ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Согласно статистике из средств массовой информации свыше 50% инженерных должностей на производственных предприятиях и в конструкторских бюро занимают специалисты, не имеющие высшего технического образования, что негативно сказывается на качестве работы предприятий и выпускаемой продукции [1, с. 10]. Работодатели предъявляют претензии соискателям инженерных должностей за недостаточную мобильность на рынке труда, за слабую профессиональную подготовку, что косвенно говорит о недостаточной конкурентоспособности специалистов.
Диагностика психолого-педагогическая - процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов [2, с. 78].
Диагностика такого качества как конкурентоспособность будущего инженера предполагает прогностический хаpaктер, поскольку конкурентоспособность, как правило, проявляется позднее в профессиональной деятельности. Речь идёт, о диагностике, которая могла бы предвидеть конкурентный потенциал будущего специалиста.
При решении проблемы диагностики конкурентоспособности будущего инженера как качества специалиста опирались на теоретическую и методологическую базу исследователей С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Р.С. Немова, Н.В. Чигиринской и др.
Для отслеживания генезиса феномена конкурентоспособности инженера мы использовали диагностическую карту, в которой подвергались диагностике следующие компетенции: когнитивные компетенции, проявляющиеся в готовности будущего инженера на основе анализа математических моделей решать инженерные задачи и разpaбатывать необходимую техническую документацию; информационная компетенция, предполагающая умение извлекать информацию из различных источников, выделять самое необходимое из огромного потока информации и доходчиво на профессиональном языке доносить информацию подчинённым; инженерное мышление, проявляющееся в способности к постановке и решению задач, обеспечивающих подчинение технических проектов и изобретений человеческим целям без вреда человечеству и природе; инженерная рефлексия, проявляющаяся при выходе за пределы содеянного с целью построения новых точек опоры для дальнейшей деятельности; потребность в успешной деятельности, проявляющаяся в инициативности, активности и желании быть лидером, опережать конкурентов, умении организовать себя и других для успешной деятельности; творческий потенциал, проявляющийся как беглость, оригинальность, восприимчивость и метафоричность; правовая компетентность, проявляющаяся в знании руководящих и нормативных материалов, основ трудового законодательства, знании о способах решения правовых проблем.
В качестве диагностируемых объектов также определены знания и умения, составляющие ядро профессиональной компетентности; отношения к профессии, к профессиональным ценностям, профессиональные мотивы, интересы, деловые качества.
Диагностика конкурентоспособности студентов технических вузов является наиболее продуктивным с точки зрения мотивации студента к профессионально-личностному совершенствованию. Оптимальное сочетание профессионализма и мобильности обеспечит студенту и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда.
Мониторинговый инструментарий оценивания профессиональных знаний и умений способствует: преодолению противоречия между объективной необходимостью непрерывного обновления методов оценки качества образования и педагогическими требованиями их стабильности; повышению качества подготовки будущего инженера, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в ситуации изменения профессиональной пригодности.
Список литературы
1. Мустафина, Д.А. Негативное влияние формализма в знаниях студентов при формировании инженерного мышления / Д.А. Мустафина, И.В. Ребро, Г.А. Рахманкулова // Инженерное образование. - 2011. - № 7. - C. 10-15.
2. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
Статья в формате PDF
120 KB...
09 07 2025 18:51:50
Статья в формате PDF
128 KB...
08 07 2025 22:48:37
Статья в формате PDF
259 KB...
07 07 2025 17:11:33
Статья в формате PDF
116 KB...
06 07 2025 14:40:45
Статья в формате PDF
206 KB...
05 07 2025 2:38:21
Статья в формате PDF
338 KB...
04 07 2025 1:36:22
03 07 2025 13:42:22
Статья в формате PDF
167 KB...
01 07 2025 5:19:15
Статья в формате PDF
289 KB...
30 06 2025 1:22:43
Статья в формате PDF
127 KB...
28 06 2025 3:55:57
Статья в формате PDF
128 KB...
27 06 2025 12:37:14
Статья в формате PDF
126 KB...
25 06 2025 2:18:19
Статья в формате PDF
266 KB...
24 06 2025 0:24:51
23 06 2025 16:56:17
Статья в формате PDF
104 KB...
22 06 2025 20:55:51
Статья в формате PDF
305 KB...
21 06 2025 18:13:47
Статья в формате PDF
130 KB...
19 06 2025 12:29:16
Статья в формате PDF
313 KB...
18 06 2025 13:28:24
Статья в формате PDF
153 KB...
16 06 2025 13:17:39
Статья в формате PDF
114 KB...
14 06 2025 20:41:14
Статья в формате PDF
117 KB...
13 06 2025 16:41:46
Статья в формате PDF
196 KB...
12 06 2025 0:35:31
Статья в формате PDF
124 KB...
11 06 2025 4:57:10
Статья в формате PDF
111 KB...
10 06 2025 1:30:16
Статья в формате PDF
102 KB...
09 06 2025 15:38:39
Статья в формате PDF
118 KB...
08 06 2025 10:52:56
Статья в формате PDF
367 KB...
07 06 2025 23:47:34
Статья в формате PDF
114 KB...
06 06 2025 8:42:43
Статья в формате PDF
127 KB...
05 06 2025 12:39:41
Статья в формате PDF
294 KB...
03 06 2025 15:47:59
Проведен сравнительный анализ результатов популяционно-генетических исследований по выявлению легкодиагностируемых врожденных пороков развития и наследственных заболеваний среди населения Муганской и Ширванской зон Азербайджана. Установлена высокая частота распространения нарушений ЦНС, аномалий скелета и врожденных патологий зрения. С использованием молекулярного метода полимеразно-цепной реакции идентифицированы типы мутаций β-талассемии в обследованных зонах. Планируется проведение пренатальной диагностики талассемии.
...
02 06 2025 5:28:10
Статья в формате PDF
121 KB...
31 05 2025 22:51:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::