ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Исследованию проблемы педагогических ценностей и их классификации посвящены работы Н.П. Аникеевой, А.М. Булынина, С.Г. Вершловского, Дж. Хазард, И.Ф. Исаева, Е.И. Казаковой, Л.Х. Магамадовой, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, Е.Н. Шиянова и др. Так, И.Ф. Исаев (1,63) выстраивает следующую иерархию ценностей:
→ социально-педагогические
→ профессионально-груповые
→ личностно-педагогические.
Первые отражают хаpaктер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества.
Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный хаpaктер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессионально - педагогических группах (школа, лицей, колледж, вуз).
Личностно-педагогические ценности - это аксиологическое «Я» учителя, которое отражает цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие хаpaктеристики личности, составляющие в своей совокупности систему ее профессионально-ценностных ориентаций.
Как видим, данная классификация, описывая порождение, существование и движение педагогических ценностей по вертикали (от общества к социальной группе и дальше к личности), достаточно полно воспроизводит их многомерность - уровни существования. Однако многосторонность ценностей остается нераскрытой. Классификация предложенная Исаевым не отражает конкретные группы и подгруппы ценностей, которые во взаимосвязи с социально-педагогическими и профессионально-групповыми, служат основанием для формирования личностно-педагогических ценностей, аксиологического «Я» учителя.
С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:
1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;
2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;
3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.
Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей (2).
Е.Н. Шиянов (3), положив в основу классификации материальные, духовные и общественные потребности учителя, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, предложил следующее разделение педагогических ценностей:
- ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде: общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и т.п.;
- ценности, удовлетворяющие потребность учителя в общении: общение с детьми, коллегами, референтными людьми; переживание детской любви и привязанности; обмен духовными ценностями;
- ценности, связанные с развитием творческой индивидуальности: возможности развития профессионально-творческих способностей; приобщение к мировой культуре; занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование;
- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию: творческий хаpaктер труда учителя, романтичность и увлекательность педагогической профессии;
- ценности, связанные с удовлетворением утилитарно-прагматических потребностей: возможность получения гарантированной государственной службы, оплаты труда и длительность отпуска и т.п. (3).
Н.Ю. Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:
- ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности: «свобода» в педагогическом процессе; постоянное общение с людьми; подробно расписанный трудовой процесс; гуманистический хаpaктер профессии; постоянное самосовершенствование; знание своего предмета; уважение и благодарность людей; творческий хаpaктер труда;
- ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя: наличие перспективы профессионального роста; продолжение семейных традиций; соответствие профессии склонностям, интересам; желание быть в центре внимания людей;
- ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности: возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их; любовь - взаимоотношение учителя и ученика; возможность передать свое мастерство, знания.
Несмотря на некоторую противоречивость, две последние классификации, на наш взгляд, достаточно полно отражают многосторонность педагогических ценностей. Однако в отличие от предыдущих они не дают реальной теоретической основы для построения процесса формирования ценностных ориентаций.
Подводя промежуточный итог, мы должны отметить, что наиболее приемлемыми для нашего исследования оказались классификации, предложенные С.А. Днепровым, И.В. Дубровиной, И.Ф. Исаевым (1), Н.З. Чавчавадзе, исходившими из положения о том, что ценностные ориентации отражают социальную детерминированную и зафиксированную в психике личности направленность на цели деятельности и средства их достижения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Исаев И.Ф. Теория и пpaктика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. - М., - 1993. - 219 с.
- Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Зб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24.
- Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., Ставрополь, 1991.
Статья в формате PDF
121 KB...
28 04 2025 20:28:56
Статья в формате PDF
269 KB...
27 04 2025 21:42:20
Статья в формате PDF
242 KB...
26 04 2025 18:41:36
Статья в формате PDF
298 KB...
25 04 2025 10:48:50
Статья в формате PDF
112 KB...
24 04 2025 15:17:53
Статья в формате PDF
429 KB...
22 04 2025 10:35:10
Статья в формате PDF
117 KB...
21 04 2025 10:14:10
Статья в формате PDF
222 KB...
20 04 2025 21:41:37
Статья в формате PDF
126 KB...
19 04 2025 17:31:52
Статья в формате PDF
263 KB...
17 04 2025 8:54:36
Статья в формате PDF
283 KB...
15 04 2025 23:19:35
Статья в формате PDF
122 KB...
14 04 2025 4:13:39
Статья в формате PDF
329 KB...
13 04 2025 10:32:22
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2025 11:53:53
Целью настоящей работы явилась хаpaктеристика иммунного статуса больных с рецидивирующей папилломавирусной инфекцией (ПВИ) в динамике лечения с использованием цеолитсодержащего минерального комплекса «Азеомед». Минеральный комплекс «Азеомед» обладает иммуностимулирующим, адсорбционным и детоксикационным свойствами. Комбинированное лечение включало использование «Азеомед» в дозе 500 мг×2 раза в день в течение 30 дней в комплексе с базисной терапией – индинолом в сочетании с хирургической деструкцией папиллом. У больных отмечалось повышение СД95 + клеток, лимфоцитов с морфологическими признаками апоптоза, а также СД4 + , СД8 + , и NК-клеток. Отсутствие рецидива папиллом в течение 1,6 месяцев отмечалось в 62,9% случаев.
...
11 04 2025 9:52:13
Статья в формате PDF
119 KB...
09 04 2025 6:29:48
Статья в формате PDF
124 KB...
07 04 2025 17:39:28
Статья в формате PDF
250 KB...
06 04 2025 7:15:16
Статья в формате PDF
119 KB...
04 04 2025 18:39:42
Статья в формате PDF
117 KB...
03 04 2025 21:40:42
Статья в формате PDF
284 KB...
02 04 2025 9:35:52
Статья в формате PDF
103 KB...
01 04 2025 8:47:40
Статья в формате PDF
263 KB...
29 03 2025 17:28:54
Статья в формате PDF
100 KB...
28 03 2025 11:23:53
Статья в формате PDF
107 KB...
27 03 2025 18:31:24
Статья в формате PDF
114 KB...
26 03 2025 17:27:29
Статья в формате PDF
125 KB...
25 03 2025 18:22:46
24 03 2025 8:18:56
Статья в формате PDF
166 KB...
23 03 2025 23:12:40
Статья в формате PDF
131 KB...
22 03 2025 13:17:14
21 03 2025 22:45:36
Статья в формате PDF
141 KB...
20 03 2025 9:17:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::