ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Проблема личности занимает центральное место в исследовании тех или иных культурных явлений. Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. Как личность является создателем и трaнcформатором культурных реалий, так и культура является главным форматором в становлении личностной индивидуальности, а, следовательно, имеет далеко не косвенное отношение к трaнcформации культурного сознания представителя человечества. Говоря о трaнcформации личности, мы, прежде всего, имеем в виду изменения его индивидуального восприятия мира, культурных вкусов и предпочтений, отношения к окружающей среде, к народам мира.
Многие современные философы-культурологи (М. Бубер, М. Бахтин, В. Библер) полагают, что осмысление культуры возможно лишь через точки соприкосновения отличающихся друг от друга культур (как единичных субъектов культуры, так и множественных групповых). Смысл этих идей состоит в утверждении, что обладать культурой - значит иметь возможность «быть вне собственного бытия», т.е. вступать в общение с другими. Только в этом взаимном общении (в диалоге) культура обнаруживает сама себя. Исходя из того, что культура выступает как «самодетерминация», проявление свободы субъекта культуры сторонники диалогической концепции, что культура всегда на границе, как с другими культурами, так и с иными эпохами. Поэтому картина современной мировой культуры - это как бы сплав многих взаимодействующих самобытных культур разных цивилизационных регионов, этносов, поколений и т.д. Все они находятся в постоянном диалоге и взаимодействии друг с другом, причем этот диалог осуществляется не только синхронно (одномоментно), но и диахронно (по линии прошлое - настоящее - будущее). Наше восприятие истекшего, культуры прошедшего основано на принципе ее актуализации, включения в актуальную жизнь. Диалог как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они, вслушиваясь друг в друга, содействуют в творении культуры [1, с. 106].
Культура, как известно, многолика и разнообразна по своему содержанию. Как правило, культуру делят на материальную и духовную, которые, в свою очередь, взаимосвязаны друг с другом.
В материальной культуре традиционно выделяют в качестве ее объектов орудия труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения - все то, что получило название искусственной среды обитания человечества и является процессом и результатом материальной деятельности человек [1, с. 119].
К духовной культуре относят идеологию, науку, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религию [1, с. 114].
Межкультурное общение как способ взаимовлияния культур является также двигателем культурного развития личности.
Взаимодействуя и общаясь друг с другом, люди из разных культур исходят из разного перцептивного опыта. Однако физический механизм восприятия един для всех индивидов: органы чувств подают сигнал через нервную систему в мозг, где происходит его идентификации и интерпретации. Если процесс формирований у всех людей одинаков, то процесс идентификации и интерпретации полученных ощущений определяется культурой. Это не означает, что представители одной культуры абсолютно одинаково воспринимают мир: в рамках одной культуры можно встретить большой спектр различий. Но культура определяет нашу субъективную реальность, проявляясь в восприятии и поведении. Каждая культура дает свое представление об окружающем мире. И лишь понимая представления других человек способен общаться с ними, понимать их и свое поведение [4, с. 205].
«Общение - это одна из тайн. Так как оно существует между двумя людьми, то зависит от обоих. Когда встречаются два человека, рождается новый мир. Сама их встреча рождает новое явление, которого не было раньше, которое никогда раньше не существовало. Благодаря этому новому феномену оба меняются и трaнcформируются» [4, c. 55].
Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией, - высокая культурная ценность. В процессе общения происходит совместное восприятие внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний. Результат коммуникации - это и возможное изменение установок или поведения под воздействием внешних стимулов, это и достижение определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия между участниками общения. Духовное общение может происходить не только на межличностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества входят в фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности становятся достоянием сознания людей. Таким образом, осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох культур через объективированные результаты духовной деятельности [1, с. 118].
По мнению А. Швейцера (1875-1965), современная культура гибнет потому, что дело этического обновления поручено государству, но этика как сердцевина культуры есть дело, прежде всего индивида. Утверждая себя в качестве нравственных личностей, люди тем самым способствуют превращению социума из «естественного образования» в этическое.
Методологическая основа представлений о возможности трaнcформации личности, ее самосовершенствования как начальной точки изменения социокультурного порядка состоит в понимании личности как процесса в процессе, представлений о «внутреннем» моменте ее деятельности, выступающем в качестве самореализации индивидуального или, другими словами, как актуализация ее потенциального Я [1, с. 146-147].
Культура всегда имеет национальный хаpaктер и национальные корни. Культурный национализм проповедует замкнутость, изоляцию, закрытость для других народов и культур, самодовольство. Национализм отрицает верховную ценность человеческой личности, когда внутренний мир человека может быть подавлен национальными ценностями и интересами. Современный национализм больше связан с государством, чем с культурой, мало дорожит духовной жизнью.
Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, невозможны друг без друга. Задача культурного человека - видеть и уважать этнические составляющие национальной культуры, не допуская при этом растворения национальной культуры в «общемировой» [1, с. 183].
При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в процессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, взаимно адаптируются путем заимствования из лучших продуктов [4, с. 130]. Сравнивая свою культуру с культурой других народов, личность выявляет для себя положительное «полезное» и отрицательное «ненужное».
Взаимовлияние культур не представляется возможным без общения между представителями разных культур. Информационные и коммуникационные средства являются в наше время оптимальным способом получения культурного опыта, создания новых культурных ценностей, что является важнейшим фактором развития культуры. Культурный взаимообмен становится причиной взаимообогащения культурных оппонентов, появления разнообразных творческих начал.
XXI век как новый этап жизни, предвещает культурный прогресс, задающий установку на лучшее будущее, так как сегодня открыты все двери для самореализации личности.
Личность как частица того или иного социума, как представитель государства является двигателем культуры, создателем и хранителем культурных ценностей. От каждой отдельной личности зависит дальнейшее процветание культуры, ибо, каждый индивидуум в совокупности есть целое общество. Мы сами создаем для себя ту культурную среду, в которой мы прогрессируем или деградируем. Поэтому выбор всегда остается за нами, и, как писал И. Кант: «...кто превратил себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами» [2, с. 312].
Список литературы
- Драч Г.В. Культурология: учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008. - 413 с.
- Кант И. Метафизика нравов: в 2 частях / пер. с нем., примеч. С.Я. Шейнман-Топштейн и Ц.Г. Арзаканьяна; Вступ. ст. М.М. Филиппова; Примеч. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мир книги, Литература, 2008. - 400 с. - («Великие мыслители»). С. 333.
- Ошо. О женщине: пер. с англ. О. Вишмидт. - К.: София, 2002. - М.: ИД «Гелиос», 2002. - 288 с.
- Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш. шк., 2005. - 310 с.
Статья в формате PDF 285 KB...
27 03 2024 12:25:10
Обсуждается инвазия адвентивных растений в систему Верхоянского хребта в связи с интенсивностью антропогенного влияния. Поднимаются общие вопросы засорения природных объектов промышленными отходами. ...
26 03 2024 3:28:38
Статья в формате PDF 255 KB...
25 03 2024 4:25:46
В данной работе автор отвергает идею принятия cмepтной казни. Применение cмepтной казни приведет к нарушению природы государства, вырождению его духовной сущности. Если государство допускает возможность cмepтной казни, то ценность человеческой жизни падает, а для самих исполнителей cмepтной казни убийство станет обычным явлением. ...
24 03 2024 21:47:15
Статья в формате PDF 174 KB...
23 03 2024 12:27:12
Статья в формате PDF 103 KB...
22 03 2024 14:12:26
Статья в формате PDF 253 KB...
18 03 2024 0:36:58
17 03 2024 13:20:25
Образование и здоровье: сочетание этих понятий наполнено нравственным, социальным, политическим и экономическим смыслом. Здоровье для России должно стать зеркалом жизни, воспитания и образования, быть высшей ценностью государства ...
16 03 2024 15:38:51
Статья в формате PDF 136 KB...
15 03 2024 19:19:54
Статья в формате PDF 123 KB...
13 03 2024 4:14:52
Статья в формате PDF 144 KB...
12 03 2024 8:44:40
Статья в формате PDF 139 KB...
11 03 2024 14:56:10
Статья в формате PDF 115 KB...
10 03 2024 20:11:57
Статья в формате PDF 138 KB...
09 03 2024 19:47:55
Статья в формате PDF 114 KB...
08 03 2024 21:23:47
Статья в формате PDF 118 KB...
05 03 2024 16:59:21
Статья в формате PDF 106 KB...
04 03 2024 5:44:10
Статья в формате PDF 115 KB...
03 03 2024 19:42:41
Статья в формате PDF 126 KB...
02 03 2024 5:40:25
Статья в формате PDF 266 KB...
01 03 2024 11:12:42
Статья в формате PDF 131 KB...
29 02 2024 20:58:48
Статья в формате PDF 299 KB...
28 02 2024 22:26:13
27 02 2024 8:43:20
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за незаконное получение кредита (ст. 176). Несмотря на достаточно длительный срок существования данной нормы и устойчивую пpaктику привлечения к уголовной ответственности за данное деяние в науке остается много дискуссионных вопросов, касающихся конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 176 УК РФ, а также субъекта данного преступления. В результате проведенного исследования предлагается новая редакция ч. 1 ст. 176 УК РФ. ...
26 02 2024 12:43:10
Статья в формате PDF 251 KB...
25 02 2024 5:52:13
Статья в формате PDF 111 KB...
23 02 2024 22:48:37
Статья в формате PDF 190 KB...
22 02 2024 10:47:21
Статья в формате PDF 109 KB...
21 02 2024 4:58:24
Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный трaнcпорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового трaнcпорта в городе Сочи и тот ущерб, который трaнcпорт наносит экологии сочинского региона. ...
20 02 2024 21:29:42
Статья в формате PDF 268 KB...
18 02 2024 10:27:15
Статья в формате PDF 101 KB...
17 02 2024 23:38:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::