НОВАЯ ПАРАДИГМА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ
Картина развития мира за последние сто лет показывает, что наряду с успехами имеют место также видимые и невидимые недостатки. Две мировые войны, глобальное потепление, нарушение экологического равновесия и гармонии между экономическим и духовным развитием, широкое распространение оружия массового уничтожения и т.п. свидетельствуют о наличии недостатков и погрешностей в развитии человечества. Все эти катаклизмы являются результатами неправильных решений, принятых на глобальном и локальном уровне. Один из западных мыслителей охаpaктеризовал философию развития последнего столетия таким образом: когда последнее дерево будет срублено, когда последняя рыба будет поймана, когда последняя река будет отравлена, тогда люди поймут что деньги нельзя есть.
Все эти отступления от верного Пути свидетельствуют о том, что, во-первых, уровень образованности элитарного слоя населения планеты не достаточен для гармоничного развития. Во-вторых, старые методы оценки знания (и ценности) потеряли силу, и имеется потребность в новых методах оценки знаний.
В данной работе предлагаются новые шкалы и критерии оценивания ценности и знания. Прежде, чем описать сущность новой шкалы, сначала необходимо разобраться в сущности старой системы оценки знаний. Для этой цели в качестве модели предлагается взять стакан с жидкостью. Отметим высоту заполненной части стакана Lз, пустой части Lн, а общую высоту стакана Lо. Предположим что, жидкость, находящаяся в стакане, является «жидкостью знаний». Очевидно, что общая высота стакана равна сумме заполненной и не заполненной (пустой) частей:
Lо = Lз + Lн (1)
Из этой простой формулы можно получить ценные результаты.
1. Классическая шкала оценки знания. Если разделить обе части формулы (1) на Lо и соотношение Lз / Lн обозначить буквой а, тогда получится формула:
a = 1-Lн / Lо (2)
Здесь, а является отношением высоты заполненной части стакана к не заполненной и ее можно назвать коэффициентом относительного заполнения, точнее, усвоения знаний. Как видно из формулы (2) значение этого коэффициента меняется в интервале (0-1). Отношение Lн / Lо хаpaктеризует неусвоенную часть знаний, то есть относительную нехватку знаний. Нетрудно понять, что коэффициент относительного усвоения (а) здесь выступает как критерий оценки знания. Так как,
а) в случае, когда, а =1 то есть когда Lз =Lо учебный материал усвоен на 100%;
б) в случае, когда, а = 0,5 материал усвоен на 50%, то есть Lз = Lo / 2 или Lз =Lн;
с) в случае, когда, а = 0, то есть когда Lн = Lо, учебный материал не усвоен и Lз = 0;
Например, если знания оцениваются по 100 балльной шкале и ученики набирают в среднем 100 баллов (или почти 100 баллов), это означает что, система образования безупречна (случай а). Если ученики набирают около 50 баллов (40-60 баллов), это значит что, система образования находится в среднем состоянии (б). Если ученики набирают баллы между 0 и 10, это означает, что система образования парализована (случай с).
В случае 5 балльной шкалы высота стакана Lо делится на пять равных частей и нумеруется целыми числами от одного до пяти. Те из обучающихся, которые освоили программу на 100 %, оцениваются на «5». Те, кто освоил программу на 60 % ,оцениваются на «3». Зависимость между дискретными оценками и степенью усвоения создает шкалу оценивания. В данном случае эта зависимость линейна и ее можно назвать линейной шкалой оценки знаний.
Следует отметить, что классическая шкала оценивания имеет большие недостатки. При высоких значениях а (0,8 -1) разрешающая способность шкалы оценки знания индивидуумов очень низка. Необходимо более точная и объективная шкала оценивания.
2. Новая шкала оценки знаний. В отличии от классической шкалы оценивания, для новой шкалы в качестве критерия предлагается взять отношение Lз / Lн. В предыдущих статьях /1 - 2/ это соотношение названо фактором качества и отмечено буквой К.
Если разделить обе стороны формулы (1) на Lз получим формулу:
Lо / Lз = 1+1/ К
Эту формулу можно написать в виде:
Lз / Lо = 1: (1+1/К)
Поскольку отношением Lз / Lо является относительным усвоением - а, тогда последнюю формулу можно написать в виде:
а = 1:(1+1/ К) (3)
Зависимость между факторa качества К от а является нелинейной, т.е. с ростом К относительная усвояемость а растет нелинейно. На основании формулы (3), можно создать новую шкалу. Для этого достаточно построить зависимость, а от К. Здесь К выступает как новый критерий оценки знаний, поскольку:
а) в случае, когда, К >>1, Lз >> Lн, система образования безупречна.
б) в случае, когда, К =1, Lз = Lн, система образования находится в среднем состоянии.
с) в случае, когда, К <<1, Lз << Lн, система образования отсутствует или она парализована.
В первом случае (а) усвоенная часть материала гораздо больше, чем неусвоенная. Во втором случае (б) они равны. В третьем (с) случае усвоенная часть материала намного меньше, чем неусвоенная часть.
Сущность новой шкалы состоит в том что, при приближении фактора качества К к бесконечности параметр а приближается к своему максимальную значению. Так как, коэффициент К меняется в интервале (0-∞), то для дифференциации знаний индивидуумов открываются большие возможности. Изменение значения К, в широком интервале, создает новые возможности для сравнения и оценивания умственных и интеллектуальных способностей индивидуумов. Например, если один из учеников ответил на 490 вопросов из 500, а другой на 499 вопросов, в классической шкале оценивания эта разница равна 9, в новой шкале она равна 450. Как видно, по классической шкале разница оценки между учениками невелика, а в новой шкале эта разница достаточна большая.
Ясно, что для интеллектуальных людей значение К велико. Нет сомнение, что в среднем, значение К для профессора больше, чем для доцента По-видимому, из земных разумных существ самым высоким К обладают пророки, потому, что принимаемые ими решения имеют силу на протяжении тысячелетий.
В заключение можно считать, что очевидное преимущество нелинейной шкалы над линейной создает необходимое условие для замени парадигмы педагогики используя в качестве критерии оценки фактор К. Нелинейная шкала обладает огромным потенциалом для объективной оценки различного рода ценности, т.е. определения истины. Среди многочисленных равно достойных, она позволяет объективно избирать самого достойного в случае таких умственных и интеллектуальных избирательных процедур как избрание на высокую должность, присвоение званий, ученых степеней, присуждение премий и т. п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аскеров Ш.Г., Оценки знаний: поиск рационального варианта «Народное образование», 2004, № 1, стр. 141
- Asgarov Sh.., The philosophy of knowledge assessment, Journal of Qafqaz University, 2004, N 13, p. 63
Статья в формате PDF
100 KB...
07 02 2025 23:25:36
Статья в формате PDF
100 KB...
06 02 2025 15:57:22
Статья в формате PDF
103 KB...
05 02 2025 5:51:21
Статья в формате PDF
120 KB...
04 02 2025 15:44:52
Статья в формате PDF
215 KB...
03 02 2025 16:19:33
Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о нeблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной.
...
02 02 2025 2:12:30
Статья в формате PDF
185 KB...
01 02 2025 23:26:52
Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря.
...
30 01 2025 1:45:37
Статья в формате PDF
136 KB...
29 01 2025 22:38:46
В данной работе авторами обоснована актуальность исследований в области пенсионного обеспечения, раскрыты основные направления дальнейшего развития пенсионной модели.
...
28 01 2025 14:23:40
Статья в формате PDF
112 KB...
27 01 2025 17:14:49
Статья в формате PDF
263 KB...
26 01 2025 14:42:11
Статья в формате PDF
112 KB...
24 01 2025 2:22:19
Статья в формате PDF
113 KB...
23 01 2025 17:16:44
Статья в формате PDF
206 KB...
22 01 2025 4:43:22
21 01 2025 19:51:56
Статья в формате PDF
124 KB...
19 01 2025 15:56:30
На основе анализа природных условий залегания месторождений полезных ископаемых Якутии обоснованы основные группы геоэкологических факторов, влияющие на динамику и степень преобразования экосистем при недропользовании. Формы, масштабы воздействия на природную среду зависят от стадии развития горных работ, вовлеченности отдельных участков месторождения в разработку.
...
17 01 2025 22:24:45
Статья в формате PDF
288 KB...
16 01 2025 9:52:22
Статья в формате PDF
257 KB...
15 01 2025 14:26:13
Статья в формате PDF
101 KB...
13 01 2025 15:18:50
Статья в формате PDF
299 KB...
12 01 2025 12:13:10
Статья в формате PDF
104 KB...
11 01 2025 15:50:17
Статья в формате PDF
252 KB...
10 01 2025 22:33:11
09 01 2025 13:32:31
Статья в формате PDF
114 KB...
08 01 2025 1:34:50
07 01 2025 12:53:45
Статья в формате PDF
106 KB...
05 01 2025 11:29:17
Статья в формате PDF
122 KB...
04 01 2025 22:12:32
Статья в формате PDF
133 KB...
03 01 2025 7:21:18
02 01 2025 8:25:10
Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения oнкoлoгических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью.
Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие.
Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора.
...
01 01 2025 1:53:21
Статья в формате PDF
196 KB...
31 12 2024 12:24:55
Статья в формате PDF 100 KB...
30 12 2024 21:50:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::