ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

4273be2a
Яковлев Б.П. Фурсов А.В. Статья в формате PDF 125 KB

Учебно-тренировочный процесс студентов лыжников-гонщиков в педагогическом вузе непосредственно связан с их учебной деятельностью. Наряду с получением необходимых теоретических знаний, умений и навыков в педагогическом процессе, спортсмены-студенты осуществляют учебно-тренировочный процесс, повышают спортивную квалификацию, регулярно выступают на областных, окружных, всероссийских и международных соревнованиях.

По данным большинства исследователей, в период обучения в вузе, серьёзную угрозу здоровью студентов представляет экзаменационный стресс, который рассматривается, как напряженная учебная деятельность. Во время экзамена организм учащихся претерпевает большие психофизиологические изменения, значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения, появляются отрицательные эмоции - неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и т.д. [3,4,5,]. После сдачи экзамена психические и физические показатели не сразу возвращаются к норме. Обычно требуется несколько дней, для того чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам [2].

Кроме того, совмещая учебную деятельность и учебно-тренировочный процесс, студенты лыжники-гонщики сталкиваются с лимитирующими условиями в организации и проведении систематических учебно-тренировочных занятий, где физические нагрузки, как и психические, оказывают своё непосредственное влияние на функциональные системы организма и скорость их мобилизации [1,5].

Исходя из этого, изучение психической нагрузки в учебной и соревновательной деятельности студентов лыжников-гонщиков, представляет чрезвычайно актуальную проблему для многих вузов. Однако данная проблема не всегда находит должное освещение в процессе физического воспитания студентов и редко рассматривается в специальной литературе.

Термин "психическая нагрузка" в рамках учебной деятельности широко употрeбляется учеными, специалистами, пpaктиками. Понятие "психической нагрузки" как и ряд других её синонимических понятий (психофизиологическая нагрузка, нервно-психическая нагрузка, психоэмоциональная нагрузка, перегрузка), входит в концептуальный аппарат современного образования, но пока еще не получило строгой теоретической и научно-экспериментальной разработки (Казначеев В.П., 1996; Левитес Д.Г., 2001). Понятие психической нагрузки в теории и пpaктике физической культуры и спорта требует в настоящее время научно-концептуального осмысления и пpaктической разработки. Как специфический компонент теории и методики подготовки квалифицированных спортсменов психическая нагрузка представлена в работах: П.Кунат, 1973; Э.Герон, 1973; А.В.Родионов, 1983; В.Гошек, 1983; А.П.Козин, 1985; Р.З.Шайхтдинов, 1987; Г.Б.Горская, 1994; Б.П.Яковлев 2002.

Цель настоящего исследования - показать воздействие психических нагрузок на психофизиологические процессы студентов лыжников-гонщиков в результате влияния условий напряженной учебной и соревновательной деятельности.

 Мы предположили, что особенности влияния психической нагрузки на организм и психику спортсмена обусловлены основными свойствами нервной системы, прежде всего таким свойством, как функциональная подвижность.

Методика исследования. Исследования проводились на квалифицированных спортсменах лыжников-гонщиков в возрасте 18-22 лет обучающихся на 2-4 курсе факультета физической культуры и спорта (n=15).

Психофизиологические исследования по определению психической нагрузки, проводились непосредственно в условиях соревновательного периода подготовки, до и после периода напряженной учебной деятельности студентов лыжников-гонщиков.

Функциональная подвижность нейродинамических процессов головного мозга изучалась с помощью компьютерной программы «ДИАГНОСТ-1» версия от 20.10.2004г., в которой испытуемые решали информационно-операциональные задачи, определяющие уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП), где раздражителем являлись стимулы-фигуры. Для измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) использовался спортивный тестер Garmin Forerunner 305 - спортивный GPS-навигатор, который показывал график изменения динамики ЧСС при решении задач по определению УФП НП. Психофизиологическое исследование испытуемых спортсменов проходило в лабораторных условиях на персональном компьютере.

По модифицированной методике Н.В.Макаренко (1991), Б.П.Яковлева (2002) проводилось исследование по поводу испытуемого на индивидуальный уровень функциональной подвижности соответственно реакциям на предлагаемые раздражители. Экспериментальная оценка УФП НП осуществлялась в навязанном темпе. Определенное количество раздражителей-стимулов (30,40,50 и до 150 сигналов) предъявляется с постоянным временным интервалом по сериям. Затем после каждой серии следует пауза, в течение которой на монитор выводится количественная оценка выполнения УФП НП. Она дается по числу допущенных ошибок и их процентному содержанию для каждой серии.

Изучение выявления психических нагрузок после периода напряженной учебной и соревновательной деятельности на организм студентов лыжников-гонщиков проводилось в трех группах, которые были сформированы после тестирования на УФП НП:

группа 1 - низкий УФП НП, 60-70 сигналов за 30 сек.;

группа 2 - средний УФП НП, 80-90 сигналов за 30 сек.;

группа 3 - высокий УФП НП, от 100 и более сигналов за 30 сек.

На основе полученных показателей экспериментального исследования в лабораторных условиях на ПК была проведена количественная обработка результатов стандартным статистическим методом.

Результаты и их обсуждение

Как показали исследования, при сравнении результатов по психофизиологическим реакциям студентов лыжников-гонщиков на психическую нагрузку (ступенчато повышающуюся и дозированную), наблюдаются достоверные различия (p<0,05) перед началом периода напряженной учебной деятельности и после его завершения.

Согласно полученным результатам по изучению ЧСС при психической нагрузке (ступенчато повышающейся и дозированной) до и после периода напряженной учебной деятельности была выявлена разнонаправленность и разновыраженность в динамике показателей изменения ЧСС (%). До периода напряженной учебной деятельности, изменение ЧСС (%) не достоверно (p>0,05), тогда как после напряженной учебной деятельности изменение ЧСС (%) имеет значимую достоверность (p<0,05).

Сравнительный анализ экспериментальных данных студентов лыжников-гонщиков по величине скорости приёма и переработке информации при психической нагрузке (ступенчато повышающейся и дозированной) показал, что величина переработки информации на предъявляемые стимулы-фигуры имеет наибольшую продуктивность и достоверность (p<0,05) до начала периода напряженной учебной деятельности, чем после его завершения.

Таким образом, период напряженной учебной деятельности достоверно влияет на психофизиологические показатели студентов лыжников-гонщиков, где интегральным показателем УФП НП является ЧСС и % ошибки при переработке принятой информации.

По результатам исследований определения влияния психических нагрузок на организм студентов лыжников-гонщиков после периода напряженной учебной и соревновательной деятельности были получены следующие различия в показателях ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации

В группе студентов лыжников-гонщиков с низким уровнем УФП НП, результаты изменения ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации после напряженной учебной и соревновательной деятельности не достоверны (p>0,05), тогда как в группах с средним УФП НП и выше результаты изменения ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации после напряженной учебной и соревновательной деятельности достоверны (p<0,05).

Таким образом, влияния психических нагрузок на студентов лыжников-гонщиков зависит от внутренних психофизиологических процессов организма, чем выше УФП НП, тем больше вариативность и выраженность их показателей. В целом показатели отразили наиболее качественное влияние психической нагрузки периода напряженной учебной деятельности, в отличие от соревновательной деятельности.

На основании анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Психическая нагрузка студентов лыжников-гонщиков обусловлена индивидуально типологическими особенностями в проявлении психомоторной реакции на раздражитель-стимул (фигуры), выражающийся в УФП НП с показателями отклонений ЧСС (%) и % ошибки при переработке принятой информации.
  2. Динамика изменений психофизиологических процессов студентов лыжников-гонщиков, при воздействии психической нагрузки, наиболее вариативна по завершению периода напряженной учебной деятельности, где средние показатели ЧСС изменились на 17,4±6,3 %, допущенные ошибочные реакций в переработке принятой информации составили 3,3±1,6 %, в отличие от начала напряженной учебной деятельности, где отклонение ЧСС составляло 11,7±3,8 %, допущенные ошибочные реакции были на уровне 2,2±1,7 %.
  3. Влияния психической нагрузки на психофизиологические процессы студентов лыжников-гонщиков в условиях напряженной учебной деятельности значительней т.к. при среднем УФП НП ЧСС изменилась на 19 %, ошибочные реакций в переработке принятой информации составили 2,8 %, при высоком УФП НП изменение ЧСС составило 31 %, допущено 4,6 % ошибочных реакций, в отличие от влияния условий соревновательной деятельности, где при среднем УФП НП ЧСС изменилась на 14 %, при этом ошибочных реакций было допущено 1,9 %, при высоком УФП НП изменение ЧСС составляло 22 %, ошибочных реакций было допущено 3,3 %.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бутин. И.М. Лыжный спорт. М.: ФКиС, 2000. - 368с.
  2. Марчук С.А.Экзаменационный стресс // Теория и пpaктика физической культуры, 2006, №5, с. 59-60.
  3. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы //Гигиена и санитария, 2000, №6, с 33-35.
  4. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье //Высшее образование в России. 2000, №3, с.53-56.
  5. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений.- Сургут: РИО СурГПУ, 2007. -201с.


МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Статья в формате PDF 110 KB...

23 09 2023 10:47:48

ДИКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА

ДИКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА Статья в формате PDF 247 KB...

21 09 2023 19:30:34

СИНЕРГЕТИКА ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВА

СИНЕРГЕТИКА ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВА Статья в формате PDF 161 KB...

20 09 2023 13:15:41

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Статья в формате PDF 101 KB...

13 09 2023 19:21:25

ПРОБЛЕМЫ НЕДОБРОВОЛЬНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

ПРОБЛЕМЫ НЕДОБРОВОЛЬНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...

07 09 2023 23:23:12

АННАДУРДЫЕВ ОВЛЯКУЛИ

АННАДУРДЫЕВ ОВЛЯКУЛИ Статья в формате PDF 191 KB...

03 09 2023 5:47:17

ПОВЕДЕНИЕ И ФРАКЦИОНИРОВАНИЕ ЗОЛОТА В РАСПЛАВАХ

ПОВЕДЕНИЕ И ФРАКЦИОНИРОВАНИЕ ЗОЛОТА В РАСПЛАВАХ Приведены данные по поведению золота в расплавах различной кремнекислотности. На основании авторских данных и других исследователей намечен основной термодинамический и петрологический механизм поведения золота в расплавах. Установлена важная роль смены режима окисленности – восстановленности расплавов. Отмечена роль коэффициента разделения элементов при эволюции и фpaкционировании расплавов. Более предпочтительна ассоциация крупных месторождений золота с восстановленными магмами, сформировавшимися в процессе контаминации углеродистым коровым материалом родоначальных мантийных базальтоидных магм. ...

01 09 2023 15:35:32

Экология и проблемы питания

Экология и проблемы питания Статья в формате PDF 114 KB...

29 08 2023 21:33:24

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ Статья в формате PDF 319 KB...

28 08 2023 9:16:22

ПАТТЕРНЫ ВНУТРИ ПАТТЕРНОВ

ПАТТЕРНЫ ВНУТРИ ПАТТЕРНОВ Статья в формате PDF 87 KB...

25 08 2023 18:54:44

ДЕЙСТВИЕ БИОПРЕПАРАТОВ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА РАННИХ СОРТОВ ОГУРЦА В ЗАЩИЩЕННОМ ГРУНТЕ ПРИ ПЛЕНОЧНОМ УКРЫТИИ

ДЕЙСТВИЕ БИОПРЕПАРАТОВ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА РАННИХ СОРТОВ ОГУРЦА В ЗАЩИЩЕННОМ ГРУНТЕ ПРИ ПЛЕНОЧНОМ УКРЫТИИ Установлено, что замачивание семян пяти сортов огурца в растворах биопрепаратов: альбит, биогумус, гумми, положительно влияет на повышение энергии прорастания , всхожести и роста корневой системы. Особенно эффективны биогумус и гумми на сортах Чистые пруды и Гектор. ...

21 08 2023 8:24:55

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и пpaктическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

18 08 2023 17:23:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

АНАТОМИЯ УРЕТРОВЕЗИКАЛЬНОГО СЕГМЕНТА И ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У МУЖЧИН, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ РАСАМ

Проведено исследование 63 препаратов уретровезикального сегмента и предстательной железы мужчин первого зрелого периода, относящихся к различным расам: европеоидам и монголоидам. Результаты: 1. межмочеточниковая складка Мерсье, расстояние от внутреннего отверстия уретры до устья мочеточника, площадь треугольника Льето достоверно больше у монголоидов при отсутствии достоверной разницы показателей «уретрального» угла треугольника Льето. 2. уретровезикальный угол, длина супрамонтанной части простатического отдела уретры и длина всего простатического отдела уретры у монголоидов достоверно больше. 3. семенной бугорок у представителей монголоидной расы в 85,7% представлял собой утолщение центральной складки простатического отдела уретры, наличие простатической маточки не зарегистрировано ни в одном случае. Семенной бугорок представителей европеоидной расы был более выражен и представлял собой анатомическое образование бόльшими размерами, простатическая маточка зарегистрирована в 60% случаев. 4. общий объем простаты у европеоидов и монголоидов не отличался, однако, центральная ее доля у монголоидов достоверно больше, а переходная достоверно меньше.

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ.

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ

Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга.