НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Многие современные ученые, исследователи, деятели культуры признают, что кризисные явления в самых разных сферах общества в конце XX - начале XXI веков связаны, прежде всего, с падением уровня духовности, нравственности в обществе, с низким приоритетом общечеловеческих ценностей, таких как любовь, добро, справедливость, истина и др. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его качественные хаpaктеристики. Разделяя эти взгляды, мы видим выход из создавшейся ситуации в развитии в процессе образования ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.
Отметим его основные черты: 1) основанность на ключевых идеях философии русского космизма (всеединства, антропокосмизма, панэтизма, активной эволюции); 2) целостность, интегративность, включающая в себя различные области знания (научное, гуманитарное, религиозное, философское); 3) осознание человеком себя и своего места в окружающем мире, своего предназначения; 4) владение нормами социоприродной (ноосферной) этики, пpaктическое следование им в своих поступках.
Истоки ноосферного мировоззрения находятся в научных и философских трудах В.И. Вернадского. В частности, сама идея о ноосфере как преобразованной коллективным разумом биосфере. Однако, необходимо отметить, что Вернадский не даёт однозначного понимания термина «ноосфера». В настоящее время большинство современных теоретиков (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.) определяют ноосферу как область единства природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации. Именно такое определение «ноосферы» как своеобразная программа, цель развития общества позволяет констатировать, что образование, направленное на развитие ноосферного мировоззрения, вбирающего в себя духовно-нравственные ориентиры, может быть названо ноосферным.
Ноосферное мировоззрение как качество личности может являться целью и результатом ноосферного образования, реализуемого в средней школе. Ему, на наш взгляд, должны быть присущи следующие качества:
- интегративность - сочетает в себе различные области знания: естественнонаучное, гуманитарное, религиозное (главным образом, этические нормы), философское, а также экологические и духовно-нравственные приоритеты;
- направленность на развитие целостного миропонимания, основанного на идее всеединства. Так растущая личность приходит к осознанию того, что все связано со всем (физическое с психическим, духовное с материальным и т.д.), что немаловажно для воспитания ответственности за свои поступки;
- основанность на идеях антропокосмизма, панэтизма, активной эволюции, ноосферы русских космистов: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.А. Бердяева, Н.Г. Холодного и др.;
- приоритет воспитания над обучением, необходимость философского осмысления любых знаний, а также направленность на саморефлексию, самореализацию и осознание своего места в окружающем мире.
Актуальны для педагогики развития ноосферного мировоззрения и другие мысли В.И. Вернадского. Например, важную дидактическую роль имеет высказывание учёного о том, что «рост научного знания в ХХ веке быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения». В плане развития целостного мировоззрения Вернадский подчёркивал, что «философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими и неразрывнейшими узами связаны с научным мировоззрением». Он отмечал, что в природе всё взаимосвязано, а само явление жизни и феномен сознания не случайны, их появление закономерно в космическом масштабе.
Все эти мысли выдающегося учёного, философа могут отражаться в ноосферном образовании при изучении дисциплин как естественного, так и гуманитарного цикла.
Статья в формате PDF 230 KB...
25 04 2024 21:26:45
Статья в формате PDF 217 KB...
23 04 2024 6:33:36
Статья в формате PDF 301 KB...
22 04 2024 12:57:40
Статья в формате PDF 125 KB...
21 04 2024 5:25:25
Статья в формате PDF 125 KB...
19 04 2024 1:48:34
Статья в формате PDF 110 KB...
18 04 2024 13:15:31
Проведено ретроспективное изучение историй болезней 71 пациента, оперированных по поводу закрытой травмы селезенки.Из общего количества оперированных пациентов спленэктомия была выполнена 25 пациентам, 26 – спленэктомия была дополнена аутолиентрaнcплантаций путем пересадки кусочков селезенки размером 1,5 см3 в ткань большого сальника, а 20 больным были выполнены органосохраняющие операции с использованием лазерной техники. Изучение исследуемых показателей проводили в момент поступления больных, на первые, третьи, пятые, седьмые и десятые послеоперационные сутки. Группу сравнения составили 46 относительно здоровых добровольцев того же возраста и пола. Лейкоцитарный индекс интоксикации рассчитывали по формуле предложенной В.К. Островским и Ю.М. Свитич. Кроме того определялись лейкоцитарный индекс интоксикации по индексу Я.Я. Кальф-Калифа, а так же индекс резистентности организма и индекс сдвига лейкоцитов крови. В результате проведенного исследования установлено, чтоизменения индексов хаpaктеризующих резистентность организма, у пациентов оперированных на поврежденной селезенке, в ближайшем послеоперационном периоде зависят не от хаpaктера выполненной операции, а от послеоперационных суток. В тоже время в отдаленном послеоперационном природе прослеживается взаимосвязь между хаpaктером выполненной операции и изменениями индексов хаpaктеризующих резистентность организма. ...
17 04 2024 20:15:58
Статья в формате PDF 156 KB...
16 04 2024 10:48:18
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 11:28:30
Статья в формате PDF 288 KB...
14 04 2024 7:31:23
Статья в формате PDF 118 KB...
12 04 2024 4:43:33
Статья в формате PDF 129 KB...
11 04 2024 17:24:51
Статья в формате PDF 119 KB...
09 04 2024 13:46:41
Статья в формате PDF 119 KB...
08 04 2024 7:16:20
Возрастные изменения геометрических параметров эритроцитов крови здоровых мужчин проявляются в виде увеличение диаметра, площади поверхности и объема красных клеток крови. У женщин, по сравнению с мужчинами, установлены достоверно более высокие показатели площади поверхности и объема эритроцитов. С возрастом регистрируется повышение жесткости мембран эритроцитов, причем данные изменения более выражены у женщин. ...
07 04 2024 23:52:22
Статья в формате PDF 122 KB...
06 04 2024 12:50:48
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 9:31:34
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2024 6:44:30
Статья в формате PDF 109 KB...
28 03 2024 3:24:57
Статья в формате PDF 101 KB...
26 03 2024 4:42:22
Статья в формате PDF 135 KB...
25 03 2024 16:58:19
Статья в формате PDF 119 KB...
24 03 2024 18:59:58
Статья в формате PDF 155 KB...
23 03 2024 4:27:46
Статья в формате PDF 122 KB...
22 03 2024 17:19:17
Статья в формате PDF 116 KB...
21 03 2024 17:35:16
Статья в формате PDF 110 KB...
20 03 2024 5:24:59
Статья в формате PDF 254 KB...
19 03 2024 15:41:44
Статья в формате PDF 112 KB...
18 03 2024 16:27:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::