ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Исследованию проблемы педагогических ценностей и их классификации посвящены работы Н.П. Аникеевой, А.М. Булынина, С.Г. Вершловского, Дж. Хазард, И.Ф. Исаева, Е.И. Казаковой, Л.Х. Магамадовой, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, Е.Н. Шиянова и др. Так, И.Ф. Исаев (1,63) выстраивает следующую иерархию ценностей:
→ социально-педагогические
→ профессионально-груповые
→ личностно-педагогические.
Первые отражают хаpaктер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в общественном сознании. Они представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих педагогическую деятельность в рамках общества.
Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный хаpaктер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессионально - педагогических группах (школа, лицей, колледж, вуз).
Личностно-педагогические ценности - это аксиологическое «Я» учителя, которое отражает цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие хаpaктеристики личности, составляющие в своей совокупности систему ее профессионально-ценностных ориентаций.
Как видим, данная классификация, описывая порождение, существование и движение педагогических ценностей по вертикали (от общества к социальной группе и дальше к личности), достаточно полно воспроизводит их многомерность - уровни существования. Однако многосторонность ценностей остается нераскрытой. Классификация предложенная Исаевым не отражает конкретные группы и подгруппы ценностей, которые во взаимосвязи с социально-педагогическими и профессионально-групповыми, служат основанием для формирования личностно-педагогических ценностей, аксиологического «Я» учителя.
С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:
1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;
2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;
3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.
Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей (2).
Е.Н. Шиянов (3), положив в основу классификации материальные, духовные и общественные потребности учителя, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, предложил следующее разделение педагогических ценностей:
- ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде: общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и т.п.;
- ценности, удовлетворяющие потребность учителя в общении: общение с детьми, коллегами, референтными людьми; переживание детской любви и привязанности; обмен духовными ценностями;
- ценности, связанные с развитием творческой индивидуальности: возможности развития профессионально-творческих способностей; приобщение к мировой культуре; занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование;
- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию: творческий хаpaктер труда учителя, романтичность и увлекательность педагогической профессии;
- ценности, связанные с удовлетворением утилитарно-прагматических потребностей: возможность получения гарантированной государственной службы, оплаты труда и длительность отпуска и т.п. (3).
Н.Ю. Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей:
- ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности: «свобода» в педагогическом процессе; постоянное общение с людьми; подробно расписанный трудовой процесс; гуманистический хаpaктер профессии; постоянное самосовершенствование; знание своего предмета; уважение и благодарность людей; творческий хаpaктер труда;
- ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя: наличие перспективы профессионального роста; продолжение семейных традиций; соответствие профессии склонностям, интересам; желание быть в центре внимания людей;
- ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности: возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их; любовь - взаимоотношение учителя и ученика; возможность передать свое мастерство, знания.
Несмотря на некоторую противоречивость, две последние классификации, на наш взгляд, достаточно полно отражают многосторонность педагогических ценностей. Однако в отличие от предыдущих они не дают реальной теоретической основы для построения процесса формирования ценностных ориентаций.
Подводя промежуточный итог, мы должны отметить, что наиболее приемлемыми для нашего исследования оказались классификации, предложенные С.А. Днепровым, И.В. Дубровиной, И.Ф. Исаевым (1), Н.З. Чавчавадзе, исходившими из положения о том, что ценностные ориентации отражают социальную детерминированную и зафиксированную в психике личности направленность на цели деятельности и средства их достижения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Исаев И.Ф. Теория и пpaктика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. - М., - 1993. - 219 с.
- Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Зб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24.
- Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., Ставрополь, 1991.
Статья в формате PDF 131 KB...
24 04 2024 12:17:38
Статья в формате PDF 113 KB...
23 04 2024 22:57:23
Статья в формате PDF 107 KB...
22 04 2024 17:24:15
Статья в формате PDF 326 KB...
21 04 2024 9:25:44
Статья в формате PDF 118 KB...
20 04 2024 11:42:10
Статья в формате PDF 111 KB...
19 04 2024 1:21:59
Статья в формате PDF 107 KB...
18 04 2024 18:30:57
17 04 2024 15:25:45
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный хаpaктер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
16 04 2024 2:37:27
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 22:49:54
Статья в формате PDF 111 KB...
14 04 2024 5:11:20
Статья в формате PDF 122 KB...
13 04 2024 7:51:25
Статья в формате PDF 109 KB...
12 04 2024 2:20:55
Статья в формате PDF 117 KB...
10 04 2024 13:22:30
Статья в формате PDF 250 KB...
09 04 2024 14:24:10
Статья в формате PDF 144 KB...
08 04 2024 23:15:53
Статья в формате PDF 147 KB...
07 04 2024 9:42:53
Тюменский регион является одним из лидеров по уровню экономического развития. Устойчивое развитие его обеспечит сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Реализация перехода на путь стабильного развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной. ...
06 04 2024 18:28:44
Статья в формате PDF 311 KB...
05 04 2024 3:58:59
Статья в формате PDF 131 KB...
04 04 2024 0:56:55
Статья в формате PDF 131 KB...
03 04 2024 6:20:40
02 04 2024 16:42:22
Статья в формате PDF 320 KB...
01 04 2024 10:56:18
В статье дано математическое описание процесса образования градиентных оксидных покрытий в микроплазменном режиме для случая, когда лимитирующей стадией процесса является стадия доставки ионов из раствора электролита к поверхности электрода. Статья может быть полезна исследователям и пpaктикам, изучающим и использующим микроплазменные процессы для получения оксидных и керамических покрытий в растворах электролитов. ...
31 03 2024 22:35:45
Статья в формате PDF 109 KB...
30 03 2024 4:53:21
Статья в формате PDF 133 KB...
29 03 2024 17:36:46
Статья в формате PDF 284 KB...
27 03 2024 1:37:44
Статья в формате PDF 133 KB...
26 03 2024 11:11:30
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 23:11:50
Статья в формате PDF 106 KB...
24 03 2024 16:52:33
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 18:38:14
Статья в формате PDF 126 KB...
21 03 2024 1:42:32
Статья в формате PDF 124 KB...
20 03 2024 0:27:47
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 12:28:58
Статья в формате PDF 142 KB...
18 03 2024 20:42:19
Статья в формате PDF 112 KB...
17 03 2024 14:45:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::