ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СИБЛИНГОВ
На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияют многие факторы, в т.ч. сформированность у них отцовской и материнской позиции, направленность личности и т.д. Без специального обучения стать педагогом-родителем очень трудно. Для определения направлений получения педагогических знаний, помогающих родителям без ошибок заниматься воспитанием детей в семье, требуются данные об имеющемся у них уровне развития педагогических способностей.
Целью нашего исследования являлось изучение педагогических способностей родителей сиблингов и особенностей их взаимосвязи со свойствами личностного уровня индивидуальности испытуемых. В сформированные нами выборки вошли 30 супружеских пар, имеющих двоих детей подросткового возраста (соответственно, первая выборка - 30 женщин, вторая выборка - 30 мужчин). Основу диагностического комплекса составили методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), педагогического такта (М. И. Станкин), эмпатии (A Mehrabian, N Epstein), потребности в достижении (Ю. М. Орлов), свойств личностного уровня индивидуальности (Р. Кеттелл, 16PF, № 105). Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики (корреляционный анализ по К. Пирсону, факторный анализ - метод главных компонент, t-критерий Стьюдента).
Получены интересные факты. Например, в выявленном нами симптомокомплексе педагогических способностей родителей сиблингов имеют место только общие корреляции. При этом они разделились на два блока: в первом представлены взаимосвязи показателей коммуникативных, организаторских склонностей и потребности в достижении, во втором - взаимосвязи показателей эмпатии и педагогического такта. Полученные данные указывают на наличие в структуре педагогических способностей родителей стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом. При этом, обозначенная подструктура включает в себя блок компонентов, хаpaктеризующих испытуемых как способных устанавливать деловые, дружеские контакты, влиять на людей, проявлять инициативу, настойчиво двигаться к поставленной цели, не останавливаться на достигнутом и блок компонентов, хаpaктеризующих родителей как способных тактично, педагогически целесообразно влиять на своих детей в процессе взаимодействия с ними, учитывать особенности их личности, соблюдать меру в применении воспитательных воздействий, сопереживать и сочувствовать своим детям.
Далее нами был проведен сравнительный анализ взаимосвязей показателей педагогических способностей со свойствами личностного уровня индивидуальности родителей сиблингов. В первой выборке выявлено 11 исследуемых взаимосвязей, в т.ч. 5 прямых и 6 обратных. Во второй выборке, соответственно, выявлено 8 взаимосвязей, в т.ч. 3 прямых и 5 обратных. Общими для обеих групп родителей являются попарные корреляции между показателями организаторских склонностей и замкнутостиобщительности (фактор «-А» по Кеттеллу), педагогического такта и конформизма-нонконформизма (фактор «Q2»). Данные связи указывают на наличие в структуре индивидуальности испытуемых стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом, и частично хаpaктеризуют родителей сиблингов как способных к биполярным проявлениям. Например, они могут демонстрировать организаторские склонности или безучастность. В то же время им свойственны чувство меры, способность принять и понять своего ребенка, встать на его место, сопряженные с такими свойствами личности, как потребность в совместной деятельности, ориентация на социальное одобрение.
Все остальные взаимосвязи специфичные. В выборке матерей сиблингов таких корреляций 8 (по 4 прямых и обратных), а в выборке отцов - 5 (1 прямая, 4 обратные). Преобладание во второй выборке отрицательных корреляций указывает на большую выраженность у отцов механизмов компенсации. Например, недостаточный уровень развития педагогического такта и эмпатии компенсируется у них эмоциональной зрелостью, выдержанностью, смелостью и наоборот. Интересно, что в данной выборке в качестве «ядерного» показателя педагогических способностей выступает «педагогический такт» (3 связи), а в выборке матерей - «потребность в достижении» (5 связей). Можно предположить, что женщины в большей степени неудовлетворенны достигнутым и обладают более высоким уровнем притязаний, чем мужчины. И эта особенность отрицательно коррелирует с такими свойствами личности, как терпимость, уживчивость, зависимость. В то же время в выборке отцов сиблингов показатель потребности в достижении имеет 1 прямую взаимосвязь с показателем уверенности в себе - тревожности (фактор «О»). Вероятно, чем выше у данных испытуемых мотивация к достижению, тем более они депрессивны.
В целом педагогические способности матерей сиблингов сопряжены с такими свойствами личностного уровня индивидуальности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), подверженность чувствам - высокая нормативность поведения (фактор «G»), жесткость - чувствительность (фактор «-I»), доверчивость - подозрительность (фактор «-L»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»), низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор «Q3»). Ядерным со сторо‑ны свойств личности можно считать показатель доверчивость - подозрительность.
Соответственно, педагогические способности отцов сиблингов сопряжены с такими свойствами их личности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (фактор «-С»), робость - смелость (фактор «-Н»), уверенность в себе - тревожность (фактор «О»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»).
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
Семейное воспитание, безусловно, является педагогической деятельностью, а родители - первыми учителями ребенка. Они стремятся дать свои детям первоначальное образование, но при этом не претендуют на высокий профессионализм в данной сфере. Родительское воспитание не предусматривает опору на программы, научные психолого-педагогические теории. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей кроется в естественности, непреднамеренности данного процесса, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий и поступков родителей. Детерминантами педагогической деятельности родителей выступают и особые отношения взрослых с детьми, основанные на кровной близости.
На становление педагогических способностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияют многие факторы, в т.ч. сформированность у них отцовской и материнской позиции, направленность личности и т.д. Без специального обучения стать педагогом-родителем очень трудно. Для определения направлений получения педагогических знаний, помогающих родителям без ошибок заниматься воспитанием детей в семье, требуются данные об имеющемся у них уровне развития педагогических способностей.
Целью нашего исследования являлось изучение педагогических способностей родителей сиблингов и особенностей их взаимосвязи со свойствами личностного уровня индивидуальности испытуемых. В сформированные нами выборки вошли 30 супружеских пар, имеющих двоих детей подросткового возраста (соответственно, первая выборка - 30 женщин, вторая выборка - 30 мужчин). Основу диагностического комплекса составили методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), педагогического такта (М. И. Станкин), эмпатии (A Mehrabian, N Epstein), потребности в дости‑жении (Ю. М. Орлов), свойств личностного уровня индивидуальности (Р. Кеттелл, 16PF, № 105). Полученные данные были обработаны с помо
щью методов математической статистики (корреляционный анализ по К. Пирсону, факторный анализ - метод главных компонент, t-критерий Стьюдента).
Получены интересные факты. Например, в выявленном нами симптомокомплексе педагогических способностей родителей сиблингов имеют место только общие корреляции. При этом они разделились на два блока: в первом представлены взаимосвязи показателей коммуникативных, организаторских склонностей и потребности в достижении, во втором - взаимосвязи показателей эмпатии и педагогического такта. Полученные данные указывают на наличие в структуре педагогических способностей родителей стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом. При этом, обозначенная подструктура включает в себя блок компонентов, хаpaктеризующих испытуемых как способных устанавливать деловые, дружеские контакты, влиять на людей, проявлять инициативу, настойчиво двигаться к поставленной цели, не останавливаться на достигнутом и блок компонентов, хаpaктеризующих родителей как способных тактично, педагогически целесообразно влиять на своих детей в процессе взаимодействия с ними, учитывать особенности их личности, соблюдать меру в применении воспитательных воздействий, сопереживать и сочувствовать своим детям.
Далее нами был проведен сравнительный анализ взаимосвязей показателей педагогических способностей со свойствами личностного уровня индивидуальности родителей сиблингов. В первой выборке выявлено 11 исследуемых взаимосвязей, в т.ч. 5 прямых и 6 обратных. Во второй выборке, соответственно, выявлено
8 взаимосвязей, в т.ч. 3 прямых и 5 обратных. Общими для обеих групп родителей являются попарные корреляции между показателями организаторских склонностей и замкнутостиобщительности (фактор «-А» по Кеттеллу), педагогического такта и конформизма-нонконформизма (фактор «Q2»). Данные связи указывают на наличие в структуре индивидуальности испытуемых стабильной подструктуры, не связанной с их биологическим полом, и частично хаpaктеризуют родителей сиблингов как способных к биполярным проявлениям. Например, они могут демонстрировать организаторские склонности или безучастность. В то же время им свойственны чувство меры, способность принять и понять своего ребенка, встать на его
место, сопряженные с такими свойствами личности, как потребность в совместной деятельности, ориентация на социальное одобрение.
Все остальные взаимосвязи специфичные. В выборке матерей сиблингов таких корреляций 8 (по 4 прямых и обратных), а в выборке отцов - 5 (1 прямая, 4 обратные). Преобладание во второй выборке отрицательных корреляций указывает на большую выраженность у отцов механизмов компенсации. Например, недостаточный уровень развития педагогического такта и эмпатии компенсируется у них эмоциональной зрелостью, выдержанностью, смелостью и наоборот. Интересно, что в данной выборке в качестве «ядерного» показателя педагогических способностей выступает
«педагогический такт» (3 связи), а в выборке матерей - «потребность в достижении» (5 связей). Можно предположить, что женщины в большей степени неудовлетворенны достигнутым и обладают более высоким уровнем притязаний, чем мужчины. И эта особенность отрицательно коррелирует с такими свойствами личности, как терпимость, уживчивость, зависимость. В то же время в выборке отцов сиблингов показатель потребности в достижении имеет 1 прямую взаимосвязь с показателем уверенности в себе - тревожности (фактор
«О»). Вероятно, чем выше у данных испытуемых мотивация к достижению, тем более они депрессивны.
В целом педагогические способности матерей сиблингов сопряжены с такими свойствами личностного уровня индивидуальности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), подверженность чувствам - высокая нормативность поведения (фактор «G»), жесткость - чувствительность (фактор «-I»), доверчивость - подозрительность (фактор «-L»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»), низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор «Q3»). Ядерным со сторо‑ны свойств личности можно считать показатель доверчивость - подозрительность.
Соответственно, педагогические способности отцов сиблингов сопряжены с такими свойствами их личности, как замкнутость - общительность (фактор «-А»), эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость (фактор «-С»), робость - смелость (фактор «-Н»), уверенность в себе - тревожность (фактор «О»), конформизм - нонконформизм (фактор «Q2»).
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
- Структура педагогических способностей родителей сиблингов имеет общие компоненты и состоит из двух блоков. В первом объединились показатели коммуникативных, организаторских склонностей и потребности в достижении, во втором - эмпатии и педагогического такта. Данный факт указывает на отсутствие у испытуемых целостного симптомокомплекса педагогических способностей.
- «Ядерным показателем структуры педагогических способностей матерей сиблингов является показатель «потребность в достижении», отцов - «педагогический такт».
- В выборке отцов сиблингов в большей степени, чем в выборке матерей, выражены механизмы взаимной компенсации между показателями педагогических способностей и свойств личности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610а / У
Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...
10 05 2024 10:19:38
Статья в формате PDF 104 KB...
09 05 2024 13:17:50
Статья в формате PDF 114 KB...
08 05 2024 23:27:54
Статья в формате PDF 128 KB...
07 05 2024 21:55:59
Статья в формате PDF 262 KB...
06 05 2024 10:38:24
Статья в формате PDF 124 KB...
05 05 2024 22:34:32
Статья в формате PDF 120 KB...
04 05 2024 15:19:31
Статья в формате PDF 106 KB...
03 05 2024 21:58:33
Статья в формате PDF 123 KB...
02 05 2024 6:37:46
Статья в формате PDF 126 KB...
01 05 2024 2:44:18
Статья в формате PDF 110 KB...
30 04 2024 21:59:47
Статья в формате PDF 147 KB...
29 04 2024 5:58:34
Статья в формате PDF 119 KB...
28 04 2024 4:35:58
Статья в формате PDF 452 KB...
27 04 2024 6:18:30
Статья в формате PDF 163 KB...
26 04 2024 21:30:27
Статья в формате PDF 143 KB...
25 04 2024 22:18:28
Статья в формате PDF 110 KB...
24 04 2024 10:57:53
Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...
23 04 2024 14:18:19
Статья в формате PDF 124 KB...
22 04 2024 17:38:41
Статья в формате PDF 297 KB...
21 04 2024 8:53:43
Статья в формате PDF 245 KB...
20 04 2024 10:57:11
В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...
19 04 2024 11:11:47
Статья в формате PDF 116 KB...
15 04 2024 16:27:30
14 04 2024 5:37:36
Статья в формате PDF 114 KB...
13 04 2024 6:52:58
Статья в формате PDF 121 KB...
12 04 2024 19:33:38
Статья в формате PDF 118 KB...
10 04 2024 22:22:26
Статья в формате PDF 103 KB...
09 04 2024 1:30:44
Статья в формате PDF 114 KB...
08 04 2024 2:19:58
05 04 2024 22:36:59
Статья в формате PDF 303 KB...
04 04 2024 19:18:57
Статья в формате PDF 219 KB...
03 04 2024 23:13:23
Статья в формате PDF 132 KB...
02 04 2024 22:59:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::