АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО-ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО-ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО-ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

Сайфутдинова И.Ф. Статья в формате PDF 104 KB

В литературе межполушарная асимметрия определяется как «временное доминирование активности структур одного полушария, связанное с типом предъявляемых задач». Нейропсихологический подход к пониманию асимметрии, впервые представленный работами А. Р. Лурия, позволил утверждать, что речевые функции могут быть обеспечены не обязательно только левым полушарием. Под межполушарным взаимодействием понимается особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую целостную систему, формирующуюся в онтогенезе. Наличие определенного диалога между двумя полушариями мозга подтверждается исследованиями Н. П. Ребровой и М. П. Чернышевой, которые считают, что вклад каждого полушария в реализацию речевой функции имеет взаимодополняющий хаpaктер. Полученные психофизиологами электроэнцефалографические данные, свидетельствуют о том, что решение творческих задач достигается совместной деятельностью обоих полушарий при хорошо выраженном фокусе активности в задних отделах правого полушария.

Целями наших исследований функциональной асимметрии мозга и вербального творчества были: 1) изучение различий в степени выраженности показателей словесно - образной креативности в зависимости от варианта индивидуального профиля латеральной организации функций головного мозга и типов асимметрии в моторной сфере; 2) изучение проявления особенностей построения и оформления текста у лиц с различной моторной асимметрией.

В организации эксперимента были обследованы 70 учащихся 1-х классов школы № 32 г. Стерлитамака. Для диагностики типа межполушарной асимметрии была использована методика определения индивидуального типа латерализации функций головного мозга (ИПЛО) Е. Д. Хомской. Индивидуальный профиль латеральной организации, определяется по соотношению всех трёх видов асимметрии по схеме «рука - ухо - глаз»; каждый вариант ИПЛО обозначается символом: П - преобладание правополушарных функций над левополушарными, А - их равенство, Л - преобладание левополушарных функций.

Для диагностики словесно - образной креативности был выбран тест Е. Торренса, который позволил получить оценки показателей: беглость (Б), гибкость (Г), оригинальность (Ор). Было выявлено, что наибольшие показатели словесно - образной креативности демонстрируют испытуемые с доминирующей левой рукой (Л); значимых различий в показателях гибкости, беглости, оригинальности и степени выраженности словесно - образной креативности для вариантов ИПЛО А и П не было обнаружено. Оказалось, что больше всего значимых различий для каждого из показателей словесно - образной креативности демонстрируют испытуемые с доминированием левой руки, левого уха и правого глаза. Корреляционный анализ подтвердил наличие связи высоких показателей гибкости, беглости, оригинальности и общего балла словесно - образной креативности с указанными вариантами ИПЛО.

Учащиеся с ведущей правой рукой чаще давали стандартно - оформленные ответы, ответы не были связаны между собой по смыслу, а каждый являлся самостоятельным последствием невозможного события. Напротив, ответы испытуемых с ведущей левой рукой преимущественно представляли собой целостный связный текст, имеющий основную мысль и оформленный средствами языковой выразительности.

Анализ особенностей смыслового и эмоционального содержания ответов испытуемых в зависимости от типа асимметрии показал, что существуют значимые различия в эмоциональном и смысловом содержании ответов испытуемых от типа моторной асимметрии. Для учащихся с доминированием левой руки наиболее хаpaктерными были агрессивные, юмористические и оригинальные ответы. Испытуемые с ведущей правой рукой чаще давали нейтральные, стандартные ответы, а также ответы, хаpaктеризующие проявления стpaxa, паники, тревоги. Для лиц с симметрией моторных функций хаpaктерно пpaктически равное количество юмористических, оригинальных, агрессивных ответов, т.е. отсутствие сильно выраженных различий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский В.С., Петров В.М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе. // Вопр. псих. 1988. №5
  2. Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации. // Вопр. псих. 1984. №4.
  3. Шубин А.В., Серпионова Е.И. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности. // Вопр. псих. 2007. №4
  4. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности. Сенсорные процессы в асимметрии полушарий / Под. Ред. Леушиной Л.И., Бару А.В., Л.: Наука. 1985. С. 99-115.
  5. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект - пресс, 2002.


Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете

Методологические развитие мышление и творчество студентов на медицинском факультете Обсуждаются современные методологические аспекты использования активных методов обучения студентов в развитие мышление и творчество. ...

23 04 2024 17:29:57

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...

21 04 2024 1:38:39

О ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРФЯНЫХ РЕСУРСОВ В СОСТАВЕ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

О ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРФЯНЫХ РЕСУРСОВ В СОСТАВЕ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ Предложен ландшафтный метод районирования торфяных месторождений. Проведен геосистемный анализ и дана хаpaктеристика торфяных ресурсов. ...

20 04 2024 16:10:19

Периферическая иннервация при сахарном диабете

Периферическая иннервация при сахарном диабете Статья в формате PDF 112 KB...

18 04 2024 23:45:27

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2 Статья в формате PDF 97 KB...

17 04 2024 22:52:28

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ Статья в формате PDF 114 KB...

12 04 2024 16:39:46

ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Статья в формате PDF 245 KB...

28 03 2024 19:37:29

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Статья в формате PDF 279 KB...

27 03 2024 6:27:13

Features of definition of tax base till the vat

Features of definition of tax base till the vat Статья в формате PDF 113 KB...

24 03 2024 15:23:20

Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза

Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. ...

19 03 2024 3:35:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::