ЗАДАЧИ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖЕРА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ КРИЗИСА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЗАДАЧИ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖЕРА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ КРИЗИСА

ЗАДАЧИ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖЕРА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ КРИЗИСА

Смирнова О.С. Шибанова Статья в формате PDF 286 KB

Из разных источников - журналов, статей, учебников - мы все чаще слышим словосочетание «профессиональные компетенции», понимание которого у каждого специалиста воспринимается по-разному. Например, юрист думает о специфических правовых компетенциях и интерпретирует их с точки зрения своего восприятия; менеджер ассоциирует с управленческими и контролирующими компетенциями.

Какие же базовые профессиональные компетенции должны быть присущи такому необычному и во многом новому виду деятельности, как «антикризисное управление»?

Антикризисный управляющий - это тип руководителя, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль индивидуальными качествами человека.

В идеальном варианте и на первый взгляд специалист со знаниями в области антикризисного управления должен обладать такими профессиональными компетенциями, которые помогли бы ему выполнить две базовые задачи: вывести предприятие из состояния банкротства и восстановить докризисную позицию предприятия в бизнесе. Если же эта задача не выполнима, антикризисный управляющий обретает статус арбитражного управляющего, и его компетенции четко определяются требованиями нормативно-правовых актов, т.к. свою деятельность такой специалист будет осуществлять в судебном формате.

Более глубокое понимание профессии - следующее: для успешной карьеры антикризисного управляющего специалист в данной области должен обладать значительным совокупным набором опыта, умений и знаний, которому могут позавидовать и юристы, и менеджеры, и экономисты.

Это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Такой подход должен обеспечить антикризисному менеджеру свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативность. Хотя даже этот набор представляется минимальным для успешной реализации деятельности в ранге антикризисного управляющего: ведь кризисы всегда индивидуальны и, по-своему, неповторимы.

Каждый антикризисный менеджер должен понимать, какие именно задачи стоят перед ним на той или иной стадии развития кризиса. Говоря о профессиональных компетенциях, мы воспринимаем их как общий набор хаpaктеристик, которые определяют успешную профессиональную деятельность антикризисного управляющего, но редко классифицируем задачи, исходя из различной степени тяжести этапов развития кризиса.

На взгляд авторов, наиболее интересными являются разработки в области экономической динамики кризиса Стивена Финка. Предлагаем рассмотреть их как с точки зрения развития стадий кризиса на предприятии, так и с точки зрения роли человеческого капитала в каждой, отдельно взятой стадии кризиса.

Стивен Л. Финк - почетный профессор организационного поведения и ассоциированный декан (до 2001 г.) Whittemore School of Business and Economics University of New Hampshire, Англия. Ранее был ассоциированным профессором Case Western University и приглашенным лектором University of Leeds. Проф. Финк получил степень бакалавра в Union College и докторскую степень в Western Reserve University. Автор книги «High Commitment Workplaces» (Quorum, 1992) и соавтор популярных учебников «Effective Behavior in Organizations» (McGraw-Hill, 7th ed., 2001) и «Designing and Managing Organizations» (Richard D. Irwin, 1983). Консультировал по вопросам управления широкий спектр общественных и частных организаций, а последние годы использовал свой опыт и талант для того, чтобы обучать навыкам руководства людей, собирающихся возглавить семейный бизнес.

В своем научном труде «Кризис-менеджмент: планы на случай неизбежного» Стивен Финк приводит следующее определение: «Кризисы - это предостерегающие ситуации, которые несут риск эскалации в интенсивности попадания под пристальное внимание СМИ или правительства, помех нормальной работе, опасности для имиджа организации и ущерба основам деятельности компании». Также он интерпретирует кризис как «флуктуирующий время, положение вещей, когда решающие изменения неизбежны и содержат две возможности: одна связана с нежелательным, отрицательным результатом, а другая с его соответствующей крайней положительной стороной. Шансы, как правило, равны, но мы можем изменить их».

По Стивену Финку, любой кризис может состоять только из четырех различных и совершенно определенных фаз. Названия этих фаз похожи на медицинские термины, потому что и сам кризис может быть рассмотрен как болезнь, но болезнь не человека, а его бизнеса. Итак, фазы кризиса:

1. Продромальная (предварительная фаза).

2. Фаза острого кризиса.

3. Фаза хронического кризиса.

4. Фаза разрешения кризиса.

Также как и болезнь, кризис может в течение достаточно длительного времени сопровождаться неприятными симптомами до полного «выздоровления» бизнеса. И также как болезнь, которая может вызывать осложнения и даже cмepть, незначительный, на первый взгляд, кризис может привести к полному краху предприятия. Необходимо распознать симптомы надвигающего кризиса задолго до того, как он случится, чтобы начать принимать соответствующие меры прежде, чем кризис перейдет в острую или хроническую фазы.

Продромальная (предварительная) фаза кризиса - это своего рода предупреждение о том, что предприятие входит в кризис. Переломная точка, в которой можно определить отклонения в функционировании предприятия. И если на стадии раннего развития кризиса не предпринимать никаких действий, острый кризис может ударить с такой силой, что в принципе кризис-менеджмент будет сводиться лишь к подсчету убытков. Иногда продромальную фазу кризиса называют еще «предкризисной стадией».

В этой фазе задачей кризис-менеджера является: заметить и распознать симптомы кризиса как можно раньше и, в любом случае, до того, как кризис разразится. Эта стадия очень важна, потому что именно сейчас можно избежать последствий и стабилизировать деятельность и функционирование предприятия, потому что от большинства болезней пациента можно вылечить и в острой фазе, но гораздо надежнее и безопаснее не допустить нежелательного развития событий и возможных осложнений до того, как проблема станет острой. Исходя из этого, задачами антикризисных управляющих становятся: поиск источников дисбаланса и попытка устранения его; осуществление оперативных действий для стабилизации финансового положения компании; минимизация издержек; поиск вариантов для выхода из кризисной ситуации; прогноз последствий кризиса; планирование дальнейших антикризисных мероприятий; анализ сложившейся ситуации.

Даже в том случае, когда руководящий состав предприятия по каким-либо причинам не может остановить кризис, распознав его первые признаки, уже одно понимание значительных негативных изменений позволит лучше подготовиться к острой фазе кризиса.

Стивен Финк приводит такой пример. Моряки на палубе вовремя заметили признаки приближающегося урагана. Однако предотвратить стихийное бедствие они не в силах. Зато понимание того, что произойдет в ближайшие часы, помогает им принять необходимые меры предосторожности: опустить мачты, отойти подальше от опасных рифов и ждать приближения шторма в состоянии полной готовности.

Острая фаза кризиса. Если проводить аналогию с болезнью, то продромальная фаза кризиса, это симптомы болезни, например, боль и першение в горле, общая слабость организма, то острая фаза кризиса - это признаки серьезных негативных проблем. Ситуацию уже почти невозможно повернуть вспять, и поэтому единственное решение - это курс на лечение и последующее выздоровление.

Независимо от того, как долго может казаться, что компания находится в эпицентре острого кризиса, это фаза чаще всего самая короткая. В большинстве случаев в этой фазе ситуацию уже нельзя развернуть обратно. После того, как предупреждения закончились, и кризис из фазы продромальной перешел в острую фазу, почти никогда не удается вернуть потерянные позиции. Определенный ущерб уже был нанесен; уровень ущерба, который будет понесен на данной и последующих стадиях, во многом зависит от антикризисного управляющего. Если в продромальной фазе антикризисный менеджер предпринял меры для смягчения последствий этой фазы, то в этой фазе главное - не потерять контроль над событиями, т.к. в этой фазе кризис очень динамичен, и на него влияет целый комплекс факторов.

Задачи антикризисного менеджера в данной стадии состоят в следующем: удержание контроля над ситуацией, проведение переговоров с кредиторами и иные оперативные действия; осуществление тактических изменений во внутренней структуре организации в виде избавления от нерентабельных фондов, привлечения капитала извне; стратегические действия, например, поиск и обретение доверия у инвесторов. Если менеджеру удается предсказать и измерить потенциальную скорость и интенсивность кризиса в продромальном периоде, он будет гораздо лучше подготовлен к управлению кризисом в острой фазе.

Хроническая фаза кризиса. Если продолжать аналогию с болезнью, то хроническая стадия - это некая относительная стабилизация «плохого» состояния. В острой фазе - резкое ухудшение положения, в хронической же стадии - положение становится более менее статичным, и именно на данной стадии видны перспективы выхода из кризиса и возможные последствия, а также степень их тяжести.

Именно в течение этой фазы результаты кризиса становятся наиболее очевидными. Иногда - при нeблагоприятном исходе кризиса - данная фаза также может стать и «cмepтельной» для бизнеса. Но также хроническая фаза кризиса - нередко период выздоровления и самоанализа, а для грамотного менеджера - это, возможно, период триумфа. Именно в такое время принимаются особые, неординарные меры для избавления от балласта и настроя на «выздоровление». Но в кризисе не существует только негативных факторов, есть и возможности, которые необходимо заметить и попытаться реализовать. Данная стадия - это передышка перед дальнейшими действиями и некий самоанализ деятельности предприятия. Опытные менеджеры смогут извлечь из кризисов пользу.

По мнению, ряда последователей Финка, хроническая фаза кризиса может продолжаться почти бесконечно, и задача кризис-менеджера - постараться свести ее продолжительность к минимуму. Нередко необходимы революционные действия, которые позволят организации совершить рывок на пути выздоровления. Такими задачами могут стать: ликвидация юридического лица, но не бизнеса, что является благополучным результатом выхода из кризиса, поиск и формирование кортежа новых решений, в виде привлечения капитала, перепозиционирования, реинжиниринга и т.п.

Фаза разрешения кризиса. Это последняя фаза, когда общее состояние «больного» идет на улучшение. В данной стадии аномалии выявлены, и основная задача кризис-менеджера - быстро обрести контроль и вычислить наиболее прямой и целесообразный маршрут к достижению благоприятного разрешения кризиса. Но необходимо иметь в виду, что кризисы исторически развиваются циклическим способом, и пострадавший от кризиса почти всегда вынужден бороться сразу с несколькими кризисами или их последствиями одновременно. Завершающая стадия этого кризиса - продромальный индикатор новых нeблагоприятных событий. Вот почему совершенно необходимо уметь выявить настоящий - исход- ный - кризис. Потому что «кризис не приходит один, он непременно влечет за собой целую цепочку нeблагоприятных событий».

Цель антикризисного управляющего состоит в том, чтобы повернуть экстремальную ситуацию на выход в виде качественно иного уровня развития финансово-хозяйственной деятельности экономического агента. Но поскольку кризис порождает множество нeблагоприятных последующих событий, задачей антикризисного менеджера также является предотвращение данных последствий. Именно эта четвертая - и окончательная - фаза должна быть целью регулирования кризиса в течение предшествующих трех стадий.

Итак, основой успешного проведения антикризисных мероприятий на предприятии является своевременная реакция руководства компании и антикризисных управляющих на все изменения в компании. Именно правильно поставленные задачи для антикризисных менеджеров в каждую из кризисных фаз развития компании помогут ей в преодолении кризиса и продолжении стабильного, устойчивого функционирования.



СИНЕРГЕТИКА В СУПЕРИОННЫХ КРИСТАЛЛАХ

СИНЕРГЕТИКА В СУПЕРИОННЫХ КРИСТАЛЛАХ Статья в формате PDF 115 KB...

11 12 2024 22:46:32

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ СПЛОШНЫХ СРЕД

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ СПЛОШНЫХ СРЕД Статья в формате PDF 291 KB...

08 12 2024 3:21:29

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД НА АВТОМОЙКЕ

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД НА АВТОМОЙКЕ Статья в формате PDF 254 KB...

06 12 2024 15:19:15

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся пpaктикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

28 11 2024 20:17:11

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

26 11 2024 8:52:39

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА

НОВЫЙ ВИД АМФИБИЙ В ВОДОЕМАХ СРЕДНЕГО УРАЛА Изучены особенности биологии и некоторые демографические хаpaктеристики двух популяций озерной лягушки (Rana ridibunda Pall.), случайно интродуцированной в водоемы-охладители тепловых станций, на территории Среднего Урала. Условия существования в новых водоемах оказались благоприятными. За интродукцией последовало самостоятельное расселение, обе популяции в настоящее время занимают значительную территорию. Животные, обитающие в этих популяциях, отличаются по размерно-возрастному составу размножающихся особей, типу нереста, плодовитости. Полученные данные позволяют утверждать, что обнаруженные различия носят адаптивный хаpaктер. ...

20 11 2024 18:52:36

ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ СУБВУЛКАНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ УНИКАЛЬНОГО КУМИРСКОГО Sc-U-TR МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ

ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ СУБВУЛКАНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ УНИКАЛЬНОГО КУМИРСКОГО Sc-U-TR МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ Для уникального Кумирского скандий-уран-редкоземельного месторождения впервые описаны субвулканические образования, сформировавшиеся в антидромной последовательности от гранитов до долеритов. Более ранние гранит-порфиры и аляскит-порфиры слагают Кумирский шток, в контакте с которым образовались сложнее по составу метасоматиты от фельдшпатоидов до пропилитов. Гранитоиды формировались в процессе частичного плавления мантийного субстрата(кварцевые эклогиты) и относятся к А-типу (анорогенных гранитоидов), а дайки долеритов обнаруживают в своём образовании мантийно-коровое взаимодействие: смешение мантийной базальтовой магмы и корового материала. ...

15 11 2024 16:39:40

ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ ТРАВЯНЫХ РАСТЕНИЙ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЙМЕННОГО ЛУГА

ВЛИЯНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ ВИДОВ ТРАВЯНЫХ РАСТЕНИЙ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ПОЙМЕННОГО ЛУГА Приведены закономерности влияния топографических и почвенных условий прирусловых территорий на прострaнcтвенную структуру видового состава трав и продуктивность пойменных лугов. ...

10 11 2024 4:52:14

МГНОВЕННЫЙ ЦЕНТР ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

МГНОВЕННЫЙ ЦЕНТР ПЕРЕМЕЩЕНИЙ Статья в формате PDF 796 KB...

05 11 2024 6:25:53

ИСКУССТВО КОСТЮМА: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

ИСКУССТВО КОСТЮМА: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ Статья в формате PDF 251 KB...

02 11 2024 17:33:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::