Развитие образного мышления в процессе обучения портретной живописи студентов художественно-графических факуьтетов
1 ЮКГУ им. М. Ауезова2 Южно-Казахстанский педагогический университет Статья в формате PDF 325 KB 1. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: сб. науч. тр. /МПГУ им. Ленина / под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Прометей, 1994. – 299 с. 2. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. – М.-Л.: Искусство, 1937. – 59 с. ил. 3. Алан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). – М.: Изд. дом Гитенбург, 1997. – 248 с. 4. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 323 с. ил. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – 414 с.
В статье рассматриваются задачи подготовки учителей изобразительного искусства не только в качестве педагогов, а прежде всего в воспитании художников-профессионалов. Уделяется внимание формированию образного мышления на занятиях по изобразительному искусству у студентов старших курсов художественно-графических факультетов.
Формирования образного мышление у будущих учителей изобразительного искусства состоит в изучении дидактических и методических условий эффективного развития в процессе учебной, творческой работы по декоративной протретной живописи.
Задача подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но, прежде всего в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Совершенство владения своим предметом является надежным залогом успеха в педагогической деятельности. Творческий хаpaктер восприятия натуры, активность ее видения – важнейшие отправные элементы в развитии сложного комплекса, который называют мироощущением художника, его отношением к окружающей действительности и искусству. Способностью образного видения действительности определяется потенциал личности художника, основанный на природных данных и развитый в процессе обучения.
Портретные задачи в декоративной живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему хаpaктеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств. Л.С. Зингер отмечал, что творческое начало в работе портретиста №весьма специфично» [4, С. 28]. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, изображая того или иного человека, художник всегда должен стремиться к максимальной верности натуре, не допуская неточности в передаче сходства. «Не вымышляя своего героя, настоящий портретист всегда, однако, сочиняет художественный образ... Как всякий подлинный художник, портретист одухотворяет создаваемый образ своим творческим воображением, своими сокровенными мыслями и чувствами, своим особым отношением к оригиналу, в конечном счете, отражающего его, портретиста, взгляд на мир и человека вообще» [80, С. 28].
Образное мышление, видение человека подвергается изменению под влиянием систематической тренировки и приобретения жизненного опыта.
Смысл процесса формирования образного мышления при работе над декоративным и живописным изображением любой натуры – научить видеть и воспринимать модель с последующей трaнcформацией увиденного с целью создания художественного образа.
Для изучения процесса формирования профессиональных навыков у студентов ХГФ мы обратились к трудам известных ученых, таких как Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др. Вопросы формирования образного мышления разносторонне освещены ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Большое теоретическое и пpaктическое значение для решения затронутых нами проблем имеют научные труды ученых, посвятивших свои исследования вопросам творчества и психологии восприятия, таких как – Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Я. Пономарев, Д.Н. Узнадзе, Е.И. Игнатьев, П.М. Якобсон, О.И. Никифорова и др.
Одним из актуальных направлений в плане развития образного видения является совершенствование методов обучения живописному портрету. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности декоративной живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения декоративной и портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л.И. Рындиной, В.П. Климович, Д.З. Колчиной, Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевой, декоративной и портретной живописи и композиции ученных Республики Казахстана К. Ералина, И. Сманова, М. Тостемирова, Б.Е. Оспанова, Ж.С. Кенесарина, С.И. Шалабаев и др.
Обращение к разработке комплекса заданий, направленных на формирование у студентов старших курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов компонентов образного мышления, а также специальное обучение навыкам организации картинного поля и создания живописной среды (в частности на основе работы по памяти и представлению), главным образом связано с вопросом подготовки студентов к выполнению курсовых и дипломной работы по живописи в жанре портрета, художник прикладного искусства, дизайн интерьера и другие натуры, однофигурных и двухфигурных композиций. Решение композиционно-живописных задач в таких работах требует хорошо развитой зрительной памяти, творческого воображения, умений и навыков в целенаправленной обработке натурного материала и полученных впечатлений. В рамках разработанной нами методики, работа над изображением человека по памяти представляет собой воспроизведение ранее наблюдаемого или изображаемого с натуры человека или другие натуры, так как решение задач, связанных с выражением изменчивости хаpaктера и чувств портретируемого связано с умением художника, представить и изобразить то, что в данный момент им не воспринимается.
При этом основная цель заданий состоит в том, чтобы наиболее верно передать ранее увиденное, и попытаться выразить в этюде определенное настроение модели.
Методологической основой статьи явились: психологическая теория личности (Выгодский А.С., Леонтьев А.Н,, Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Ядов В.А. Тойчанов М.Г. и др.); культурно-историческая концепция (Выгодский А.С.); концепция понимания народного искусства как части культуры мира (Некрасова М.А.).
Учитывались концептуальные позиции философов и искусствоведов, которые определяют роль общекультурных ценностей и традиции в становлении человека. При этом особое место занимали труды Воловича Л.А., Злотниковой Т.С., Комарова М.С., Разумного В.А. и др.Также интерес представляли работы, связанные с историей возникновения и развития декоративно – прикладного искусства республики Казахстан, его видами и формами существования, состоянием на современном этапе (К. Ералин, И. Сманов., М. Тастемиров, Ж. Кошенов и др.). По теории и пpaктические значение развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов Казахстанской национальной педагогической университета им. Абая (Б.Е. Оспанов., С.Ш. Шалабаев, Ж.С. Кенесарина, М.Б. Молдабеков, А.К. Шолбаев, К.С. Кошенов и др.).
Педагогические методы П.П. Чистякова представляют для нас особую ценность, так как в ходе обучения он подводил учеников к образному пониманию поставленной перед ними натуры, что позволяло учащимся конкретизировать свои представления об образе в портрете. Например, завершающим заданием с живой натуры в его системе обучения являлось упражнение «на образ», в котором наряду с требованием рисунка делался акцент на общее цветовое состояние, изображение окружающей обстановки.
Анализируя существующую программу обучения, следует отметить согласованность содержания заданий по рисунку, живописи, композиции, истории искусства. Перед основательным изучением живописи портрета на третьем курсе, студенты со второго курса изучают основы изображения головы человека по рисунку. По композиции портретные задания даются на третьем курсе. По истории искусства изучение казахской портретной живописи приходится на четвертый курс, что позволяет студентам после ознакомления на пpaктике с живописью головы человека целенаправленно изучать творчество художников-портретистов, методы выполнения ими произведений.
Следует отметить также состояние художественных фондов кафедр, поскольку для системы обучения живописи, особенно портретной, художественные фонды являются не только хранилищем студенческих работ, но главным фондом наглядных пособий для учебных занятий, экспозицией истории методики преподавания рисунка, живописи и композиции на факультете.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• в области изучения путей и методов создания художественного образа в портретном жанре накоплен большой теоретический и пpaктический опыт, который не всегда целенаправленно изучается и используется преподавателями;
• на художественно-графических факультетах педагогических вузов в данный момент не существует разработанной, методически обоснованной системы упражнений, направленных на развитие образного мышления в процессе обучения декоративной и портретной живописи;
• исследование формирования образного мышления у студентов в процессе работы над живописным изображением человека или другой натурой выступает важнейшим условием совершенствования специальной и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства с ориентацией на активную творческую деятельность.
Статья в формате PDF 114 KB...
15 02 2025 17:20:11
Статья в формате PDF
100 KB...
14 02 2025 15:55:37
Статья в формате PDF
257 KB...
13 02 2025 1:33:32
Статья в формате PDF
140 KB...
12 02 2025 17:41:10
Статья в формате PDF
257 KB...
11 02 2025 16:41:55
Статья в формате PDF
258 KB...
09 02 2025 8:17:58
Статья в формате PDF
111 KB...
08 02 2025 19:30:51
Статья в формате PDF
111 KB...
07 02 2025 20:37:41
Статья в формате PDF
126 KB...
06 02 2025 1:56:37
Статья в формате PDF
104 KB...
05 02 2025 18:52:38
Представлены результаты двухлетних опытных работ с целью разработки эффективных способов биологической рекультивации без нанесения плодородного слоя на отвалах Айхальского ГОКа.
...
04 02 2025 18:10:29
Статья в формате PDF
292 KB...
03 02 2025 18:26:10
Статья в формате PDF
315 KB...
02 02 2025 2:47:32
Статья в формате PDF
110 KB...
01 02 2025 12:10:14
Статья в формате PDF
273 KB...
31 01 2025 21:59:55
Статья в формате PDF
276 KB...
30 01 2025 22:44:47
Статья в формате PDF
263 KB...
29 01 2025 6:50:45
Статья в формате PDF
123 KB...
27 01 2025 12:48:44
Статья в формате PDF
104 KB...
26 01 2025 15:33:56
Статья в формате PDF
134 KB...
23 01 2025 6:14:15
Статья в формате PDF
295 KB...
22 01 2025 8:52:31
Статья в формате PDF
249 KB...
21 01 2025 19:47:32
Статья в формате PDF
246 KB...
20 01 2025 2:39:22
Статья в формате PDF
130 KB...
19 01 2025 12:29:23
Статья в формате PDF
306 KB...
18 01 2025 7:42:41
В работе рассмотрена очистка природных вод от ионов жесткости с помощью сорбентов на основе выщелоченных базальтовых волокон, модифицированных бентонитовой глиной. Определены статические и динамические параметры очистки.
...
16 01 2025 16:27:39
15 01 2025 21:41:58
Статья в формате PDF
100 KB...
14 01 2025 14:11:19
Статья в формате PDF
102 KB...
13 01 2025 14:39:13
Статья в формате PDF
144 KB...
11 01 2025 7:28:45
Статья в формате PDF
121 KB...
10 01 2025 11:34:35
Статья в формате PDF
143 KB...
09 01 2025 3:12:31
Статья в формате PDF
476 KB...
08 01 2025 7:48:36
Статья в формате PDF
127 KB...
07 01 2025 17:41:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::