АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА
В орнаментальном искусстве народов мира широко используются образы, отражающие духовный мир человека, его мировоззрение, общечеловеческие понятия об устройстве мира, родном доме, домашнем очаге, о символах силы и красоты своего народа и т.д. Архетипические образы сложились с момента появления Homo sapience (человека разумного) и устойчиво продолжают использоваться в орнаментальном искусстве. История возникновения архетипических образов уходит глубоко к эпохам палеолита и неолита. До нас дошли изображения в виде схематических рисунков - человеческих фигур, птиц, зверей и частей их фигуры, а так же абстpaктные очертания - кресты, розетки, волнистые и ломаные линии, спирали, лабиринты и многое другое. Значение этих изображений оказалось давно забытым, но они продолжали по традиции применяться в народном орнаментальном искусстве вплоть до 19 века.
Сам термин «архетипы» появился благодаря известному швейцарскому психологу, психиатру, психоаналитику и культурологу Карлу Густаву Юнгу. Изучая психологические процессы подсознания человека, в основном исследуя сны и сновидения, Юнг приходит к выводу, что структура коллективного бессознательного включает в себя образы, предельной степени общности (архетипы). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических процессов. «Как растение порождает соцветия, так психика порождает символы. Любой сон подтверждает это». (К.Г.Юнг «Человек и его символы»). В орнаментальном искусстве народов мира архетипами обозначают универсальные художественные образы, хаpaктерные для искусства различных цивилизаций.
В орнаментальном искусстве народов мира на протяжении тысячелетий сложилась устойчивая система архетипических образов, понятная для людей разных национальностей и религиозных воззрений, живущих пpaктически в любой точке земного шара. Значение архетипических образов огромно. Наделенная символическим смыслом, а иногда и магическим значением, она играла огромную роль в жизни древних людей, которые верили в могущество и силу этих изображений. Именно поэтому в орнаментальном искусстве архетипы играют в первую очередь роль оберегов, надежной защиты от всего негативного в окружающем мире.
Многие исследователи смогли раскрыть смысл архетипических образов, но многие образы древнейших цивилизаций еще хранят свои тайны.
Можно назвать несколько замечательных исследователей древней символики - Б.Рыбаков, С.Иванов, А.И.Никифоров, А.А.Бобринский, Г.С.Маслова, М.С.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и многие другие.
Одним из интереснейших ученых, оставивший нам свой двадцатилетний труд изучения символики образов в мифологии, был Ариэль Голан. Автор проводит фундаментальное исследование основных архетипических образов, дает сравнительный анализ семантики образов на протяжении развития культуры народов мира.
Доктор философских наук В.Н.Демин отстаивает и развивает концепцию Полярной прародины человечества - Гипербореи, где центральное место занимают архетипические образы и их связь с традициями и обрядами народов Севера.
Попытаемся рассмотреть некоторые варианты основных архетипических образов, наиболее часто встречающиеся в орнаментальном искусстве народов мира. Все они теснейшим образом связаны между собой и представляют целостную картину единства Человека и Вселенной.
Представление о Вселенной, ее непосредственной связи с Космосом раскрывается нам через такие архетипические образы, как:
Космическое яйцо. Звездное небо окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца, поэтому оно олицетворяет источник жизни и Вселенной.
Трехчастное устройство Мира неотделимо от образа Древа Жизни. Древо Жизни (или Космическое древо) как центральный стержень держит три части света: небесную твердь, землю и подземный мир. Именно Древо Жизни имеет значение прошлого, настоящего и будущего, а также символизирует развитие всего человечества. В мировой художественной культуре Древо Жизни представлено широко и разнообразно, т.к. это любые элементы растительного орнамента (цветок, бутон, дерево, ветка и т.д.).
Солнечная система, Небо, Космос (небо является одним из синонимов Космоса) - это мир, в котором центральное место занимает Солнце как источник тепла, света, жизни. С образом Солнца связаны солярные знаки: круг (или космическое колесо, т.к. звездное небо вращается подобно колесу. Круг является символом женского божества неба), крест (считается общемировым символом «горящего» Солнца), свастика (энергетический источник Солнца, а также восход и закат Солнца) и др. Солнечная колесница (или Солнечная ладья) переносит Солнечное божество из одного мира в другой, совершая вечные круговороты в Макро- и Микрокосмосе. Этимологически это вращение закрепилось в понятии «коловорот» или «солнцеворот».
Средняя часть Вселенной - это Земля. Среди геометрических знаков Земли важно выделить треугольник, квадрат, ромб (символ мужского божества земли), они имели магическое значение для людей древних цивилизаций. Земля, жизнь на ней связана с образами Дома, домашнего Очага, земледелием, трудовой деятельностью, обрядами и традициями. Поэтому архетипические образы здесь в первую очередь связаны с Человеком, окружающий мир которого полон миром животных и птиц, мифологических существ и т.д. Земля, дающая жизнь и развитие всего живого на ней, ассоциировалась с архетипическим образом Матери-Земли (который тесно связан с образом Богородицы). Поклонение Великой богине уходит также своими корнями в доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и прародительницей и вершительницей судеб рода. «Все рождает земля, и все берет она опять» - считали эллинские мыслители.
В древней мифологии разных народов змей - устойчивый образ представителя земли, земной толщи, в недрах которой находится воображаемый подземный мир - преисподняя. Змей считался владыкой огня и хранителем кладов. Бог преисподней не только наводил страх на человека, но истолковывался как покровитель учения, знания, ремесел и наук.
Зооморфный орнамент включает в себя как реальные образы (птица, конь, олень, бык и др.), так и мифологические, пришедшие к нам из легенд и мифов народов мира (птицы Сирин, кентавр, единорог, дpaкон, русалии, грифон и др.). Обожествление птиц и животных, обращение их в культ неизбежно означало и наделение их космическими функциями. Так, например, во многих странах бык олицетворял Лунное Божество. Аналогичную смысловую нагрузку несет египетский образ-символ Небесной коровы.
Из глубин веков дошли до наших дней архетипические образы и орнаментальные мотивы в виде украшений декоративно-прикладного искусства, декора жилища и внутреннего убранства дома и т.п. Так, русская северная изба, народный костюм, расписная прялка отражают миропонимание человека, его веру и надежды на продолжение рода.
Изучение архетипических образов в орнаментальном искусстве народов мира имеет огромное значение. Культурное наследие прошлого, знания, накопленные сотнями предшествующих поколений, - будят воображение, снова и снова открывают перед нами тайны зашифрованных образов мировых цивилизаций и дают нам духовную силу.
Статья в формате PDF 120 KB...
28 03 2024 10:16:15
Статья в формате PDF 123 KB...
27 03 2024 11:22:49
Статья в формате PDF 119 KB...
26 03 2024 3:55:57
Статья в формате PDF 110 KB...
25 03 2024 23:16:56
Статья в формате PDF 127 KB...
24 03 2024 16:46:20
Статья в формате PDF 102 KB...
22 03 2024 4:40:27
Статья в формате PDF 104 KB...
21 03 2024 1:45:13
Статья в формате PDF 267 KB...
20 03 2024 1:31:32
Статья в формате PDF 228 KB...
18 03 2024 14:45:54
Статья в формате PDF 320 KB...
17 03 2024 20:23:14
Статья в формате PDF 118 KB...
16 03 2024 2:54:35
Статья в формате PDF 124 KB...
15 03 2024 4:26:32
Статья в формате PDF 147 KB...
14 03 2024 15:27:47
Статья в формате PDF 105 KB...
13 03 2024 15:24:11
Статья в формате PDF 116 KB...
12 03 2024 18:49:43
Статья в формате PDF 123 KB...
11 03 2024 3:13:56
Статья в формате PDF 123 KB...
09 03 2024 8:17:57
Статья в формате PDF 103 KB...
08 03 2024 12:30:54
Статья в формате PDF 142 KB...
07 03 2024 14:21:33
Брыжеечный лимфатический ствол белой крысы проходит вдоль ствола краниальной брыжеечной артерии без перерыва в одноименных лимфоузлах. ...
06 03 2024 4:28:33
Статья в формате PDF 133 KB...
05 03 2024 16:58:35
Статья в формате PDF 123 KB...
04 03 2024 17:59:59
Статья в формате PDF 104 KB...
03 03 2024 9:51:49
Статья в формате PDF 146 KB...
01 03 2024 18:45:43
Статья в формате PDF 121 KB...
29 02 2024 22:10:29
Статья в формате PDF 119 KB...
28 02 2024 0:16:33
Испытан способ стимуляции костномозгового гемопоэза при лечении острой лучевой болезни (ОЛБ) у животных, включающий остеоперфорацию эпифизов трубчатых костей, с использованием высокоинтенсивного инфpaкрасного диодного лазера. После остеоперфорации проводится курс лечения церулоплазмином в суточной дозе 1,5-2,5 мг/кг. Проведенные экспериментальные исследования и наблюдения показывают, что на фоне лазерной остеоперфорации и применения церулоплазмина у собак отмечено интенсивное увеличение содержания в периферической крови эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, а также концентрации гемоглобина в одном эритроците. Эффективность при лечении острой лучевой болезни составила 100%. ...
27 02 2024 1:23:54
Статья в формате PDF 121 KB...
26 02 2024 12:16:49
Статья в формате PDF 110 KB...
25 02 2024 6:16:36
В статье рассмотрена категория «инновация», как экономическое явление, что позволило дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций. Определено, что важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций является повышение эффективности государственных расходов. ...
24 02 2024 6:59:44
Статья в формате PDF 108 KB...
23 02 2024 7:41:29
Статья в формате PDF 133 KB...
22 02 2024 9:38:10
Статья в формате PDF 110 KB...
21 02 2024 1:13:12
В работе рассматривается русский религиозный раскол, отраженный в творчестве Владимира Личутина, исследуются причины, истоки и последствия этой трагедии, разьявшей общество на две непримиримые стороны в XVII веке, который, по мнению автора, продолжается и поныне. Показано развитие национального самосознания нации, на которое влияют этнические приоритеты. Они обусловлены коллективной идентичностью на базе общности «крови и почвы», его едином историческом прошлом, территории, религиозными воззрениями этнос. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Ключевые слова: раскол, православие, Никон, царь Алексей Михайлович, Беловодье ...
20 02 2024 14:28:39
Статья в формате PDF 116 KB...
19 02 2024 6:52:26
Статья в формате PDF 154 KB...
18 02 2024 12:30:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::