МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Каминская Е.А. Статья в формате PDF 84 KB

Актуальность данной темы определяется необходимостью совершенствования подготовки студентов вузов, обусловленную выходом на первый план не только возрастных и образовательных стандартов, но и способности к творчеству в различных жизненных и, прежде всего, профессиональных обстоятельствах. Новые социально-экономические задачи общества, среди которых следует отметить требования, предъявляемые специалисту: высокую квалификацию, адаптацию к современным условиям труда, мобильность, коммуникабельность, творческий хаpaктер выполнения работы, обусловили доминирование проблем творчества в рыночных отношениях. То есть, человек, обладающий более высокими творческими способностями, более конкурентоспособен. Следовательно, одной из важнейших педагогических задач является формирование личности будущего специалиста, обладающего не только знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности, но и умеющего их творчески применить в учёбе и работе. Таким образом, обращение к творчеству как педагогической проблеме является одним из приоритетных направлений современной науки и пpaктики. Кроме того, механизм его адаптации требует нахождения компенсаторных процессов в собственной жизни и жизни общества в целом. Одним из таких компенсаторных механизмов выступает фольклор вообще и музыкальный фольклор в частности. На стыке двух актуальных проблем действительности - творчество и вечные ценности, - носителем которых выступает музыкальный фольклор, и находится данная проблема: музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов.

Основные противоречия, которые заставили нас обратиться к проблеме данного исследования, состоят в том, что есть потребности пpaктики осмысления проблемы, но нет её теоретических обоснований; музыкальный фольклор несёт в себе творческий потенциал, который мало реализуется в педагогической пpaктике.

При изучении музыкального фольклора мы опирались на ряд современных научных парадигм. Ядро нашей концепции составили культурологический, аксиологический и деятельностный подходы как методологические принципы исследования проблемы. Прежде всего, мы обратились к культурологическому аспекту, поскольку музыкальный фольклор представляет часть культуры народа. При этом особенностью использования культурологического подхода явилось его смыкание с этнопедагогикой, так как человек - не просто биологическое и социальное существо, обучение которого должно опираться на принципы природосообразности и культуросообразности, но ещё и представитель своего народа, его культуры. Поэтому в нашем представлении обучение должно строиться с опорой на принципы народности, то есть быть сообразно культуре конкретного этноса. Использование аксиологического подхода обусловлено тем, что мы рассматриваем музыкальный фольклор как совокупность духовных ценностей, в которых необходимо ориентироваться студентам. При этом мы считаем, что ядром культуры выступают ценности. Музыкальный фольклор как ценность также включается в ядро культуры, следовательно, его рассмотрение было бы невозможным без опоры на аксиологический подход как методологический принцип. Мы рассматриваем музыкальный фольклор как духовную ценность человечества. При этом важным для нас являлось выделить элементы музыкального фольклора, которые могут выступать в качестве ценностных ориентаций студентов. К ним мы отнесли его содержательную, жанровую, познавательную стороны. Полиэлементность и полифункциональность музыкального фольклора являются базой для его широкого использования в общественной жизни, в том числе и в педагогике. Поскольку для педагогики существенным является развитие творческой личности, то мы пришли к заключению, что использование музыкального фольклора как средства развития творческих способностей студентов является целесообразным. Музыкальный фольклор, его онтологический аспект представляются нам как деятельность по его созданию, хранению, воспроизведению, передачи и так далее. Поэтому его изучение должно опираться на деятельностный подход как методологический принцип. Использование деятельностного подхода объясняется ещё и тем, что развитие человека и его способностей возможно только в деятельности.

Рассматривая проблему развития творческих способностей в рамках музыкального фольклора, мы пришли к выводу о том, что творческие способности человека - основа программы его жизнедеятельности, формирующаяся под влиянием природной, социальной и информационной среды. В их структуре мы выделили: творческое мышление, воображение, мотивацию к творчеству, коммуникативно-творческие способности и пришли к заключению, что развитие творческих способностей выступает как процессуальная система активизации студентов под влиянием целенаправленных социально-педагогических взаимодействий. Мы считаем, что развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора предполагает включение их в процесс имитации фольклорной жизнедеятельности, сущность которой состоит в воспроизведении и создании в рамках традиции структурных элементов обрядовой и внеобрядовой культуры в соответствии с современными социокультурными условиями.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора возможно при создании определенного алгоритма деятельности. Этот алгоритм обязательно учитывает основные педагогические принципы, заложенные в музыкальном фольклоре: принципы природосообразности и культуросообразности воспитания и развития личности; вытекающую из этого этапность включения в творческие виды деятельности в зависимости от пoлoвoзрастной и социальной группы; принципы наглядности и посильности материала; традиционность, понимаемую широко, и рассматривающуюся на вертикальном и горизонтальном уровнях; опору на имманентные хаpaктеристики музыкального фольклора; ориентацию в его ценностях и т.д.

Сам алгоритм нам представляется следующим:

  • пpaктическое освоение инструментальной фольклорной традиции;
  • её творческая переработка;
  • теоретическое изучение и обобщение музыкальной фольклорной традиции;
  • изучение песенного фольклора на теоретическом и пpaктическо-творческом уровнях;
  • создание (воссоздание) музыкальных фольклорных произведений.

В результате, мы предполагаем, восстановление горизонтально уровня традиционности, чему должно способствовать создание (воссоздание) собственно фольклорных произведений в рамках традиции, позволит восстановить и ее вертикальный уровень. Опора на национальные устои в период смены нравственных ценностей позволит с достоинством возродить духовно-нравственные основы нашего общества.



АНТИМИКРОБНЫЕ ПОТЕНЦИИ ЛИНИМЕНТА ЦИКЛОФЕРОНА

АНТИМИКРОБНЫЕ ПОТЕНЦИИ ЛИНИМЕНТА ЦИКЛОФЕРОНА Статья в формате PDF 193 KB...

30 06 2025 20:28:53

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ

МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ Статья в формате PDF 346 KB...

25 06 2025 5:24:37

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЩЕРБА ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЩЕРБА ОТ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Статья в формате PDF 130 KB...

23 06 2025 17:23:32

ЦЕЛИ НООСФЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

ЦЕЛИ НООСФЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ Статья в формате PDF 112 KB...

21 06 2025 10:12:10

ВЕДУЩИЙ МЕХАНИЗМ ИММУНОПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПСОРИАТИЧЕ-СКОЙ БОЛЕЗНИ

ВЕДУЩИЙ МЕХАНИЗМ ИММУНОПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПСОРИАТИЧЕ-СКОЙ БОЛЕЗНИ С целью уточнения хаpaктера иммунопатологического процесса при псориатической болезни и выяснения аутоиммунного механизма воспаления авторами проведено клинико-иммунологическое обследование 132 больных псориатической болезнью. Комплексное иммунологическое обследование пациентов с определением содержания органоспецифических и органонеспецифических аутоантител к различным тканевым и органным антигенам позволило определить аутоиммунный тип иммунной патологии как один из ведущих механизмов воспаления при данной патологии. ...

19 06 2025 7:21:36

STATISTICAL DESCRIPTION OF CONTROL SYSTEMS IN NANOLITHOGRAPHY

STATISTICAL DESCRIPTION OF CONTROL SYSTEMS IN NANOLITHOGRAPHY Статья в формате PDF 144 KB...

05 06 2025 0:19:24

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::