ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АГРОБИЗНЕСА В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Васильчук Е.В. Статья в формате PDF 214 KB Технология агробизнеса может быть определена в виде совокупности задач, представлена в форме своеобразного алгоритма, решаемых в логической последовательности для достижения стратегических целей хозяйствующего субъекта. А организация агробизнеса - это совокупность мер организационного характера (создание предприятия необходимой организационно-правовой формы, формирование его организационно- управленческой структуры) с целью организации производства и маркетинга.

Если обратиться к такой важной проблеме, как обеспечение продовольственной безопасности, то к организационной ее стороне можно отнести следующие меры: формирование структуры для разработки проекта соответствующего закона и концепции продовольственной безопасности; создание условий для формирования рыночных структур, продовольственных рынков и эквивалентных экономических отношений в системе «государство - предпринимательство - население региона».

Технология же агробизнеса в системе продовольственной безопасности представляет собой совокупность задач, решаемых в логической последовательности по созданию конкурентной среды на продовольственном рынке, способной обеспечить надежное снабжение населения конкретного региона продуктами питания по научно-обоснованным нормам. Причем, конкурентная борьба не должна ослаблять позиции внутреннего продовольственного рынка и продовольственной безопасности территории. Для этого каждого производителя агропродовольственной продукции целесообразно сориентировать на свои рыночные ниши, используя для этого наиболее надежные каналы сбыта. Именно в этом должна состоять одна из функций государства, оказывающего поддержку аграрному сектору через госдотации и потому имеющему право на регулирующие действия на продовольственном рынке.

В частности, к наиболее устойчивым каналам сбыта агропродовольственной продукции можно отнести оптово-розничную систему, включающую оптовые продовольственные рынки (ОПР) и объекты розничной торговли в городах. Основными конкурирующими структурами в этом случае могут быть ОПР, находящиеся в разном виде собственности: государственной, кооперативной, частной, смешанной. Первые могут быть в основном ориентированы на сельскохозяйственные предприятия, вторые - на фермерские и личные подсобные хозяйства населения, третьи - на импортную продукцию. Организация такого распределения с использованием в основном экономических рычагов (квоты, размер господдержки, налоговая политика) должна быть прерогативой властных управленческих структур государственного уровня.

Если исходить из опыта развитых зарубежных стран, то ОПР являются самой совершенной рыночной структурой снабжения городов скоропортящейся продукцией. В России таких рынков единицы и то они пока находятся на стадии становления. И причин здесь немало. Основными из них можно назвать следующие: 1) частный капитал нацелен на продуктовые супермаркеты, дающие им, а не основным производителям, немалые доходы в ущерб горожанам из-за высоких цен, несопоставимыми с доходами населения; 2) отсутствие элементарной организации в сфере сельскохозяйственной кооперации, неспособной пока создать собственные кооперативные ОПР; 3) отсутствие продуманных программ и механизма их реализации по созданию в стране системы таких рынков.

В механизм, включающий комплекс мер, должен прописан и алгоритм ( технология) решения данной проблемы, включающего совокупность задач, решаемых в обоснованной последовательности.

В частности, для создания и нормального функционирования ОПР, в основном на кооперативной основе, необходимо решить следующие задачи:

  • выявить особенности социально-экономического развития конкретного региона на современном этапе, особенно инвестиционной сферы, изучить состояние инфраструктурных объектов продовольственного рынка и сложившуюся систему товародвижения;
  • разработать и принять соответствующую законодательно-правовую базу и правила торговли на ОПР;
  • осуществить подготовку и переподготовку необходимых кадров по обслуживанию ОПР;
  • подготовить организационно - экономическое обоснование формирования и развития ОПР;
  • разработать и применить механизм (технологию) привлечения инвестиций в создание необходимой производственно-социальной инфраструктуры действующих и вновь создаваемых объектов оптовой торговли для обслуживания крупных городов;
  • осуществить структурно-институциональные преобразования в сфере оптово-розничного звена продовольственного рынка и АПК;
  • ввести систему агромониторинга и информационного обеспечения;
  • использовать эффективный механизм государственного регулирования развития регионального продовольственного рынка, особенно его оптового звена (на период их адаптации к рыночным условиям);
  • расширить сеть оптовых рынков сельскохозяйственной продукции внутри административных территорий региона для обслуживания их в крупных городах при одновременном, качественном улучшении всей необходимой инфраструктуры и комплекса оказываемых услуг;
  • создать в каждой области (республике) не менее двух комплексных ОПР, реализующих продовольственные товары и материально-технические средства для сельских хозяйств (при условии соблюдения соответствующих нормативных требований по их территориальному размещению с единым финансовым органом);
  • ввести гибкий механизм государственного регулирования системы ОПР, учитывающий не только изменения конъюнктуры, но и состояния рыночных отношений (моделей и периодов рынка);
  • создать структуры управления в системе ОПР, соединяющих интересы всех территориальных уровней. [1]

Данный алгоритм целесообразно было бы, по нашему мнению, дополнить еще тремя задачами: 1) формирование государственной политики в приоритетах развития ОПР разных видов собственности; 2) оптимизация размещения сырьевых зон для их обслуживания и сроков доставки агропродукции от районных баз хранения на ОПР с целью их более ритмичной годовой загрузки; 3) разработка и внедрение технологии информационного обеспечения системы ОПР.

В этой технологии должна быть объективность информационного обеспечения оптово-розничного звена, позволяющая населению разобраться в «море» ежедневно выдаваемых в средствах информации рекламных проспектах, в которых зачастую преобладает искаженная информация о представляемой товарной продукции.

Объективная информация делает систему оптово-розничной торговли открытой, ориентируя всех представителей «продовольственной цепочки» на применение более гибких, и менее затратных, высокопроизводительных и надежных технико-технологических и организационных решений при производстве сельхозсырья и конечных видов агропродукции. Именно гибкие и надежные системы позволяют быстро перестраивать ассортимент, стандартизированность и возникающие изменения в упаковке. Изменчивость же рыночных цен, особенно при их снижении заставляет предприятия АПК применять энергосберегающие технологии и сокращать число посредников в «цепочке».

Работа представлена на научную конференцию с международным участием, «Технологии 2005», г. Анталия (Турция), 22-29 мая 2005 г. Поступила в редакцию 28.04.05 г.


[1] А.Л.Пустуев. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. - М.: Изд-во ГУП «Агропресс». - с.265






В ОПЕК думают о Краснодаре

6 марта в Краснодаре многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Краснодаре, на улице Циолковского. Сергей Евгеньевич Нарышкин, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Борис Касауров , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.