ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях обострения экологической ситуации в агропромышленном производстве особое значение приобретает развитие у сельской молодежи экологической культуры, гуманистического взгляда на природу. В этом процессе образованию принадлежит ведущая роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека (общий или экологический) есть результат воспитания и обучения.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных знаний и пpaктических умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Главной его задачей является воспитание личности как субъекта жизнедеятельности, способного гармонично взаимодействовать с миром природы. Целью экологического образования служит формирование экологического мировоззрения и экологической ответственности, основу которых составляют новые ценностные ориентиры, убеждения, обеспечивающие разумную деятельность человека в системе «Биосфера - агропромышленное производство - общество».
Экологическая культура личности нами понимается как наличие определенного уровня экологических знаний, умений и убеждений, готовность к деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе. Экологическая культура - высший уровень сформированности ответственного отношения человека к окружающей среде. Она представляется реальным вкладом в преодоление негативных последствий влияния на окружающую среду, приносящих ущерб ей и здоровью людей, разъяснением и пропагандой идей ответственного отношения к сохранению жизни на земле.
Сельская школа находится в непосредственном отношении к природе и сельскохозяйственному производству. Вместе с тем новые экономические отношения, изменяя сельскую производственную инфраструктуру, порождают безработицу, нехозяйское, бездушное отношение к земле, что сказывается и на результатах деятельности школы, в том числе и на формировании экологической культуры. Особенно остро стоит противоречие между задачами гармоничного развития личности, подготовки молодежи к труду и материально-технической и образовательной базами сельской школы. Сельский ученик чувствует себя некомфортно, теряет интерес к обучению.
В рамках данного исследования мы изучили специфику современной сельской школы, определили ее отличия от городской, выявили причины утраты учащимися интереса к учению. Это помогло подойти к осмыслению содержания образовательного процесса в сельской школе. Обновление ее социальных функций, инновационные процессы, происходящие в ней, указывают на гуманизацию как необходимое условие преобразования школы: гуманизация предполагает организацию таких условий, при которых каждому создается ситуация успеха, позволяющая наиболее полно реализовать свои возможности и постоянно видеть оптимистическую перспективу дальнейшего развития.
Одним из важнейших направлений гуманизации процесса подготовки сельских школьников к жизни в новых социально-экономических условиях, с учетом местных условий является приобщение их к идеям охраны природы, рационального использования её ресурсов, экологическое образование с учетом особенностей производственного окружения.
Анализ научно-педагогической литературы выявил, что исследованы различные аспекты развития сельской школы: школоведческие, подготовки и повышения квалификации сельских учителей трудового воспитания, обучения и профориентации сельских школьников, организации и методики воспитательной работы на селе. Имеются исследования, посвященные проблемам совершенствования учебного процесса, методики ведения уроков в сельской малокомплектной школе по отдельным предметам (М. И. Зайкин, Е. Т. Осовский, Г. И. Саранцев, Г. Ф. Суворова). Вопросы совершенствования деятельности сельской школы, ее дальнейшего развития разработаны Ф. Ф. Абазовым, К. Ш. Ахияровым, П. А. Жильцовым, А. Е. Кондратенковым, С. А. Рогачевым, Г. Ф. Суворовой, Р. 3. Тагариевым. Специфику образовательного процесса ученые связывают с усилением ориентации содержания уроков, форм и методов учебно-воспитательной работы на сельское хозяйство, опорой на природное и социальное окружение сельской школы, учет познавательных интересов сельских учащихся и др.
Изучение передового опыта сельских школ позволило нам выявить основные тенденции гуманистически ориентированных педагогических технологий и активно использовать их в собственной пpaктике и научном поиске. В этом плане одной из ведущих проблем экологического образования является проблема ценностей. Под экологическими ценностными ориентациями мы понимаем направленность личности на цели, средства и условия экологической деятельности. Они охватывают свойства природы как универсальной целостности, не только пpaктической, утилитарной, но и познавательной, эстетической, нравственной. Субъективное восприятие (личная значимость) ценности природы школьником не всегда совпадает с ее общественной ценностью (значением).
Эффективность достижения этих целей во многом определяется содержанием экологической культуры учащихся. Опираясь на теоретические положения и пpaктические рекомендации по применению системно-структурного анализа в педагогических исследованиях, на основе использования метода моделирования, мы определили содержание, структуру экологической культуры сельских школьников, включающие следующие компоненты: 1)ценностно-ориентационный; 2) интеллектуально-познавательный; 3) деятельностно-творческий. Взаимосвязь указанных компонентов содержания экологического образования обеспечивает формирование экологической культуры личности, активно действующей в направлении улучшения, сохранения и восстановления качества окружающей среды.
Мы определили элементы ценностно-ориентационного компонента культуры (экологическое самочувствие ученика; экологическая оценка; субъективно значимые ценности, идеалы; иерархия мотивов участия-неучастия в экодеятеяьности). Интеллектуально-познавательный компонент хаpaктеризует знания личности о природе, понимание перспектив развития взаимоотношений общества и природы, дает представление об уровне экологического мышления учащихся. Анализ педагогической литературы и изучение опыта школ позволили нам выделить региональный компонент экологических знаний.
Процесс формирования экологических знаний и умений главным образом направлен на развитие экологического мышления, которое дает миропонимание, а экологическое воспитание направлено на формирование экологической культуры личности и определяет мироощущение и мировосприятие. Совокупным продуктом экологического образования является сформированное экологическое сознание, проявляющееся в мировоззрении, ответственном отношении к природе.
Деятельностно-творческий компонент показывает включенность личности в сферу взаимодействия общества и природы и отражает направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к этому поведению и к этой деятельности.
Экологическая деятельность выступает как основа и условие формирования экологической ответственности, как компонент ее структуры Анализ общенаучных подходов позволил нам расширить данное понятие. Под экологической деятельностью мы понимаем осознанную, добровольную деятельность, способствующую достижению общественно значимой цели: гармонизации и оптимизации взаимоотношений, взаимосвязи, взаимодействия общества и природы, в процессе чего развиваются эколого-познавательные интересы школьников, углубляются и расширяются их экологические знания, кругозор, приобретается пpaктический опыт
Соединяя в себе природо-культурообразующие функции, технология становится связанной со всей системой «Природа - пpaктика - человек - наука». Причем не только в отношении производства, организации производства и организации трудового процесса, но и всеобщих основ человеческой деятельности, способов ее осуществления в технических средствах и во всех социокультурных преобразованиях. Таким образом, технология в широком смысле понимается как преобразующая деятельность вообще, а не только как деятельность, связанная с материальным производством (П. Р. Атутов).
Формирование эколого-мировоззренческих качеств личности мы рассматриваем как одну из интегративных качественных хаpaктеристик будущего труженика села, включающую динамическое единство экологических знаний, нравственного отношения к экологическому окружению и пpaктической природоохранной деятельности
В пpaктическом плане экологическая деятельность - это производственная деятельность человека с преобразовательными природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную деятельность, предвидя ее возможные негативные следствия.
Интегральный хаpaктер знаний современной экологии, ее направленность на удовлетворение жизненных потребностей обуславливают на необходимость включения подрастающего поколения в разрешение экологических проблемных ситуаций вне зависимости от их профессионального выбора. Содержание экологической составляющей каждого из изучаемых модулей призвано способствовать воспитанию у школьников бережного, заботливого отношения к природе и природным ресурсам, к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию связанной с этим активной жизненной позиции.
Выявленные педагогические возможности естественнонаучных дисциплин были использованы при разработке организационно-процессуальной модели и нашли отражение в цели, содержании, принципах, педагогических условиях, критериях и уровнях сформированности экологической культуры школьников.
Статья в формате PDF 118 KB...
08 12 2024 3:15:25
Статья в формате PDF 112 KB...
05 12 2024 8:38:51
04 12 2024 7:11:31
03 12 2024 17:23:18
Статья в формате PDF 264 KB...
02 12 2024 16:38:49
Статья в формате PDF 116 KB...
01 12 2024 16:13:28
Исследование факторов тревожности является ключевым подходом к пониманию адаптационных механизмов в норме и дезадаптационных расстройств в случаях доминировании тревожности. Повышенные уровни тревожности чаще выявляются у школьников первых классов и студентов первых курсов. У старших школьников и студентов отмечается снижение уровней тревожности, благодаря механизмам психологической адаптации. Напротив, у преподавателей повышение показателей дезадаптации – невротизации и эмоционального «выгорания», коррелирует со стажем работы. Исследованы информированность молодёжи о наркомании, алкоголизме, здоровом образе жизни и её адаптационная направленность. Полученные данные необходимо учитывать при реформах образовательных программ и стандартов. ...
29 11 2024 0:10:55
Статья в формате PDF 447 KB...
28 11 2024 6:55:30
В статье излагаются положения новой концепции на субстрат миндалевидного комплекса, предлагающей рассматривать эту структуру лимбической системы как ядерно-палеокортикальный компонент мозга. ...
27 11 2024 17:23:12
Статья в формате PDF 338 KB...
25 11 2024 16:48:51
Статья в формате PDF 127 KB...
24 11 2024 14:23:25
Статья в формате PDF 251 KB...
23 11 2024 12:22:25
Статья в формате PDF 103 KB...
22 11 2024 7:52:48
Статья в формате PDF 292 KB...
21 11 2024 14:13:14
Статья в формате PDF 100 KB...
20 11 2024 11:11:26
Статья в формате PDF 288 KB...
18 11 2024 18:43:25
Статья в формате PDF 117 KB...
17 11 2024 15:26:15
Статья в формате PDF 110 KB...
15 11 2024 22:49:15
Статья в формате PDF 108 KB...
14 11 2024 7:15:18
Статья в формате PDF 131 KB...
13 11 2024 2:47:37
Статья в формате PDF 126 KB...
12 11 2024 23:53:54
Статья в формате PDF 266 KB...
11 11 2024 13:57:54
При анализе количества видов гельминтов (возбудителей зоонозов) у человека в 1999–2012 гг. увеличилось с 7 до 10 видов (на 30 %), в том числе цестод с 3 до 5 видов (на 40 %) и нематод с 4 до 5 видов (на 20 %). У человека и собак прослеживается биологический прогресс возбудителей зоонозов. Количества видов гельминтов у собак увеличилось с 5 до 8 видов (на 37,5 %), в т.ч. цестод с 2 до 3 видов (на 33,3 %) и нематод с 3 до 5 видов (на 40 %). В составе гельминтофауны общих для человека и животных доминировали классы Nematoda (6 видов) и Cestoda (5 видов) над классом Trematoda (3 вида). ...
10 11 2024 3:46:49
Статья в формате PDF 131 KB...
09 11 2024 23:46:47
Статья в формате PDF 249 KB...
08 11 2024 16:54:33
Статья в формате PDF 217 KB...
07 11 2024 19:30:57
Статья в формате PDF 111 KB...
06 11 2024 19:14:51
Статья в формате PDF 119 KB...
05 11 2024 8:46:41
Статья в формате PDF 122 KB...
03 11 2024 2:53:43
Статья в формате PDF 223 KB...
01 11 2024 2:26:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::