ЭКОГАРМОНИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭКОГАРМОНИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭКОГАРМОНИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Мальцев В.А. Статья в формате PDF 116 KB

Гармоническое согласование антропогенного фактора социальной жизни с естественными требованиями самодостаточности живого бытия является единственно оптимальным направлением будущего развития постиндустриальной цивилизации. Любая жизненная форма и все живое в целом несут в себе гармонию и красоту: нужно только сохранить и утвердить эти непреходящие ценности. Экогармония человека представляет собой двусторонний процесс. Определяющая, активная роль в нем, несомненно, принадлежит природофильной человеческой деятельности. Ее главной целью является не просто улучшение состояния окружающей среды, а эстетико-нравственное совершенствование социоприродной культуры планетарного общежития. Экологические движения "зеленых" и других организаций, различные природоохранные мероприятия так или иначе связаны с эстетическими и нравственными вопросами человеческого бытия. Река, очищенная от нечистот, есть нечто большее, чем прозрачный поток пресной воды. Это уже животворный источник естественной гармонии, светоносная картина непринужденного проявления нравственных основ жизни. Гуманизация техносоциальной деятельности - это начало и продукт экогармонии человека.

Другой стороной экогармонического взаимодействия человека с природой является живая среда как сверхсложная гомеостатическая система метаболического обмена веществ и энергии. В условиях антропотехногенного воздействия биотические системы превращаются в экологические структуры, социотехноприродные комплексы, включающие многоуровневые мультиструктурные взаимосвязи физико-химических, биологических, социально-экономических и культурных компонентов. Экологическая система - это противоречивое, в сильной степени неравновесное, единство естественных биогеоценозов и искусственных индустриально-аграрных ландшафтов. Биотическое и техносоциальное выступают в экологических системах таким единством, которое через общественное производство односторонне сопряжено с подавляющей детерминацией со стороны антропогенных факторов. Но природа сама по себе не является пассивной, страдающей стороной. Живые системы в экологических условиях из равновесных гомеостатов превратились в сильно неравновесные, метастабильные структуры. Самоорганизация природных процессов стала происходить по законам нелинейной термодинамики (синергетики).

Согласно термодинамическому критерию эволюции Гленсдорфа-Пригожина в любой неравновесной системе скорость производства энтропии уменьшается, и поэтому развитие живой системы вполне определенно описывается эволюционным уравнением нелинейного вектора состояний, компоненты которого выражаются градиентами флуктуаций жизненно важных физиологических функций организма. Это эволюционное уравнение описывает возникновение макроскопических паттернов порядка на уровнях субклеточных образований, клетки, многоклеточных организмов, популяции, вида, биосферы в целом. Оно снимает противоречие между вторым началом термодинамики о возрастании энтропии и беспорядка в замкнутой системе и эволюционным законом естественного отбора об усложнении структурной организации биологических систем в ходе развития в живой природе. Биологические системы, будучи неравновесными и открытыми, снижают собственный внутренний беспорядок за отчет выбора энтропии вместе с продуктами жизнедеятельности в окружающую среду. При этом такие системы будут расти и развиваться в том случае, если они впитывают в себя свободную энергию из окружающей среды больше, чем рассеивают энтропию. Эволюция природы имеет интеpaктивную динамику, когда негэнтропийное усложнение биологических систем начинается в ходе взаимодействия критических флуктуаций их микроскопических состояний вдали от равновесного состояния, в форме макроскопических бифуркаций, наступающих вслед за синергией микроскопических флуктуаций. Американский физик Л. Онсагер кратко выразил это в своем универсальном принципе направленности эволюции, согласно которому эволюция природы всегда направлена по пути снижения диссипации энергии, т. е. она всегда выбирает то направление, которое обеспечивает минимум роста энтропии. В процессе эволюции на любом уровне организации биологические системы становятся все более интегрированными, с более развитыми регуляторными механизмами, обеспечивающими устойчивую саморегуляцию, генетико-поведенческий гомеостаз (правило усиления интеграции биологических систем, сформированное русским ученым И. И. Шмальгаузеном).

Процессы диссипативной самоорганизации играют значительную созидающую роль в глобальной деятельности биосферы Земли. Экологические системы - сложные неравновесные структуры живых организмов и геологическими факторами окружающей среды с их нелинейным взаимодействием между собой. Аттpaкторами эволюции экосистем служат сукцессии - последовательные циклы биоценозов, преемственно возникающих в пределах одного биотопа, т. е. на одной и той же территории под влиянием природных или антропогенных факторов. Стареющие сообщества растений и животных постепенно и закономерно сменяются другим экологическим сообществом вплоть до образования климaкcа, а в случае воздействия человека - паpaклимaкcа. Kлимaкcное или паpaклимaкcное состояние экосистемы хаpaктеризуется наиболее устойчивым паттерном взаимодействия элементов биологического сообщества, в максимальной мере соответствующим природным условиям данной местности. В условиях сильно неравновесной окружающей среды т. е. при значительном отклонении условий биотопа от норм биоценоз становится специфическим, в котором наблюдается эффект массового размножения особей отдельных составляющих его видов. Агрегация особей в таком биоценозе усиливает конкуренцию между ними за пищевые ресурсы и жизненное прострaнcтво, что приводит в целом к повышенной способности популяции к выживанию. Таким образом анализ сукцесионных процессов как неравновесных фазовых переходов от одних экосистем к другим позволяет точно прогнозировать развитие природы на биосферном уровне.

Диссипативная самоорганизация экологических систем приводит к созданию устойчивых кругооборотов, комплементарных гиперциклов биосферных и антропогенных факторов. Новые диссипативные структуры в этих гиперциклах хаpaктеризуются иным набором термодинамических элементов, чем равновесная структура биоценозов. Макроскопически неравновесный синергетический кругооборот, возникший под влиянием техноантропогенных факторов, сместил прежний замкнутый кругооборот живого вещества путем микроскопических флуктуаций биофильных элементов окружающей среды и техноантропогенных элементарных актов субъективных действий человека. Подобная модификация живой материи означает не ее распад и деградацию, а переструктуризацию, шаг вперед, окультуривание диких форм жизни. Разумно устроенная дренажная система содержит в себе значительно больше эмерджентных элементов, чем затхлое, гниющее болото.

Вторжение человека в природу должно сопровождаться установлением отрицательных обратных связей субъективно-духовного и объективно-естественного, придающих синергетическим системам экогармоническую устойчивость. Человек должен чувствовать творческое дыхание диссипативных природных структур, предвидеть их эмерджентное поведение и вести поиск эффективных средств, способных направлять и удерживать это поведение по экогармоническим правилам. В этих условиях на первый план выдвигаются важные задачи экогармонического моделирования и прогнозирования перспективных вариантов восходящего развития экологических систем, поиска таких природоохранных мер, которые способны повышать негэнтропию эмерджентной эволюции экогармонии человека.

Экологическая личность формируется и развивается под влиянием не только природоохранных организаций, но и разного рода государственных и общественных институтов, нравов и обычаев, сложившихся в социальной среде, и тех культурных ценностей, которые в ней утвердились. Она развивается в определенном образовательном прострaнcтве, которое как на микроуровне - в отдельном районе или городе, так и на макроуровне - в рамках государства или мирового сообщества представляет более или менее организованную инфраструктуру по охране окружающей среды. Границы такого прострaнcтва определяются по шкале административно - территориального деления с соответствующими полномочиями государственных и общественных комитетов, ответственных за экологическую безопасность в пределах данного региона. Такое прострaнcтво устанавливается не стихийно, а в процессе неравновесного взаимодействия внутренних и внешних факторов - природных, социокультурных, экономических, политических.

Известно, что любая экологическая проблема может эффективно решаться только в комплексе различных исследовательских программ. Каждая конкретная дисциплина дает свой срез концептуального изображения экологической реальности и в лучшем случае предлагает модели и средства улучшения состояния отдельных сторон экологии человека. Преодолеть подобную фрагментарность подхода к экологическим проблемам может только та форма объяснения, которая будет соответствовать целостности экологической реальности. Именно синергетическая экогармония человека предстает как эмерджентное целое, в котором достигается взаимная координация творческих усилий человека и природы. Экогармонический подход к исследованию экологических проблем позволяет разработать комплексную программу оздоровительных мероприятий, приводящих к внутренней устойчивости и самодостаточности функционирования и развития экологической системы как единого целого. Такого рода мероприятия призваны не просто осуществлять контроль за экологической ситуацией, устранять отрицательные тенденции, приводящие к деградации природной среды, а создавать новые экологические структуры, соответствующие разумным условиям жизнеобеспечения как человека, так и природных жизненных форм.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (15-20 марта 2004 г)



ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Химия, биология, география и астрономия являются естественными науками, а обучение химии, биологии, географии и астрономии, безусловно, является искусством. И от того, насколько педагоги владеют этим искусством, зависит то, насколько наше общество вооружено знаниями. Обучение естественным наукам - это не просто передача определенного объема знаний, но и развитие жажды серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. А для того, чтобы эта жажда появилась, необходимо, чтобы сам напиток знаний был не только полезным и поучительным, но и обязательно «вкусным», содержал какие-то «наркотические компоненты», вызывающие устойчивое привыкание к получению все новых знаний. Талантливым детям необходимы талантливые учебники и талантливые образовательные системы. Нельзя сокращать количество часов преподавания естественнонаучных дисциплин, которые способствуют лучшему усвоению гуманитарных предметов, воспитывают логику, необходимую для обучения точным дисциплинам, способствуют воспитанию гуманизма. Приводится перечень проблем, которые необходимо решать при построении образовательной системы становления естественнонаучного мировоззрения у одаренных детей. ...

26 04 2024 17:49:58

ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ У ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ

ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ У ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОЧИХ Статья в формате PDF 100 KB...

24 04 2024 2:39:26

КЛЕТКИ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

КЛЕТКИ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 140 KB...

20 04 2024 5:24:39

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ?

ОТКАЗЫ ОТ ДЕТЕЙ: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАННЫМИ ПРИЧИНЫ? Статья в формате PDF 114 KB...

18 04 2024 18:33:15

Черкесов Борис Адамович

Черкесов Борис Адамович Статья в формате PDF 101 KB...

14 04 2024 10:55:32

ОБРАБОТКА ТВЕРДОГО ЖЕЛЕЗА ШЛИФОВАНИЕМ

ОБРАБОТКА ТВЕРДОГО ЖЕЛЕЗА ШЛИФОВАНИЕМ Статья в формате PDF 208 KB...

11 04 2024 19:16:23

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА Статья в формате PDF 300 KB...

01 04 2024 23:33:45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 244 KB...

23 03 2024 0:16:26

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ТЕСТОВ В РАЗВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ТЕСТОВ В РАЗВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ Изучена активность оксидоредуктаз в митохондриях различных органов свиней трех линий породы СМ-1 новосибирской селекции. Исследована активность цитохромоксидазы, сукцинатдегидрогеназы в митохондриях, супернатанте печении и сердца животных. Анализ всех экспериментальных групп показал, что по изменению ферментативной активности митохондрий лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета. Энергию клетке поставляют митохондоии. В состав митохондрий входят цитохромы, в частности, цитохром аа3(цитохромоксидаза), сукцинатдегидрогеназа. Во внутренней митохондриальной мембране приблизительно четвертую часть от общего белка составляют ферменты, которые принимают участие в трaнcпорте электронов и тканевом дыхании: флавопротеиды, цитохромы и ферменты, участвующие в синтезе макроэргов. Остальная часть общего белка внутренней мембраны митохондрий выполняет структурные функции вместе с входящими в ее состав липидами [1]. ...

20 03 2024 15:38:23

АЭРОЗОЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

АЭРОЗОЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 105 KB...

19 03 2024 11:50:26

ЛАНДШАФТ И ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА

ЛАНДШАФТ И ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА Статья в формате PDF 91 KB...

18 03 2024 23:12:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::