ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ
Решение проблемы фундаментализации изучения теоретической механики невозможно без создания единой системы фундаментального образования с общим базовым основанием и внутренней структурой. Комплексное решение этой задачи возможно на основе разработки единых принципов проектирования содержания теоретической механики и дисциплин естественнонаучного цикла.
Проводимые нами исследования по данной проблеме дали следующие результаты.
- Выделены принципы методологического анализа структуры и содержания учебного материала естественнонаучных дисциплин и осуществлена конкретная реализация данных принципов в построении модели логико-дидактической структуры курса теоретической механики. Сформированная модель хаpaктеризуется детальной конкретизацией логической последовательности изложения фундаментальной компоненты научного знания механики. На основе данной модели была реформирована рабочая программа курса теоретической механики.
- Проведена систематизация категориально-понятийного аппарата научной теории механики, в результате чего был построен структурно-логический граф,названный концентр современной картины механических явлений. Под концентром понимается иерархическая уровневая структура понятий, соответствующая логике развития научного знания и приводящая к концентрическомувыражению фундаментального ядра научной теории - ее законам. Внутренняя структура концентра полностью определяется основными компонентами структуры концепции физической картины мира и представляет собой взаимосвязанный комплекс понятийных уровней. Логические связи между уровнями понятий выступают в роли системообразующих связей, обеспечивающих качественную определенность научной теории механики как целостной системы. Комплексное изучение принц ипов организации и функционирования данного концентра в метасистеме современной физики является методологической основой преподавания теоретической механики в техническом вузе.
- Построен взаимосвязанный комплекс логико-понятийных модулей учебного курса теоретической механики. Проведенное модульное конструирование учебнойинформации этой дисциплины имеет принципиальное отличие от традиционного модульного подхода. Оно заключается в том, что структурирование учебных элементовтеоретической механики проводилось на основе графа понятийной структуры механики, и определяющее содержание модулей составили фундаментальные понятия механики. Структурная организация каждого логико-понятийногомодуля определяется структурой концентра, который выполняет функцию связи всех модулей в иерархический ряд,последовательно раскрывающий логико-дидактическуюструктуру курса теоретической механики. В такой переориентации предметно-содержательный принцип построения учебной дисциплины заменяется новым системно-целостным подходом, который постулирует в качестве основной функции не передачу конкретных сведений, а формирование фундаментальных знаний.
- Проведенное на основе понятийного графа исследование логической структуры учебного содержания курсатеоретической механики позволило по-новому подойти кформулировке целей изучения данной дисциплины. Былавыделена комплексная дидактическая цель, представляющая собой диалектическую пирамиду, основание которойобразует ядро научной теории механики - законы Ньютона и закон всемирного тяготения. В вершине пирамиды -фундаментальные принципы физики - законы сохранения.Остов пирамиды сформирован двумя интегрирующимидидактическими целями, приводящими к достижению данной комплексной цели. Предложенный подход к представлению целей изучения теоретической механики позволилнаглядно, в виде образной модели, показать фундаментальную системологическую основу всей механики, роль иместо логико-понятийных модулей в реализации комплексной дидактической цели и непосредственную взаимосвязьтеоретической механики с фундаментальными основамиестествознания.
- Для дидактического наполнения модульной схемыобучения был разработан комплекс дидактических средствобучения, названных дидактическими фреймами. Под дидактическим фреймом понимается особая организационно-методическая форма представления содержания учебногоматериала, отражающая структуру научного знания дисциплины, обеспечивающая оптимальную передачу информационного и методического материала и позволяющаяпpaктически реализовать принцип целостности логико-дидактической структуры предмета.
Разработанный комплекс дидактических фреймов полностью адекватен по своему количеству и наименованиям комплексу логико-понятийных модулей, которые, в свою очередь, являются основным звеном концептуальной системы знаний в каждом фрейме
Статья в формате PDF 129 KB...
18 04 2024 4:43:46
Статья в формате PDF 117 KB...
17 04 2024 4:57:54
Статья в формате PDF 322 KB...
16 04 2024 6:50:19
Жизненный цикл зимней пяденицы (Operophtera brumata L.) столь своеобразен, а время появления имагинальной фазы настолько необычно для бабочек, что этот объект всегда привлекал внимание учёных. Интерес усиливается также тем, что зимняя пяденица является массовым вредителем лиственных и древесных пород, значительная часть которых относится к плодовым деревьям. ...
14 04 2024 16:22:45
Статья в формате PDF 131 KB...
13 04 2024 20:23:20
Статья в формате PDF 245 KB...
12 04 2024 4:31:40
Статья в формате PDF 120 KB...
11 04 2024 9:53:10
Статья в формате PDF 115 KB...
10 04 2024 2:19:38
09 04 2024 7:10:12
Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского ГОК имеет хаpaктерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...
08 04 2024 9:34:17
Статья в формате PDF 224 KB...
07 04 2024 17:52:56
06 04 2024 4:31:59
Статья в формате PDF 216 KB...
05 04 2024 14:34:54
Статья в формате PDF 253 KB...
04 04 2024 23:40:49
Статья в формате PDF 346 KB...
03 04 2024 20:17:41
Статья в формате PDF 150 KB...
31 03 2024 17:16:25
Статья в формате PDF 171 KB...
29 03 2024 1:57:53
Статья в формате PDF 102 KB...
28 03 2024 12:14:13
Статья в формате PDF 117 KB...
27 03 2024 21:52:41
Лимфоидная закладка краниальных брыжеечных лимфатических узлов определяется у плодов белой крысы 20-21 суток в результате инфильтрации лимфоцитами их стромальных зачатков. ...
26 03 2024 20:55:47
Статья в формате PDF 553 KB...
24 03 2024 21:45:32
Статья в формате PDF 250 KB...
23 03 2024 1:25:31
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 11:21:11
Статья в формате PDF 110 KB...
20 03 2024 1:38:35
Статья в формате PDF 103 KB...
19 03 2024 5:19:28
Статья в формате PDF 106 KB...
18 03 2024 2:30:58
Статья в формате PDF 249 KB...
16 03 2024 22:30:43
Статья в формате PDF 113 KB...
15 03 2024 19:20:19
Статья в формате PDF 249 KB...
14 03 2024 2:48:15
Статья в формате PDF 244 KB...
13 03 2024 0:12:29
12 03 2024 0:11:39
Статья в формате PDF 106 KB...
10 03 2024 14:57:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::