффективность административных расходов. Общие затраты на обеспечение деятельности специалистов, включая расходы на заработную плату, на 2007 год определены в объеме 92,0 млн.рублей и составляет 1,3% от объема реализуемых ими мер социальной поддержки - 7,0 млрд.рублей в год.
Итоги перехода на новую систему оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и монетизация всех видов государственной социальной поддержки граждан свидетельствуют о реальных положительных результатах проведения данных работ:
- для бюджета республики - в рационализации бюджетных расходов и создании оптимальной системы социальной поддержки, позволяющей без ущемления прав граждан при росте стоимости коммунальных услуг не увеличивать расходы бюджета,
- для организаций жилищно-коммунальной отрасли - в возможности стратегического развития в конкурентной среде независимо от бюджетной обеспеченности,
- для населения - в гарантии государством своевременного и в полном объеме предоставления социальной помощи, позволяющей самостоятельно производить платежи за жилищно-коммунальные услуги.
Действующая в республике система субсидирования малообеспеченных семей при оплате жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд достаточно эффективна. Тем более, что с 2006 года, в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации, республика перешла на предоставление субсидий с использованием региональных стандартов. Определение размера выплаты в зависимости от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (утверждаемой величины, расчет которой осуществляется с использование средних жилищно-коммунальных показателей для муниципалитета, а не фактического начисления конкретной семьи) не только упростил схему расчета, но и стал реальным стимулом для экономичного использования коммунальных услуг.
Система льгот на сегодняшний день менее эффективна, и, в первую очередь, это связано с тем, что нормы, устанавливающие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, содержаться пpaктически во всех законах, затрагивающих интересы отдельных льготных категорий граждан. Вместе с тем, их формулировки значительно отличаются друг от друга. В одних содержаться ограничения нормами потрeбления коммунальных услуг, установленными органами местного самоуправления. В других, например, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подобные ограничения отсутствуют. В результате инвалид, зарегистрированный один в коттедже большой площади, чаще всего ему не принадлежащем, получает льготу в размере 50% стоимости всех жилищно-коммунальных услуг. В то время, как малообеспеченный инвалид, проживающий в стесненных условиях, получает льготу в значительно меньшем размере. Тем самым нарушается принцип социальной справедливости в отношении граждан, отнесенных к одной и той же категории.
Кроме того «зеркальный» перевод натуральной льготы в денежную выплату не стимулирует население к экономии коммунальных услуг (чем меньше платеж, тем меньше размер льготы).
На наш взгляд было бы целесообразно перейти на расчет льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги также исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг по аналогии с расчетом адресных жилищно-коммунальных субсидий. Но решение данного вопроса находится, в первую очередь, в поле правового регулирования федеральных органов власти.
Статья в формате PDF
120 KB...
09 07 2025 15:12:10
Статья в формате PDF
300 KB...
08 07 2025 4:19:34
Статья в формате PDF
109 KB...
07 07 2025 10:49:30
06 07 2025 20:53:14
Статья в формате PDF
133 KB...
05 07 2025 23:29:24
Статья в формате PDF
104 KB...
04 07 2025 20:19:42
Статья в формате PDF
129 KB...
03 07 2025 23:56:14
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики. В условиях стихийного развития рынка в России здоровая конкуренция явление нечастое. Большинство региональных товарных рынков в стране хаpaктеризуются крайне высоким уровнем монополизма, унаследованным от прежней планово-административной экономики. Борьба с проявлениями монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции актуальная задача сегодняшнего дня, решение которой возможно научно-обоснованными методами экономико-математического моделирования.
...
02 07 2025 4:43:49
Статья в формате PDF
214 KB...
01 07 2025 16:17:41
Анализ собственных и опубликованных материалов в отечественной и зарубежной литературе приводит к выводу о возможности организма рыб противостоять негативному влиянию экзотоксикантов. Реальной основой сопротивляемости организма является биокатализ. В этих процессах изменение активности ферментов следует рассматривать в качестве первичной реакции биологически активных веществ, направленной на детоксикацию чужеродных соединений.
...
30 06 2025 23:56:45
Статья в формате PDF
107 KB...
29 06 2025 7:37:45
Статья в формате PDF
270 KB...
27 06 2025 15:42:49
26 06 2025 16:43:13
Статья в формате PDF
229 KB...
25 06 2025 19:30:21
Статья в формате PDF
142 KB...
24 06 2025 6:22:49
Статья в формате PDF
245 KB...
23 06 2025 1:10:53
Статья в формате PDF
345 KB...
22 06 2025 18:29:44
Статья в формате PDF
102 KB...
21 06 2025 12:35:17
Проведен анализ результатов научных исследований об использований труда заключенных филиалов ГУЛАГа в Казахстане для развития народного хозяйства Центрального Казахстана в 30–40-е годы ХХ века. На основе архивных данных были сделаны выводы о том, что заключенные филиалов ГУЛАГа, несмотря на тяжелое социально-экономическое, политически бесправное положение, испытывая все невзгоды, работали на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, на строительстве железных дорог, в голод и холод создавали экономическую базу для укрепления социалистического строя. Из основной категории заключенных выделялись женщины – жены так называемых «изменников Родины». Условия труда и содержание их в лагерях было намного тяжелее, чем у мужчин. Несмотря на это они занимались физическим трудом наравне со всеми заключенными, выполняли норму выработки, повышали производительность труда, не получая за это никаких ослаблении в труде.
...
20 06 2025 2:37:53
Статья в формате PDF
117 KB...
19 06 2025 18:50:48
Статья в формате PDF
119 KB...
18 06 2025 9:27:58
16 (29) мая 1911 года в Астpaxaнь приехали члeны международной экспедиции под руководством И.И. Мечникова. Экспедиция должна была помочь решить важные проблемы распространения чумы в нашем регионе и создания вакцины против туберкулеза. Детальный анализ публикаций 1911-1912 годов доказывает положительное влияние работы экспедиции И.И. Мечникова на результативность исследований чумы в Киргизских степях. Полевые исследования в Калмыцких степях позволили определить основные направления лабораторного поиска вакцины против туберкулеза.
...
17 06 2025 18:10:47
Статья в формате PDF
109 KB...
16 06 2025 8:23:59
Бесплодие в бpaке – это не только физическое, это еще всегда психологическое и социальное нeблагополучие. В последние годы интерес к проблеме психологических факторов при бесплодии возрос. Влияние психологического состояния, обусловленного бесплодием, на результат лечения признается пpaктически всеми исследователями. Реакция на бесплодие независимо от того женское оно или мужское, сильнее выражено у женщин. Возраст и длительность бpaка не влияют на остроту стресса. Наиболее сильное чувство депрессии у женщин выражено на 2-3 год после выявления бесплодия, а после 3-4 лет начинается адаптация к бесплодию. Отмечено, что женщинам с идиопатическим бесплодием присущ больший оптимизм, в отличие от пациенток, бесплодие которых было обусловлено заболеванием, требующим хирургического лечения. В последние годы разработаны различные методики психологической коррекции и лечения психических расстройств при бесплодии.
...
15 06 2025 0:47:25
Статья в формате PDF
100 KB...
14 06 2025 16:16:58
Рассматриваются показатели всхожести семян и частота встречаемости патологий митоза проростков лука-батуна (Allium fistulosum. L.), выращенных на почвенных пробах, отобранных на территории Западной Якутии в природных биотопах и в зоне воздействия предприятий горнодобывающей промышленности. Проанализировано 97 проб почвы, 35 000 клеток. Выявлено снижение всхожести семян и повышение показателя мутагенной активности почв на территории, загрязненной в результате деятельности алмaзoдобывающей промышленности и разведки месторождений углеводородного сырья в зоне воздействия всех обследованных предприятий. Это свидетельствует о нарушении цитогенетического гомеостаза вследствие комплексного воздействия негативных факторов антропогенно преобразованной среды.
...
13 06 2025 7:36:46
Статья в формате PDF
301 KB...
12 06 2025 20:15:25
11 06 2025 20:28:38
Статья в формате PDF
113 KB...
10 06 2025 22:40:10
Статья в формате PDF
291 KB...
09 06 2025 22:30:11
08 06 2025 9:50:21
Статья в формате PDF
128 KB...
07 06 2025 2:51:14
Статья в формате PDF
361 KB...
05 06 2025 23:39:23
Статья в формате PDF
236 KB...
03 06 2025 3:41:44
Статья в формате PDF
118 KB...
02 06 2025 23:45:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::