КОРРЕЛЯТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МАЛОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КОРРЕЛЯТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МАЛОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ

КОРРЕЛЯТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МАЛОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ

Серов П. Н. Статья в формате PDF 304 KB Особенности психофизиологического развития детей с малой мозговой дисфункцией (ММД) связаны с ограничением получения ими информации из окружающего мира, что приводит к нарушению средств общения, изменяет способы коммуникации, обедняет социальный опыт и создает трудности социальной адаптации. Несмотря на значительный прогресс в изучении проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии ЦНС, многие аспекты этой важной медико-психологической проблемы еще не разрешены (Кропотов, 2005). Наиболее адекватным подходом исследования особенностей психофизиологического развития детей с отклонениями в развитии является использование нейропсихологического и нейрофизиологического подходов (Безруких и соавт., 2006; Ахутина, 2006; Панков и соавт., 2006).

Методыисследования

В обследование вошли 86 мальчика 7-16-летнего возраста с ММД, обучающихся в специализированной (коррекционной) школе-интернат № 41 г. Ростова-на-Дону. Школьники с ММД были разделены на группы по возрастному критерию по классификации ВОЗ (1997): младший школьный возраст, ранняя фаза пубертатного периода и средняя фаза пубертатного периода. Контролем служили пpaктически здоровые мальчики, обучающихся в средней образовательной школе № 29 г. Ростова-на-Дону. Для изучения функциональной недостаточности областей коры больших полушарий использовали модифицированный В. В. Кисовой, И. А. Коневой (2006) метод нейропсихологического тестирования. Для оценки функционального состояния головного мозга детей с ММД использовали методы регистрации суммарной биоэлектрической активности мозга с вычислением ЭЭГ показатель функции внимания (индекс тета/бета) и вызванных потенциалов (зрительных и слуховых) (Гнездицкий, 2003). Регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), выделение и анализ вызванных потенциалов (ВП) осуществлялись с использованием компьютерного энцефалографа «Энцефалан 131-03» («Медиком МТД», г. Таганрог). ЭЭГ регистрировалась монополярно, по системе «10-20» в 14 отведениях от пяти симметричных областей мозга: лобной, височной, центральной, теменной и затылочной (F3, F4, Fp1, Fp2, T3, T4, C3, C4, P3, P4, O1, O2), а так же от двух сагиттальных точек: центральной и теменной (Cz и Pz). Для выявления достоверности влияния факторов в группах испытуемых использовали унивариантный (ANOVA) и мультивариантный (MANOVA) дисперсионные методы.

Описаниерезультатовисследования

Согласно результатам нейропсихологического обследования у детей с ММД с возрастом происходит снижение проявлений нарушений, хаpaктерных для функциональной незрелости областей коры больших полушарий. Наиболее часто и значимо при ММД встречается незрелость межполушарных  комиссур. Необходимо указать на более выраженную незрелость структур правой коры больших полушарий детей и подростков с ММД, что, вероятно, влечет за собой запаздывание созревания областей левого полушария. По мере развития речи у детей с ММД, как и в норме, более значимыми становятся структуры левого полушария, тогда как правое полушарие детей с врожденной энцефалопатией остается функционально недостаточным. Этому, в первую очередь, способствует запаздывание созревания межполушарных комиссур у детей с ММД.

Поскольку дети с ММД страдают дефицитом внимания с гипеpaктивностью, далее был проведен анализ индексов соотношений тета/бета. Установлено, что у мальчиков с ММД значения ЭЭГ индексов внимания значительно выше уровня контроля во всех зонах коры. В 7-10-летнем возрасте у детей с ММД среднее значение соотношения тета/бета в области Сz было на 39 % (р <0,05) выше контроля. Наиболее значимые различия между контрольной и основной группами детей выявлены в затылочных и париетальных областях коры больших полушарий. Средние значения ЭЭГ индекса внимания в области Сz у подростков с ММД выше на 29 % (р <0,05) по сравнению с контролем, а к 14-16 годам - на 99 % (р <0,01). Предположительно, в основе дефицита внимания детей с ММД лежит процесс нарушения произвольного селективного внимания, при изучении которого возникают трудности дифференциации нарушений собственно внимания с сенсорными дефицитами. Поэтому далее было проведено исследование вызванной биоэлектрической активности мозга у детей с ММД.

Согласно результатам анализа межгрупповых различий зрительных ВП фактор «Возраст» достоверно определяет различие показателей латентных периодов (ЛП) компонента Р1 в отведениях F3, Cz и C3, компонента N1 в отведениях F4 и P4, компонента Р2 в отведениях F4, P3, P4 и О2, компонента N2 в отведениях F4, Т4, С4, Cz, Р4 и О2, а компонента Р3 - в отведении F4. В компонентах, связанных с формированием функции внимания (Р2-N2-Р3) сохраняется вза‑имосвязь с фактором «Возраст», что, указывает на важную роль данной области мозга в развитии зрительного внимания. Согласно многофакторному дисперсионному анализу MANOVA, где зависимыми переменными служили значения ЛП зрительных ВП для различных отведений, а фиксированными факторами - «ММД» и «Возраст», а также их взаимодействие «ММД-Возраст», изолированное влияние фактора «ММД» было значимым в отношении показателей ЛП компонента N1 в отведениях F4 и Р4, а также компонента N2 в отведениях Р4 и О2. Таким образом, нарушение биоэлектрических процессов, происходящих в момент формирования компонентов N1 и N2 в отведениях F4-P4-O2, является ведущим механизмом, снижающим показатели зрительного внимания при ММД.

При проведении анализа межгрупповых различий СВП у детей в зависимости от фактора «Возраст» были выявлены достоверные различия показателей ЛП компонента Р1 в отведениях F4, С4, Т3, О2 и О1, компонента N1 в отведениях F3 и F4, компонента Р2 в отведениях F4, Fp2 и Р3, компонента N2 в отведениях F4 и Р3, а компонента N3 в отведениях F4, С3, С4, Т4 и Р3. Согласно многофакторному дисперсионному анализу MANOVA, где зависимыми переменными служили значения ЛП СВП для различных отведений, а фиксированными факторами - «ММД» и «Возраст», а также их взаимодействие «ММД-Возраст», изолированное влияние фактора «ММД» было значимым в отношении показателей ЛП компонента Р2 в отведениях F4 и Р3, а также компонента Р3 в отведениях F4, Т4 и Р3.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ахутина Т. В. Коррекция функций управления, регуляции и контроля деятельности у детей с когнитивными нарушениями: нейропсихологический подход Выготского-Лурии./В кн.: Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2006. - С. 149-159.
  2. Безруких М. М., Мачинская Е. В., Крупская Е. В., Семенова О. А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ./В кн.: Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2006. - Т. 10. - № 2. - С. 9-35.
  3. Гнездицкий В. В. Вызванные потенциалы мозга в клинической пpaктике. - М.: МЕДпрессинформ, 2003. - 264 с.
  4. Кропотов  Ю. Д.   Современная  диагностика  и  коррекция  синдрома  дефицита   внимания   (нейрометрика,  электромагнитная   томография   и   нейротерапия)./Под ред. Ю. Д. Кропотова./ /СПб.: Элби-СПб, 2005. -148 с.
  5. Кисова  В. В.,  Конева  И. А.  Пpaктикум по  специальной  психологии.  -  СПб.:  Речь, 2006. - 352 с.
  6. Панков М. Н., Подоплекин А. Н., Афанасенкова  Н. В.  Психофизиологические  особенности детей с СДВГ и эмоциональной лабильностью./В кн.: Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2006. - С. 141-148.


ИММУНО-ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗАЛЬНО-АССОЦИИРОВАННОЙ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ (НАЛТ)

ИММУНО-ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗАЛЬНО-АССОЦИИРОВАННОЙ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ (НАЛТ) В настоящей работе представлены авторские иммуно - цитологические методики исследования назально - ассоциированной лимфоидной ткани (НАЛТ), позволяющие судить о состоянии местной клеточной защиты (МКЗ). В объем исследований были включены способы цитологического анализа НАЛТ, определения эпителиально - лимфоцитарного соотношения, идентификации популяций лимфоцитов, оценки степени генерации лимфоцитов, репродукции клеток, взаимодействия эпителиальных М- клеток и лимфоцитов, макрофагов и лимфоцитов в цитограммах НАЛТ. Описанные методики имеют ряд преимуществ перед существующими аналогами и могут быть эффективно использованы в клинической и лабораторной пpaктике. ...

18 04 2024 14:40:25

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Статья в формате PDF 108 KB...

14 04 2024 14:55:50

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА Статья в формате PDF 115 KB...

08 04 2024 23:43:11

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...

05 04 2024 11:52:49

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА Статья в формате PDF 124 KB...

03 04 2024 23:34:57

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Статья в формате PDF 119 KB...

27 03 2024 20:42:11

ФАЗОВЫЕ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ BiBr3 – BaBr2

ФАЗОВЫЕ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ BiBr3 – BaBr2 Статья в формате PDF 335 KB...

25 03 2024 21:43:34

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 94 KB...

12 03 2024 23:57:25

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Статья в формате PDF 128 KB...

10 03 2024 5:59:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::