ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Редлих С.М. Пономарев Р.Е. Статья в формате PDF 122 KB

В образовательном прострaнcтве школы происходит становление и развитие ребенка, осуществляется подготовка его к будущей жизни, раскрываются и развиваются его способности. В тоже время процесс образования требует определенных затрат интеллектуальных, эмоциональных и физических сил школьника. В коллективной монографии «Адаптация и здоровье» [1], указывается на то, что во время обучения в школе существенно возрастает заболеваемость среди учащихся, причем это напрямую связано с участием в образовательном процессе. Потеря здоровья определяется ценой адаптации (термин А.П.Авцына), которую приходится «заплатить» за развитие ребенка при современных образовательных технологиях. Поэтому возникает необходимость решения задачи снижения адаптационных потерь при осуществлении образовательного процесса, отслеживания успешности процесса адаптации, выбора наиболее оптимальных методов и средств обучения. Решение этих задач невозможно без подробного представления процесса адаптации ребенка, описания его в целом и поэтапно.

Мы рассматриваем процесс адаптации школьника как некую гармонизацию его отношений с образовательной средой школы. В процессе образования он осваивает определенные способы учебной деятельности, которые усложняются по мере взросления каждого школьника. Здесь возникает разрыв между тем, что им уже освоено «актуально» и тем «потенциально», что от него ожидает, а в некоторых случаях и требует образовательная среда. В преодоление этого разрыва, своеобразного адаптационного барьера, происходит развитие школьника. «Адаптация - это всегда начало определенного периода развития, она относительно скоротечна, поэтому процесс социально-профессиональной адаптации целесообразно рассматривать как процесс развития, но за сравнительно короткий промежуток времени»,- утверждают С.М.Редлих, Л.И. Кундозерова, А.Н.Ростовцев [3, с.3].

В процессе адаптации к образовательной среде происходит развитие адаптационных механизмов учащихся. В свою очередь недостаточная и несвоевременная их тренировка может стать препятствием на пути адаптации школьников. В этой связи авторы коллективной монографии «Адаптация и здоровье», среди факторов способствующих дезадаптации человека отмечают отсутствие тренировки механизмов адаптации и невостребованность адаптационных резервов [1, с.215]. Адаптация к специально созданным условиям среды, осуществляемая многократно, позволяет решить указанную задачу по тренировке адаптационных механизмов школьника, по подготовке его к встрече с аналогичными условиями, возникающими в жизни. Процессы адаптации, протекающие в настоящем, не всегда обеспечивают адаптацию к будущему, а значит, на понятийном уровне следует разделить актуальную адаптацию к существующим условиям и перспективную, которая разворачивается актуально, но с учетом ситуаций, возможных в будущем. Оценка успешности адаптации, соответственно, может осуществляться, как в узком смысле, когда объектом оценки выступает актуальная адаптация, так и в широком, когда оценивается перспективная.

Данная дифференциация понятий оказывается необходимой для школы при оценке успешности адаптации учащегося. Ученик должен обрести гармонию со средой в образовательном прострaнcтве школы не только актуально, но и перспективно, у него должны быть сформированы адаптационные механизмы и резервы для будущей жизни.

В работе [3] по проблемам социально-профессиональной адаптации, ученые Л.И.Кузндозерова, С.М.Редлих, А.Н.Ростовцев, для более детальной прорисовки процесса адаптации вводят представление о зоне актуального и потенциального развития. Зона актуального развития представляет собой «те особенности его личностного и профессионального развития, которыми обладает субъект образовательного процесса на данном этапе, а под зоной потенциального развития - зону актуального развития, усиленную теми особенностями личностного и профессионального развития, которые наиболее остро востребованы взаимодействием с образовательной средой» [3, с.4]. По сути мы имеем некоторое обобщение взглядов Л.С. Выготского [2] на зоны актуального и ближайшего развития, когда взаимодействие со взрослым расширяется до образовательной среды.

Несоответствие между зонами актуального и потенциального развития приводит к проблемам и конфликтам, в процессе разрешения которых школьник адаптируется к образовательной среде, а сама адаптация может быть представлена в качестве процесса, при котором предоставляемые возможности реализуются в зону актуального развития - актуализируются.

В кооперации с педагогом, разбив весь путь на этапы, соответствующие зонам ближайшего развития, теоретически можно осуществить этот переход и, соответственно, процесс адаптации. Тем не менее, пpaктически этот переход не всегда сводится только к эволюционному, последовательному, движению из одной зоны ближайшего развития в другую. Мы должны допускать и самостоятельное движение без участия более опытного взрослого, и «революционные» скачки, прорывы в переходе из зоны актуального в зону потенциального развития.

По отношению к возможностям конкретного человека требования зоны потенциального развития могут носить как выполнимый так и не выполнимый хаpaктер. Это определяется уровнем требований с одной стороны, с другой - актуальным развитием человека в данный момент, его индивидуальными особенностями и способностями к развитию. Может сложиться так, что в определенный момент жизни человек окажется неспособным к переходу из зоны актуального в зону потенциального развития, какой бы привлекательной она ему не казалась: пожилой человек вряд ли станет летчиком - испытателем, а чемпион по тяжелой атлетике профессиональным балетным танцором.

Отдавая приоритет одному направлению, достигая одних целей, мы в любом случае закрываем какие-то возможности для себя в будущем. Одним из вариантов преодоления негативных последствий дезадаптации, должна стать постановка целей, адекватных тем актуальным, потенциальным возможностям и способностям, которые имеются у конкретного человека.

Решение задач адаптации школьника, протекающей в течение всего обучения, предполагает проведение детального анализа изменения зоны актуального и потенциального развития. Особый интерес вызывают те узловые точки в адаптации школьника, которые мы отмечаем на границах смены ведущей деятельности при существенных изменениях образовательной среды. С нашей точки зрения, к моментам, в которых процесс адаптации представлен наиболее ярко, относится переход школьников с одной ступени на другую, но это предмет отдельного исследования. Тем не менее, в настоящей работе мы рискнем высказать некоторые соображения по поводу понимания особенностей зон актуального и потенциального развития при переходе с одной школьной ступени на другую. Следует подчеркнуть, что для успешности перспективной адаптации в будущем необходимо постоянно учитывать требования образовательной среды более высокой ступени.

Окончание дошкольного периода и переход к обучению в начальной школе ознаменован сменой ведущего вида деятельности: ребенок от игры переходит к учению. Зона актуального развития дошкольника наполнена игровой пpaктикой времяпровождения, элементы учебной деятельности в лучшем случае вплетены в игру, в остальных случаях возникают стихийно. Зона потенциального развития предъявляет требование на осуществление учебной деятельности, связанное с освоением культурного содержания, сопровождающееся процессами психологического развития школьника. Становясь школьником, ребенок попадает в ситуацию социального контроля со стороны педагога. Это уже не тот семейный контроль родителей, в основе которого лежит эмоционально-чувственное отношение к ребенку, в основе школьного контроля лежат принципы нормосообразности деятельности школьника. Вместо симпатий на первое место выходят критерии правильности выполнения деятельности. Существенный разрыв зоны потенциального развития от зоны актуального развития приводит к тому, что первичная адаптация первоклассников представляет собой «период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе» [4, с.68-69].

Переход из начальной школы на вторую ступень также несет на себе существенные изменения образовательной среды ребенка: вместо одного учителя, к которому ребенок уже привык, появляются несколько учителей предметников, вместо одного учебного кабинета приходится учиться в разных специализированных под отдельные предметы. На данном этапе не происходит существенного изменения учебной деятельности школьника. Конечно, материал усложняется, но ребенок уже освоил общие нормы и способы поведения в школе. Ученик вынужден адаптироваться к более тонким изменениям, которые предъявляет к нему среда: он должен разобраться в манерах поведения, стилях деятельности различных педагогов, сориентироваться в том, как и с кем себя вести. В процессе обучения на второй ступени ученик сталкивается с проблемами переходного возраста, которые накладывают свой отпечаток на осуществление учебной деятельности.

Процесс адаптации при переходе со второй ступени обучения на третью также обладает некоторыми особенностями. Во-первых, классы старшей школы зачастую формируются из учащихся разных классов, когда за одной партой могут оказаться даже учащиеся разных школ. У них за плечами имеется различный опыт образования, который складывался при взаимодействии с различными учителями в соответствии с различными учебными планами и программами. Во-вторых, школьники третьей ступени, уже познакомившись с тем, что представляют экзамены, с большей ответственностью начинают осознавать, значимость предстоящей аттестации за курс средней школы, необходимость готовности к ней, а также к поступлению в высшие образовательные учреждения. В-третьих, усложняются задания, которые требуют значительно большего времени, усилий и сосредоточенности для их выполнения.

Возникают проблемы межличностного общения, иногда складывается опасение за свое будущее, не хватает сил выдержки для выполнения более ресурсоемких заданий. Существенные разрывы между зоной актуального и потенциального развития, внутренние и внешние конфликты, проблемы, становятся источниками дезадаптации старшеклассников, которая, по мнению многих ученых, может выражаться: в снижении работоспособности, иммунитета, успеваемости, повышенной заболеваемости, во внутренних и межличностных конфликтах, в повышенном уровне тревожности, в отсутствии смысла жизни.

Адаптация в образовательном прострaнcтве при переходе из зоны актуального в зону потенциального развития достигается вхождением в образовательное прострaнcтво школы и осуществлением процесса образования, а также снижением уровня напряженности, вызванной взаимодействием с образовательной средой. Эффективность актуальной адаптации в школе будет определяться мерой включения школьника в образовательное прострaнcтво и той напряженностью и дисгармонией которая при этом возникнет, а перспективная адаптация должна учитывать требования современной социокультурной ситуации и динамики ее развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация и здоровье: Учеб. пособие/ Отв. ред. Э.М. Казин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 301 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Педагогическая психология, - М.: Педагогика-Пресс, 1999.- С. 321-336
  3. Кундозерова Л.И., Редлих С.М., Ростовцев А.Н., Проблемы социально-профессиональной адаптации./Под ред. д.п.н., профессора В.Д.Симоненко - Новокузнецк: Издательство НГПИ, 2001. - 24 с.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.-М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 352 с.


ПРИМЕНЕНИЕ МЕКСИДОЛА У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПОКСИКО-ИШЕМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕКСИДОЛА У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ЗАДЕРЖКИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПОКСИКО-ИШЕМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Целью настоящей работы была оценка эффективности мексидола при гипоксически-ишемических поражениях ЦНС у новорожденных с ЗВУР. До и после назначения препарата в венозной крови определяли уровень ингибиторов апоптоза. На основании проведенных исследований выявлено, что введение в комплекс лечебных мероприятий препарата мексидол, обладающего широким спектром действия позитивно влияет на лабораторные данные и в свою очередь предупреждает развитие остаточных неврологических расстройств. ...

24 04 2024 1:18:59

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ ПЛАЦЕНТА-ПЛОД

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ ПЛАЦЕНТА-ПЛОД Статья в формате PDF 93 KB...

20 04 2024 12:37:12

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...

18 04 2024 19:27:11

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Статья в формате PDF 140 KB...

15 04 2024 4:27:11

БАЗАЛЬНОКЛЕТОЧНЫЙ РАК КОЖИ В КРАСНОЯРСКЕ

БАЗАЛЬНОКЛЕТОЧНЫЙ РАК КОЖИ В КРАСНОЯРСКЕ Статья в формате PDF 141 KB...

08 04 2024 23:36:17

ФРАКТАЛЬНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИХ СИСТЕМ

ФРАКТАЛЬНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИХ СИСТЕМ Статья в формате PDF 315 KB...

05 04 2024 12:21:26

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧЕНИ КРОЛИКОВ КАЛИФОРНИЙСКОЙ ПОРОДЫ

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧЕНИ КРОЛИКОВ КАЛИФОРНИЙСКОЙ ПОРОДЫ В последнее время изыскиваются различные кормовые средства, витаминно-минеральные, биологические и другие препараты, которые бы оказывали благотворное влияние на организм животных. Анализ литературных источников показал, что вопросы влияния органического селена на морфофункциональное состояние организма животных (кроликов) выращиваемых в условиях интенсивных технологий полностью не выяснены, в связи с этим была поставлена цель изучить морфофункциональное состояние печени кроликов при использовании органического селена (Сел-Плекс) в составе гранулированного комбикорма в условиях Северного Зауралья. При топографическом исследовании и макроскопическом осмотре печени мы не выявили внешних различий у исследуемых групп. Изученное нами структурно-функциональное состояние печени в опытной группе кроликов, дает основание предполагать, что введение Сел-Плекс положительно влияет на морфофизиологическое состояние печени, что проявляется выраженным дольчатым строением, сохранность паренхиматозных структур печени. ...

02 04 2024 4:32:55

Селицкий Александр Яковлевич

Селицкий Александр Яковлевич Статья в формате PDF 70 KB...

01 04 2024 1:59:43

МОРФОЛОГИЯ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОРФОЛОГИЯ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На биопсийном материале матки семнадцати первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с нормальной или аномальной родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия являются гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему, и на основании этого они были условно поделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлены межгрупповые вариации всех оцененных количественных параметров. ...

30 03 2024 18:21:18

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ Статья в формате PDF 254 KB...

26 03 2024 10:17:57

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОХРАНЫ ДОРОГ ОТ ВРЕДНОГО ВЛИЯНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОХРАНЫ ДОРОГ ОТ ВРЕДНОГО ВЛИЯНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ Определены условия охраны и поддержания дорог при их многократной подработке подземными горными выработками. ...

20 03 2024 14:10:44

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕФИНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЕЗЕНКИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И У ЧЕЛОВЕКА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕФИНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЕЗЕНКИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И У ЧЕЛОВЕКА Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая хаpaктеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...

19 03 2024 8:18:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::