ВАРИАНТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОПОГРАФИИ СИНУСНО-ПРЕДСЕРДНОГО УЗЛА СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА
Возрастающий интерес к нарушениям функции синусно-предсердного узла (СПУ) в связи с ишемической болезнью сердца и уязвимостью области его локализации при хирургических вмешательствах определяет необходимость иметь точные сведения как о топографии, форме СПУ, так и его размерах у людей различного возраста.
Несмотря на имеющиеся публикации по анатомии и топографии СПУ, до настоящего времени нет достаточных сведений о возрастных особенностях формы, размеров и взаимоотношениях частей данного узла со стенкой правого предсердия.
Нами исследованы 75 препаратов сердец людей различных возрастных периодов при использовании комплекса анатомических методик, включая препаровку и морфометрию.
Исследования показали, что СПУ располагается вдоль пограничной борозды между правой полуокружностью верхней полой вены и верхним краем латеральной стенки правого предсердия. Спереди от него находится выступ верхнего края правого ушка. У новорожденных, детей и подростков СПУ лежит непосредственно под эпикардом, а у юношей, в зрелом и пожилом возрасте - под субэпикардиальной жировой клетчаткой. Макроскопически СПУ отличается от миокарда правого предсердия более светлой окраской и гомогенной консистенцией. Нами определены следующие формы СПУ: в виде, короткого широкого овоида, длинного широкого овоида, длинного узкого овоида. В СПУ можно выделить передневерхний и задненижний полюса, а также большую среднюю часть. Передневерхний полюс СПУ более заострен, и так же, как средняя часть располагается на поверхности миокарда правого предсердия, а задний его полюс углубляется в миокард. В тех случаях, когда СПУ имеет вид короткого широкого овоида расстояние от передневерхнего полюса СПУ до выступа верхнего края правого ушка у новорожденных и детей составляет 0,8±0,07 мм, у юношей, в зрелом и пожилом возрасте - 2,5±0,21 мм. При форме СПУ в виде длинного широкого и узкого овоида это расстояние у новорожденных и детей составляет 0,56±0,06 мм, а у юношей, в зрелом и пожилом возрасте - 1,68±0,26 мм. При форме СПУ в виде короткого широкого и длинного широкого овоида расстояние от средней части узла до верхнего края латеральной стенки правого предсердия у новорожденных и детей составляет 0,71±0,13 мм, а когда СПУ имеет вид длинного узкого овоида - 1,35± 0,90 мм. У юношей, в зрелом и пожилом возрасте расстояние от средней части узла до верхнего края латеральной стенки правого предсердия при форме СПУ в виде короткого широкого и длинного широкого овоида составляет 0,63± 0,14 мм, а при форме СПУ в виде длинного узкого овоида - 2,7± 0,17 мм. Расстояние от задненижнего полюса СПУ до верхнего края латеральной стенки правого предсердия у новорожденных и детей составляет 1,65± 0,26 мм, когда СПУ имеет форму короткого широкого и длинного широкого овоида и 2,3±0,34 мм, когда СПУ имеет форму длинного узкого овоида, а у юношей, в зрелом и пожилом возрасте соответственно 4,1±0,12 мм и 6,7±0,69 мм.
Установлено, что в юношеском, зрелом и пожилом возрасте размеры и форма узла зависят от конфигурации сердца. Так, при капельной форме сердца(индекс размеров сердца 1,76±0,04 и 1,67 ±0,02) СПУ имеет форму короткого и широкого овоида, при конической форме сердца (индекс размеров сердца 1,36±0,02 и 1,35±0,01) - длинного широкого овоида, при переходной и шаровидной форме(индекс размеров сердца 1,06±0,02 и 1,11±0,01) - длинного узкого овоида.
Несомненно, что хаpaктер васкуляризации СПУ связан не только с вариантами ветвления предсердных артерий, но и возрастными особенностями его топографии, которые определяют источники кровоснабжения СПУ.
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что имеются возрастные особенности топографии СПУ проводящей системы сердца человека и отдельных его частей, которые необходимо учитывать при анализе причин нарушения ритма сердца в связи с ишемией миокарда, а также при осуществлении хирургической коррекции приобретенных пороков и пороков развития сердца.
Работа представлена на V научную конференцию «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2004г., РФ ОК «Дагомыс», г. Сочи
17 04 2024 21:30:10
В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...
16 04 2024 14:17:29
Статья в формате PDF 110 KB...
15 04 2024 21:10:16
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая хаpaктеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...
14 04 2024 6:47:17
Статья в формате PDF 102 KB...
13 04 2024 22:15:30
Статья в формате PDF 257 KB...
12 04 2024 6:57:10
Статья в формате PDF 250 KB...
11 04 2024 21:30:19
10 04 2024 17:20:41
Статья в формате PDF 119 KB...
08 04 2024 2:18:21
Дана хаpaктеристика цитологических особенностей нейронов дорсомедиального ядра миндалевидного комплекса мозга (МК) на стадии диэструс. Полученные результаты сравниваются с ранее полученными на стадиях эструс и метэструс. Они показывают, что функциональное состояние нейроэндокринных нейронов этого ядра МК меняется в зависимости от уровней пoлoвых стероидов. ...
07 04 2024 23:11:22
Статья в формате PDF 120 KB...
06 04 2024 7:56:35
Статья в формате PDF 114 KB...
05 04 2024 7:32:18
Статья в формате PDF 109 KB...
04 04 2024 0:24:54
Статья в формате PDF 123 KB...
03 04 2024 4:55:58
Статья в формате PDF 274 KB...
01 04 2024 0:16:37
В течение продолжительного времени проводились триботехнические испытания различных термодиффузионных покрытий на изнашивание при трении скольжения. Они позволили сделать ряд принципиальных обобщений по взаимообусловленности структурного состояния покрытий и кинетики процессов износа. В результате моделирования фрикционных процессов широкого класса материалов было получено эмпирическое уравнение для коэффициента трения, отражающее параметрическое влияние свойств материала покрытий, реологию поверхностного трения и свойство смaзoчного материала. ...
31 03 2024 20:39:37
Проведен анализ поведения 380-летних изменений солнечной активности, температуры, осадков, солнечной радиации, штормистости и СО2. Обнаружена тенденция совпадения всех процессов на ветви роста 400-летних изменений. Показано, что основным фактором климатических изменений на Земле является солнечная активность. Для дальнейших сценариев существования человечества в обозримой перспективе, уже не так важно, что лежит в основе глобального повышения температуры, CO2, осадков … Теперь важно искать пути, как снизить риски глобальных климатических изменений на природу, биосферу и экономику. Важно также оценить факторы положительные экономического развития мирового сообщества в целом и России, в частности, вызванные этими изменениями. Показано, что своевременное отслеживание и прогнозирование изменения активности Солнца и вызванных ею земных явлений позволяют снижать экономические риски и выpaбатывать оптимальную стратегию для предотвращения природных катастроф. ...
30 03 2024 7:29:31
29 03 2024 2:25:40
Статья в формате PDF 133 KB...
28 03 2024 2:59:16
27 03 2024 18:41:57
Статья в формате PDF 204 KB...
26 03 2024 22:26:50
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 21:11:48
Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...
24 03 2024 16:44:15
Рассматриваются проблемы поступления минеральных веществ в организм человека, суточное потрeбление и хаpaктерные симптомы дефицита химических элементов. Подчеркивается особая роль йода и селена в питании человека. Отмечается, что ряд дикорастущих растений может быть использован в качестве источников микро- и макроэлементов. ...
23 03 2024 7:42:25
Статья в формате PDF 116 KB...
22 03 2024 6:41:24
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 19:10:37
20 03 2024 20:33:53
18 03 2024 23:36:14
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах. ...
17 03 2024 2:27:28
Данная статья является отчетом о научной деятельности, которая была проведена в рамках диссертационного исследования вопросов российского антимонопольного законодательства. В исследовании затронут ряд хаpaктерных правовых проблем, таких как: различные процедуры антимонопольного контроля в России, причины и условия антимонопольного регулирования экономической концентрации и т.д. В ходе исследования и работы по этой теме были изучены научные статьи и публикации других авторов. Полная библиография приведена в конце статьи, некоторые прямые ссылки можно найти в тексте. ...
16 03 2024 20:36:58
Статья в формате PDF 143 KB...
15 03 2024 14:45:35
В тесте «открытое поле» изучено поведение гомозиготных (A2/A2) по локусу TAG 1A DRD2 крыс линии WAG/Rij до и после шести сеансов аудиогенной стимуляции, сопровождавшихся большими судорожными припадками. Найдено, что после стимуляции резко снижается двигательная и исследовательская активность крыс. ...
14 03 2024 21:53:12
Статья в формате PDF 122 KB...
13 03 2024 10:31:53
Статья в формате PDF 115 KB...
12 03 2024 22:47:42
Статья в формате PDF 136 KB...
11 03 2024 4:41:41
Статья в формате PDF 307 KB...
10 03 2024 9:47:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::