НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «НЕ ПО ПРЕДМЕТАМ, А ПО ПРОБЛЕМАМ» > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «НЕ ПО ПРЕДМЕТАМ, А ПО ПРОБЛЕМАМ»

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «НЕ ПО ПРЕДМЕТАМ, А ПО ПРОБЛЕМАМ»

Дудина М.Н. Статья в формате PDF 133 KB

Слова, поставленные в кавычки, принадлежат В.И. Вернадскому, обогатившему научное познание идеями прострaнcтвенно-временной картины мира, эволюции жизни на земле, движения от биосферы к ноосфере. Продолжая традицию русского космизма о взаимосвязи и взаимозависимости природного и антропосоциального, Вернадский развивал идею духовности человеческого разума. Однако сложившаяся веками система образования, ориентированная на приращение предметных знаний, затрудняет возникновение и развитие целостного, системного, ноосферного мышления. Традиционно в школе и вузе изучают естественнонаучные и гуманитарные дисциплины, в лучшем случае учат беречь природу «для себя», «покорять», не забывая о том, что она дает человеку источники энергии, новые материалы и продукты питания. Реже учат благоговеть перед ней, бескорыстно восхищаться и любоваться ею. Такое «покоряющее» изучение природы (или однобокое «охраняющее») закрывает путь подрастающим поколением к пониманию цельности существования человека в природе, ощущению хрупкости жизни, ценности человека, человеческой жизни и всего живого. Падение престижа гуманитарных знаний на протяжении долгих десятилетий в советском обществе, их обособленность от естественнонаучных привели к отчуждению подрастающих поколений от духовно-нравственных ценностей. Человеку и человечеству еще предстоит дорасти до осознания своей общности с Космосом, принятия себя как его части. И это возможно с помощью образования, в котором ведущей идеей является не простое обогащение знаниями (под лозунгом «Знание-сила»), тем более, предметными, где есть частное, но нет общего, видятся деревья, но не просматривается лес. В то же время задолго до пpaктического освоения человеком Космоса, отечественная философия разpaбатывала методологию уникальной космической педагогики, соединяя идеи личности, общества, охватывающего все человечество, и Космоса. Можно сказать, что это время пришло, и проблема требует теоретического и пpaктического решения.

Если принять идею ответственности системы образования за состояние общества и развитость личности, их духовно-нравственные ориентации, то следует признать необходимость ноосферного образования. Оно предполагает синтез естественнонаучных и гуманитарных знаний, некогда распавшихся на рациональные и иррациональные, научные, философские, культурологические, религиозные, а также чувств, оценок, поступков индивида, способного преодолеть утилитаристские, прагматические интересы и возвыситься к духовности, нравственности. Актуальность ноосферного образования требует разработки его принципов, содержания и методов. Продуктивным в этом поиске является обращение к фундаментальным понятиям и именам, которые должны обогатить современное образование (активная эволюция, коэволюция, ноосфера, антропокосмизм, всеединство, ноосферного мышления, экологический императив, космическое чувство, панэтизм, ноосферная этика; К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г.Холодный, Н.Н. Моисеев, Г.В. Платонов. А.И. Субетто, Е.Г. Туркина, А. Д. Урсул). Современному образованию следует принять истинную значимость методологической, мировоззренческой, аксиологической, этической, культурно-исторической и педагогической ценности этих идей как базовых в универсальной образовательной среде. Овладение понятийно-категориальным аппаратом ноосферного образования создаст педагогические условия для достижения системности знаний, реализации следующих его принципов: гуманитаризация образования, обогащение иррациональным содержанием естественнонаучного знания и рациональным гуманитарного; диалог культур, цивилизаций, мировоззрений; личностно-центрированный подход в образовании; интеpaктивные методы обучения; овладение обучаемыми ноосферной этикой.

Особый смысл и назначение знакомства с этим содержанием образования состоит в нашей национальной гордости за то, что именно русской культуре принадлежат идеи и имена людей, задолго до экологического кризиса планеты поставивших проблему об ответственности человека за принадлежность к космосу, соединивших в золотом веке русского обществознания в единое целое Природу, Космос, Человека, Историю.

Человек как часть Космоса, как природный феномен, разумная часть биосферы, люди как дети Космоса - эти идеи, положенные в основу современного школьного и вузовского образования, сделают реальным обучение не «по предметам, а по проблемам». Этот подход позволит изменить сущность и назначение образования, чтобы оно стало базой ноосферной мировоззренческой культуры, поможет овладеть опытом критически - рефлексивного мышления о пронизанных друг другом человеке и мире, о своем «не-алиби в мире» (М.М.Бахтин). На этих путях освоения знаний растущий человек способен совершенствовать и себя, «трудиться над собой», и одухотворять действительность, изменять ментальность для созидания добра и более успешного противостояния силам зла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.,1940. С. 47.
  2. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург. 1998.

Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Современное естественнонаучное образование», 3-10 октября 2004 г., о. Крит, Греция.



ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ АСБЕСТОВЫХ РУД

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ПРИ ОБОГАЩЕНИИ АСБЕСТОВЫХ РУД В работе показаны причины возникновения профессиональных заболеваний в результате воздействия на организм человека асбестовой пыли. Клинические проявления и специфические симптомы, вызванные длительным контактом с асбестовой пылью. Рекомендуется новая технология пневмообогащения асбестового минерального сырья на базе ранее разработанных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН способов и устройств по переработке минерального сырья, содержащего тяжелые минералы и металлы. ...

22 04 2024 2:18:41

A FOCUS ON COMMUNICATION SKILLS (PART 1)

A FOCUS ON COMMUNICATION SKILLS (PART 1) Статья в формате PDF 274 KB...

19 04 2024 12:22:58

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕЙРОЛЕПТИКОВ – НЕУЛЕПТИЛ

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕЙРОЛЕПТИКОВ – НЕУЛЕПТИЛ Статья в формате PDF 250 KB...

09 04 2024 3:57:25

АКТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЛИПОПЕРОКСИДАЦИИ – ТИПОВОЙ ПРОЦЕСС ДЕЗИНТЕГРАЦИИ БИОСИСТЕМЫ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ

АКТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЛИПОПЕРОКСИДАЦИИ – ТИПОВОЙ ПРОЦЕСС ДЕЗИНТЕГРАЦИИ БИОСИСТЕМЫ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ Комплексное клинико-лабораторное обследование 20-ти больных в динамике ожоговой болезни средней степени тяжести позволило выявить закономерность системных метаболических расстройств в виде активации процессов перекисного окисления липидов. Установлена взаимосвязь чрезмерного накопления в эритроцитах и плазме крови промежуточных продуктов липопероксидации с тяжестью клинических проявлений патологии. В период ожогового шока и токсемии имело место прогрессирующее повышение содержания малонового диальдегида и диеновых конъюгатов в крови, а положительная клиническая динамика ожоговой болезни у выздоравливающих больных (15 – 25 сутки наблюдения) коррелировала со снижением интенсивности процессов липопероксидации. Выявлена положительная корреляция между повышенным содержанием в крови продуктов липопероксидации, уровнем молекул средних масс и развитием синдрома цитолиза. ...

05 04 2024 10:54:44

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПАРАТИВНО-АДАПТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЖИРНЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПАРАТИВНО-АДАПТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЖИРНЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Одинаково назначаемые одни и те же лекарственные средства могут действовать на организм различных людей соответственно неодинаково. Каждый уважающий себя и пациента врач стремится к такому клиническому подходу в свете фармакологии и медицины, что каждый человек мог извлечь из схемы лечения максимальную пользу и минимальный побочный эффект, говоря иным образом, подходить к терапии пациента индивидуально. Но принципиально это стало возможно после расшифровки генома человека. Отличие хромосомных наборов у женщины и мужчины состоит в том, что они имеют разные пoлoвые хромосомы. Женский пол гомогаметный — в кариотипе отсутствует Y-хромосома, и пара пoлoвых хромосом представлена двумя X-хромосомами. Хромосомный набор мужчины содержит две разные пoлoвые хромосомы, X и Y. А значит и применяемые фитопрепараты на основе жирных растительных масел по-разному могут действовать на мужской и женский организм. ...

04 04 2024 9:31:52

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ Статья в формате PDF 264 KB...

03 04 2024 6:30:49

КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДУОПОЛИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДУОПОЛИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта с точки зрения теории оптимального управления. Приводится формулировка соответствующей задачи отыскания программного управления, минимизирующего суммарные издержи предприятия, необходимые для достижения заданной рыночной доли на дуополистическом рынке. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...

24 03 2024 16:53:13

МОББИНГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

МОББИНГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА Статья в формате PDF 271 KB...

22 03 2024 14:33:51

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АППРОКСИМАЦИИ ДАННЫХ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АППРОКСИМАЦИИ ДАННЫХ Статья в формате PDF 253 KB...

20 03 2024 5:23:26

Без уравнений нет математики

Без уравнений нет математики Статья в формате PDF 310 KB...

18 03 2024 21:51:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::