ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК НАУКОЕМКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИБКОЙ РАЦИО¬НАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ
Емкость знания определяется вместимостью его знаковой формы[1]. Критерий емкости - содержательная ценность знания, а минимум знаковых средств - его внешнее (формальное) выражение[2]. Емкость научного знания зависит от уровня и возможности информационной вместимости его понятийно-концептуального аппарата. Наукоемкие технологии - это технологии повышения емкости научного знания (здесь - в философии субъекта).
Ученый как познающий субъект описывает объект исследования в языковой форме. Экспериенциальный подход - направление современной когнитивной науки, изучающее языковое прострaнcтво субъекта в направлении движения от языковой картины мира к концептуальной. Экспериенциальный подход учитывает опыт взаимодействия субъекта с объектом и уровни познания - эмпирического, теоретического, обыденного (формой последнего является когниция). Наука получает новый аспект видения субъекта, его восприятия и концептуализации мира, реализации этого опыта в языке.
Вводимая нами категория «гибкая рациональность» позволяет расширить представления о познающем субъекте как ее носителе, раскрыть соотношение рационального и иррационального в познании. Гибкая рациональность - логическое познание с учетом дологических и антропологических особенностей познающего субъекта. Эффективным генератором и интерпретатором идей гибкой рациональности являются науки, демонстрирующие рациональную мощь познающего субъекта, ее гибкость - философия, когнитивная психология, когнитивная лингвистика, «неклассическая» математика (интуиционизм, иррациональная математика), логика (неклассическая, вероятностная, множественная).
Языковые структуры как формы выражения когнитивного содержания адекватны культуре мышления познающего субъекта, его исторической эпохе. Антропоцентрический фактор в исследовании генезиса и функционирования языкового сознания подчеркивает активную роль говорящего субъекта в процессах смыслопорождения и конструирования как языковой, так и общей картины мира. Язык фиксирует индивидуальные хаpaктеристики познающего субъекта как части этноса и хаpaктеристики самого этноса, его культуры, бытового дискурса. Мы считаем экспериенциальный подход наукоемкой технологией исследования гибкой рациональности в современной когнитивной науке.
Формы гибкой рациональности - когниция, концепт, категория (грамматическая форма). Концепт - языковое средство выражения рациональности, универсальный способ превращения объективного мира в мир человеческого (смыслового) бытия. Концепт, реализуемый в слове, в словосочетании, высказывании, дискурсе - элемент языковой картины мира. Его вербальные и мировоззренческие функции: языковая картина мира строится как результат речемыслительной деятельности; выражаются глубинные смыслы познающего субъекта и его этноса; аккумулируется культурный уровень каждой языковой личности, включенной в конкретно-историческую эпоху; фиксируются культурные ценности, отношения, идеалы, этнопсихологические и этнолингвистические особенности исторической эпохи. В концепте субъект обpaбатывает и переpaбатывает информацию на основе определенных методологических предпосылок, установок, ценностей в соответствии со своими ментальными особенностями, «когнитивной матрицей», аналитическими способностями, включая иррациональные формы познания. Как способ конструирования реальности, концепт отличается от других конструктов именно своей онтологической «наполненностью» - отражением целостности способов видения картины мира познающим эмпирическим субъектом.
Но концепт - это еще не категория. Концепт - форма прототипической категоризации и ее результат. Смысл концепта в процессе исторического развития изменяется. Философы рассматривают концепт как одно из познавательных средств, формирующих картину мира с учетом особенностей когнитивного опыта индивидуального познающего субъекта, действующего в рамках конкретных культурно-исторических реалий (концептосфер) как целостного и структурированного прострaнcтва. Философские концепты раскрывают методологическую роль философии по отношении к науке и, как опopные пункты человеческого знания, выполняют наряду с этим роль формы, структурной основы, регулятива гибкой рациональности в научном познании.
В постнеклассической науке актуальность комплексного рассмотрения категории «гибкая рациональность» определена востребованностью экспериенциального подхода в его пересечении (конъюгации) с когнитивным, культурно-историческим, коммуникативным и информационным подходами. Учитывается главенствующую роль индивидуального субъекта - носителя гибкой рациональности - как целостного, создающего посредством холистского видения научную картину мира в соответствии со своим ментальным опытом, что обеспечивает адекватное соответствие процесса получения знания и особых стандартов рассуждения субъекта процессу познания в целом. В то же время расширение основных типов и форм научной рациональности хаpaктеризуют масштабность познавательной активности коллективного субъекта - также носителя гибкой рациональности - по упорядочению знаний о мире, выстраиванию эвристической методологии научного исследования и организации соответствующей деятельности, адекватной, конструктивно эффективной и гносеологически релевантной.
[1] Сухотин А.К. Пути повышения емкости знания. Абстpaкция конструктивизации действительности// Методологические вопросы естествознания. - Томск, 1970. - С. 43.
[2] Сухотин А.К. К вопросу об информационной емкости знания // Методологические вопросы естествознания. - Томск, 1970. - С. 115.
На основе сухого экстpaкта полученного из растительного сбора (солодка гoлая, софора японская, календула лекарственная) были приготовлены три композиции в виде гранул, которые отличаются количеством склеивающего вещества – прополиса. Выбор вспомогательных веществ был подтвержден и обоснован в опытах in vitro, in vivo, in situ. ...
23 04 2024 10:57:44
22 04 2024 14:57:48
Статья в формате PDF 141 KB...
21 04 2024 8:39:46
Статья в формате PDF 134 KB...
20 04 2024 16:39:50
19 04 2024 23:50:50
Активация лейкоцитов и тромбоцитов циркулирующей крови детей при неотложных состояниях сопровождается интенсификацией образования в ней клеточных ассоциаций, представленных ауторозетками, образованными лейкоцитами из эритроцитов, и тромбоцитарными агрегатами. Циркуляция в крови значительных количеств этих клеточных ассоциаций способна вызвать ухудшение её реологических свойств и соответственно нарушения микроциркуляции. Поскольку эритроциты, входящие в состав ауторозеток и контактирующие с тромбоцитами, подвергаются экзоцитарному лизису, это приводит к поступлению в циркулирующую кровь эритроцитарных прокоагулянтов и увеличивает возможность тромбообразования. Поэтому интенсификацию образования ауторозеток и тромбоцитарных агрегатов можно рассматривать как патогенетические факторы нарушений микроциркуляции при неотложных состояниях. ...
18 04 2024 21:32:20
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 21:33:19
Статья в формате PDF 113 KB...
14 04 2024 9:42:24
Статья в формате PDF 112 KB...
12 04 2024 16:55:33
Статья в формате PDF 115 KB...
11 04 2024 15:53:50
Приведены данные по распространению элементов платиновой группы (ЭПГ) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. ЭПГ в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы ЭПГ представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации. ...
10 04 2024 19:47:44
Статья в формате PDF 135 KB...
09 04 2024 17:38:42
Исследована активность трaнcфераз в митохондриях различных органов трех линий свиней породы СМ-1 новосибирской селекции. Определена активность аспартат-аминотрaнcферазы, аланин-аминотрaнcферазы в митохондриях, супернатанте скелетных мышц, сердца и печени животных. В результате эксперимента установлено, что по активности трaнcфераз в митохондриях лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета. ...
08 04 2024 0:46:11
Статья в формате PDF 135 KB...
07 04 2024 15:22:43
06 04 2024 22:33:16
Статья в формате PDF 334 KB...
04 04 2024 16:31:23
Статья в формате PDF 131 KB...
03 04 2024 22:15:52
Статья в формате PDF 111 KB...
02 04 2024 1:20:43
Статья в формате PDF 255 KB...
01 04 2024 8:37:18
Статья в формате PDF 116 KB...
31 03 2024 14:22:28
Статья в формате PDF 220 KB...
30 03 2024 1:56:59
Статья в формате PDF 293 KB...
28 03 2024 13:50:53
Статья в формате PDF 253 KB...
27 03 2024 10:13:50
Статья в формате PDF 307 KB...
26 03 2024 10:45:56
Статья в формате PDF 115 KB...
25 03 2024 19:57:16
Статья в формате PDF 153 KB...
24 03 2024 0:56:47
Статья в формате PDF 280 KB...
22 03 2024 1:45:12
Статья в формате PDF 109 KB...
21 03 2024 0:10:32
20 03 2024 15:54:32
Работа посвящена особенностям вегетативной регуляции сердечного ритма военнослужащих срочной службы в процессе прохождения воинской службы в зависимости от прежнего местожительства. Исследования показали, что у городских военнослужащих уровень напряжения регуляторных механизмов выше, чем у сельских. У городских военнослужащих адаптация к воинской службе протекает с большим напряжением регуляторных механизмов, за счет увеличения активности симпатического звена и субкортикальных уровней регуляции (высших вегетативных центров) наблюдаемое уже на середине и в конце прохождения воинской службы. Усиление степени централизации у них отмечалось уже в середине прохождения воинской службы, в то время как у сельских военнослужащих усиления отмечалось в конце службы. ...
19 03 2024 7:27:52
Статья в формате PDF 107 KB...
18 03 2024 20:50:28
Статья в формате PDF 257 KB...
17 03 2024 15:14:31
Статья в формате PDF 322 KB...
16 03 2024 2:28:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::