МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В последние годы в систему образования прочно вошли не только понятие «менеджмент», но и «маркетинг». Маркетинг - это вид деятельности, который содействует расширению производства и торговли, выявлению запросов потребителей и удовлетворению этих запросов. Если говорить применительно к образовательному учреждению, то маркетинг - стимул непрерывного его развития. Образование как одна из быстро развивающихся отраслей народного хозяйства является перспективной сферой для развития научных основ маркетинга, так как главной задачей маркетинга образования является удовлетворение потребностей, как личности, так и общества в целом.
В.Б. Банслова предлагает определение образовательной услуги, учитывающее следующие аспекты:
1) с позиции личности - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального хаpaктера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;
2) с позиции предприятия - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;
3) с позиции государства - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества [1].
Таким образом, удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений.
Традиционными объектами маркетинга являются товары, услуги, а также в последние десятилетия идеи.
В широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом [4].
Каждая из этих разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов [5].
Вместе с образовательными услугами (или самостоятельно) реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений - изобретения, патенты, программы исследований, обучения и пpaктических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная символика производителей подобных услуг - наименования, логотипы, товарные знаки и т.п. [4].
«Образовательные услуги и продукты», которые представляют собой комплекс объектов маркетинга в сфере образования, Образовательные услуги- это важнейший и наиболее специфический тип объектов маркетинга в образовании [2]. А.П. Егоршин подчеркивает, что маркетинг в образовании - это преимущественно маркетинг образовательных услуг [3].
Таким образом, маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей.
В рамках реализации предложенной нами модели управления маркетингом студенты по специальности «Менеджмент организации» Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова на производственной пpaктике провели исследование желаемой хаpaктеристики будущего контингента обучающихся ГОУ ПУ № 35 Томпонского района Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовали учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ Томпонского района.
Анкетирование было проведено на целевом сегменте с целью прогнозирования спроса на образовательные услуги, предлагаемые ГОУ ПУ № 35 потребителей и с целью определения комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе образовательных услуг.
Приведем выборочные результаты анкетирования.
Из диаграммы (рис. 1) видно, что большинство респондентов, а именно 53 % - учиться побуждает получение высшего образования. На втором месте, с небольшим отрывом 48 % - возможность хорошо заpaбатывать. 43 % - побуждает расширение кругозора, 35 % - максимальная реализация своих возможностей. А 15 % волнует получение уважения в обществе. И в последнюю очередь учащихся волнует просто получение диплома, влияние родителей, получение отсрочки от призыва в ряды РА и социальное обеспечение в образовательных учреждениях (соответственно 2, 3, 2 и 2 %).
Рис. 1
69 % учащихся собираются поступать в вуз. 13 % - будут поступать в ГОУ ПУ № 35. 12 % - не знают ответа на этот вопрос. 5 % - учащихся собираются учиться заочно и параллельно работать. 1 % - хотят работать.
Рис. 2
49 % респондентов ответили, что если не поступят в выбранное ими учебное заведение, то пойдут работать. И еще 49 % ответили, что поступили бы в ГОУ ПУ №35. 6 % - поступили бы в любое другое учебное заведение. 1 % - пошли бы служить в РА. 6 % - воздержались от ответа.
Рис. 3
48 % учащихся не знают ответа на этот вопрос. 35 % - при определенных обстоятельствах пошли бы учиться в ГОУ ПУ №35. 8 % - не пошли бы. 4,5 % - хотят учиться в ГОУ ПУ №35. Воздержались - 4,5 %.
Рис. 4
Рейтинг профессий: «Оператор ЭВМ» (37 %); «Продавец контролер-кассир» (25 %); «Слесарь по ремонту автомобиля. Водитель трaнcпортного средства категории «С»» (15 %); «Социальный работник» (10 %); «Сварщик ручной и дуговой сварки» (8 %); «Помощник воспитателя» (4 %); «Электромонтер по ремонту электросетей» и «Монтажник сан. технического оборудования» (по 2 %).
Были разработаны рекомендации по совершенствованию организации привлекательности образовательного учреждения.
Рис. 5
Список литературы
- Банслова В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб.: ИПК СПбГИЭА, 1999. - С. 8.
- Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования: учебное пособие. - М.: Университетская книга. Логос, 2007. - 336 с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 624 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие. - М.: Интерпpaкс, 1995. - 240 с.
- Панкрухин А.П. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога» // «Аlma mater». - 2003. - № 3.
Статья в формате PDF 117 KB...
26 04 2024 2:41:29
Статья в формате PDF 264 KB...
25 04 2024 21:38:34
Статья в формате PDF 224 KB...
23 04 2024 16:18:38
Статья в формате PDF 121 KB...
22 04 2024 21:24:13
Статья в формате PDF 102 KB...
21 04 2024 20:23:21
Статья в формате PDF 206 KB...
20 04 2024 10:32:46
19 04 2024 11:57:44
Статья в формате PDF 268 KB...
18 04 2024 18:21:24
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 14:33:51
Статья в формате PDF 115 KB...
16 04 2024 13:58:53
Статья в формате PDF 116 KB...
15 04 2024 4:50:20
Статья в формате PDF 113 KB...
14 04 2024 14:26:57
Статья в формате PDF 113 KB...
13 04 2024 5:57:28
Статья в формате PDF 276 KB...
12 04 2024 5:25:12
Статья в формате PDF 396 KB...
11 04 2024 0:55:25
Рассматриваются процессы формирования и распространения сейсмического излучения на основе ньютоновской механики. В источниках излучения среда приобретает механический импульс, который распространяется в виде пакета, действующего на элементы среды с силой, равной производной импульса по времени передачи. ...
09 04 2024 8:17:52
Статья в формате PDF 120 KB...
08 04 2024 19:19:35
Статья в формате PDF 128 KB...
07 04 2024 7:47:13
Статья в формате PDF 124 KB...
06 04 2024 11:24:49
Статья в формате PDF 189 KB...
04 04 2024 20:29:42
Статья в формате PDF 128 KB...
03 04 2024 19:58:45
Статья в формате PDF 122 KB...
02 04 2024 20:32:59
Обследовано 109 детей 8-15 лет с эрозивно-язвенными и неэрозивными формами гастродуоденальной патологии в динамике заболевания. В острой фазе заболевания при деструктивных формах поражения выявлена перестройка терминального русла, замедление кровотока во всех сосудах, сопровождающееся внутрисосудистой агрегацией эритроцитов, изменением их реологических свойств в сочетании с изменениями центральной гемодинамики. Установлена выраженная коррелятивная связь гемореологических нарушений с кислотообразующей и ощелачивающей функциями желудка. ...
01 04 2024 12:46:55
Статья в формате PDF 108 KB...
31 03 2024 8:44:29
Статья в формате PDF 109 KB...
30 03 2024 14:11:12
Статья в формате PDF 104 KB...
29 03 2024 10:50:48
В условиях техногенного загрязнения города Кемерово у березы повислой (Betula pendula Roth), и сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) уменьшается прирост годичных побегов в длину, снижается радиальный прирост. Ухудшаются морфометрические показатели хвои у сосны обыкновенной, что выражается в снижении сухого веса, продолжительности жизни хвои, наличием на ней визуальных признаков повреждений, и, как следствие, наблюдается снижение радиального годичного прироста в большей степени по сравнению с березой повислой. Это указывает на меньшую устойчивость хвойных к воздействию поллютантов по сравнению с лиственными деревьями на уровне целостного организма. Установлено, что максимальные изменения признаков хаpaктерны для деревьев Заводского, Кировского и Рудничного районов города, что позволяет заключить о их значительном загрязнении. Выявлена сильная степень отрицательной корреляции между радиальным годичным приростом деревьев и уровнями загрязнения районов, что позволяет заключить о возможности использования этого показателя для индикации загрязнения атмосферного воздуха городской среды. ...
28 03 2024 2:45:52
Статья в формате PDF 135 KB...
26 03 2024 15:27:46
Статья в формате PDF 136 KB...
25 03 2024 10:48:52
Статья в формате PDF 103 KB...
24 03 2024 16:41:17
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществлена государственная регистрация оригинального алгоритма и базы данных «Drug», позволяющих прогнозировать новые виды действия известных лекарственных средств. Программа основана на сравнении набора квантово-химических и геометрических дескрипторов молекул методами многомерной статистики. Результаты работы алгоритма получили пpaктическое подтверждение для четырех препаратов. ...
23 03 2024 10:16:22
21 03 2024 18:34:28
Статья в формате PDF 250 KB...
20 03 2024 7:13:12
Статья в формате PDF 115 KB...
18 03 2024 11:49:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::