ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОППОНЕНТНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
Классификация районов и мест проживания обследуемых лиц по уровням шумности производилась по ранее опубликованной методической схеме (1,2,3). В качестве психофизиологических проб использовались тесты на объем кратковременной , долговременной, зрительной и слуховой памяти (4,5) с включением бланковых и инструментальных методов исследования (электрический лабиринт, аппарат Пиорковского, аппарат крестовый и др.). В качестве физиологических проб применялись измерения частоты дыхания и пульса, артериального давления и температуры тела (3). Исследования проводились в рамках изучения влияния шума на асимметрию полушарий головного мозга и оппонентность систем памяти человека (6). Эксперименты выполнены на студентах с разной индивидуальной чувствительностью к звукам и шумам, обучавшихся в разных вузах Иркутска и проживавших в районах и местах с разным уровнем зашумления.
В 90-е годы 20 столетия на основе экспериментальных исследований нами была создана психофизиологическая модель цифровых блоков ряда вегетативных показателей (частоты дыхания и пульса, артериального давления и температуры тела) с их знаково-числовыми Х и У - программами (табл. 1). В результате дальнейшей экспериментальной проверки выявлено, что при запоминании вербальной информации, адресованной левому полушарию, наибольшую результативность памяти обеспечивают знаково - числовые Х-программы, а при запоминании невербальной информации, адресованной правому полушарию, наибольшую результативность запоминания давали знаково-числовые У-программы вышеупомянутых вегетативных показателей.
При этом было установлено, что одна и та же знаково-числовая программа могла выступать в двух своих противоположенных позициях - в качестве результативной и нерезультативной программы в ее диалектическом единстве. Данный факт позволяет прийти к заключению, что переключение с одной программы на другую является тонким индикатором состояния адаптивной регуляции, критерием умственной работоспособности и текущего уровня здоровья обследуемых лиц. Существуют, по-видимому, специальные мозговые механизмы, обеспечивающие взаимную согласованность знаково-числовых Х- и У-программ психофизиологических систем организма при активной умственной деятельности человека (7).
Таблица 1. Психофизиологическая модель знаково-числовых блоков кардиореспираторной и терморегулярной систем (М.И. Некипелов, 1994)
Номера блоков |
Знаковая метка чисел |
Номера блоков |
Знаковая метка чисел |
||||||
Х1 |
Х2 |
Y1 |
Y2 |
Х1 |
Х2 |
Y1 |
Y2 |
||
БЛОКИ ЧД. дых.ц./мин. |
|||||||||
I
|
6 10 14
|
7 11 15
|
4 8 12 16
|
5 9 13 17
|
V
|
110 114 118 122
|
111 115 119 123
|
112 116 120 124
|
113 117 121 125
|
II
|
18 22 26 30 |
19 23 27 31 |
20 23 28 32
|
21 25 29 33
|
VI
|
126 130 134 138
|
127 131 135 139
|
128 132 136 140
|
129 133 137 141
|
VII
|
142 146 150 154
|
143 147 151 155
|
144 148 152 156
|
145 149 153 157
|
|||||
III
|
34 38 42 46
|
35 39 43 47 |
36 40 44 48 |
37 41 45 49 |
|||||
VIII
|
158 162 166 170 |
159 163 167 171 |
160 164 168 172
|
161 165 169 173
|
|||||
IX |
174 178 182 186 |
175 179 183 187 |
176 180 184 188 |
177 181 185 189 |
|||||
БЛОКИ ЧСС ,ЧП уд./мин., СД. ДД. мм рт.ст |
БЛОКИ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА, 0C |
||||||||
I
|
46 50 54 58
|
47 51 55 59
|
48 52 56 60
|
49 53 57 61
|
I
|
34,6 35,0 35,4
|
34,7 35,1 35,5
|
34,4 34,8 35,2 35,6
|
34,5 34,9 35,3 35,7
|
II
|
62 66 70 74
|
63 67 71 75
|
64 68 72 76
|
65 69 73 77
|
II
|
35,8 36,2 36,6 37,0
|
35,9 36,3 36,7 37,1
|
36,0 36,4 36,8 37,2
|
36,1 36,5 36,9 37,3
|
III
|
78 82 86 90
|
79 83 87 91
|
80 84 88 92
|
81 85 89 93
|
III |
37,4 37,8 38,2 38,6 |
37,5 37,9 38,3 38,7 |
37,6 38,0 38,4 38,8 |
37,7 38,1 38,5 38,9 |
IV |
94 98 102 106 |
95 99 103 107 |
96 100 104 108 |
97 101 105 109 |
|
|
|
|
|
Таблица 2. Дихотомическая схема латеральной специализации Полушарий мозга по М.И. Некипелову (1994)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ |
|
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ |
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ |
1. Обращенность к будущему 2. Доминирует:
3. Обеспечивает:
4. Отбор, оценка и оформление идей. |
1. Обращенность к прошлому 2. Доминирует:
3. Обеспечивает:
4. Отбор, оценка и оформление идей. |
Дальнейшие экспериментальные исследования позволили нам выдвинуть положение о том, что умственная работоспособность человека является результатом взаимодействия двух оппонентных психофизиологических систем, одна из которых с помощью знаково-числовых программ частоты дыхания и пульса, артериального давления и температуры тела связана с функциональной активностью левого полушария головного мозга, а другая - с помощью знаково-числовых У-программ тех же вегетативных показателей связана с функциональной активностью правого полушария мозга (таблица 2).
Выдвигаемое нами теоретическое положение о двух оппонентных системах умственной работоспособности человека согласуется с новым направлением в исследовании мозга и психики, связанным с недавно открытыми оппонентными клетками сенсорной коры мозга, которые противоположным образом реагируют на определенные хаpaктеристики внешнего мира, одни отвечая возбуждением, а другие - торможением.
Подтверждая это передовое течение научной мысли, наша концепция имеет и свои отличительные особенности, так как она базируется на выявленных нами закономерностях числовой связи между полушариями головного мозга и латеральной периферией. При этом числовые степени вегетативных показателей выступают как оппонентные пары. Наша концепция полностью вписывается в общие рамки учения И.П. Павлова о двух сигнальных системах человеческого мозга, учения А.А. Ухтомского о доминанте, согласуется с теорией функциональной системы П.К. Анохина, теорией реверсивности М. Аптера, концепцией Е.Е. Селькова о реципрокной паре регуляторов и эквивалентности механизмов регуляции на разных уровнях организма.
Результаты изучения влияния шума на оппонентные психофизиологические системы памяти показали, что значимые сдвиги в их работе наблюдаются у студентов, проживающих длительное время (10 лет и более) в наиболее шумных условиях (местах акустического дискомфорта). У этих обследуемых субъектов отмечалась четко выраженная инверсия вегетативных ответов на стандартные вербальные и невербальные стимулы со снижением показателей результативности памяти. Так, если студенты из тихих и умеренношумных мест проживания на вербальные тесты реагировали знаково-числовыми программами-Х, а на невербальные - программами-У вегетативных показателей, то есть реагировали противоположенным образом, демонстрируя иныерсию знаково-числовых программ как при исследовании кратковременной, так и долговременной памяти с существенным снижением их объема. Кроме того, испытуемые лица этой группы оказались неспособными воспроизвести тот порядок слов при вербальной нагрузке, который был задан условиями теста. Среди них зарегистрирован наибольший процент лиц (> 70%), имеющих хронические заболевания, что лишний раз свидетельствует о нeблагоприятном действии акустического дискомфорта и акустического стресса на здоровье городского населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Некипелов М.И. Некипелова О.О., Коновалова А.Н., Шишелова Т.И. Шум, как экологический фактор среды обитания //Современные наукоемкие технологи. - 2004, № 2.- С. 157-158.
- Некипелов М.И., Некипелова О.О., Шишелова Т.И., Маслова Е.С. Шумовое загрязнение городской среды и его влияние на население //Фундаментальные исследования. - 2004. -№ 5. - С. 46-47.
- Некипелов М.И., Некипелова О.О., Шишелова Т.И. Срочная адаптация к шуму и ее влияние на работоспособность человека //Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 2. - С. 27-28.
- Некипелов М.И., Шандала М.Г., Думанский Ю.Д. Физические факторы внешней среды в населенных местах как гигиеническая проблема: Тез. Докл. ХУ1 Всесоюзного съезда гигиенистов и сан. врачей. М., 1972. С. 163-165.
- Некипелов М.И. Гигиенический и психофизиологический анализ закономерностей формирования работоспособности и охраны здоровья студентов в Сибири: Автореф. Дисс. Доктора мед наук. Иркутск, 1994. 60 С.
- Некипелов М.И. Методика определения минутного объема долговременной вербальной и невербальной памяти студентов: Сб. тез. Докл. К 75-летию образования сан. службы в Иркутской области, Иркутск, 1997. С. 13-14
- Некипелов М.И. Методика исследования аналитичности мышления студентов. Там же, С.14-15.
- Кропотов Ю.Д. Мозговая организация восприятия и памяти: гипотеза о программировании действий. //Физиология человека. - 1989. - Т.15, № 3, - С. 19-27.
Статья в формате PDF 269 KB...
26 04 2024 4:52:42
Статья в формате PDF 125 KB...
25 04 2024 8:38:57
Статья в формате PDF 722 KB...
24 04 2024 2:42:37
Статья в формате PDF 274 KB...
23 04 2024 4:40:51
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта с точки зрения теории оптимального управления. Приводится формулировка соответствующей задачи отыскания программного управления, минимизирующего суммарные издержи предприятия, необходимые для достижения заданной рыночной доли на дуополистическом рынке. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...
22 04 2024 5:19:36
Статья в формате PDF 159 KB...
21 04 2024 13:17:54
20 04 2024 21:40:12
Статья в формате PDF 140 KB...
19 04 2024 12:43:54
Статья в формате PDF 309 KB...
17 04 2024 4:38:41
Статья в формате PDF 266 KB...
16 04 2024 14:46:42
Статья в формате PDF 121 KB...
15 04 2024 0:14:59
Статья в формате PDF 142 KB...
14 04 2024 4:23:50
Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...
12 04 2024 4:39:38
Статья в формате PDF 114 KB...
11 04 2024 23:44:36
Статья в формате PDF 100 KB...
10 04 2024 10:28:55
Статья в формате PDF 164 KB...
09 04 2024 10:48:58
Статья в формате PDF 263 KB...
08 04 2024 0:25:59
Статья в формате PDF 126 KB...
06 04 2024 1:42:44
Статья в формате PDF 113 KB...
05 04 2024 15:54:58
Статья в формате PDF 266 KB...
03 04 2024 17:52:34
Статья в формате PDF 104 KB...
02 04 2024 10:58:56
Анализ собственных и опубликованных материалов в отечественной и зарубежной литературе приводит к выводу о возможности организма рыб противостоять негативному влиянию экзотоксикантов. Реальной основой сопротивляемости организма является биокатализ. В этих процессах изменение активности ферментов следует рассматривать в качестве первичной реакции биологически активных веществ, направленной на детоксикацию чужеродных соединений. ...
31 03 2024 22:40:42
Статья в формате PDF 122 KB...
29 03 2024 21:26:22
28 03 2024 17:12:49
Статья в формате PDF 110 KB...
27 03 2024 3:10:45
Статья в формате PDF 112 KB...
26 03 2024 3:57:46
25 03 2024 14:18:24
В статье рассматриваются две разновидности оттепели изменение глубины путем восстановления этапов нарушенных ландшафтов вечной мерзлоты, которые функционируют на суглинистых и песчаных отложениях высоких террас на правом и левом берегах реки Лены. Качественные изменения в динамике глубины сезонного оттаивания был обнаружен в определенные промежутки времени сукцессии этапов: трава, кустарники, березы, лиственницы (сосна) – березы и лиственницы (сосна). ...
24 03 2024 9:52:16
23 03 2024 10:15:42
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 17:43:23
Статья в формате PDF 245 KB...
21 03 2024 2:54:40
Статья в формате PDF 109 KB...
20 03 2024 14:52:19
Статья в формате PDF 109 KB...
19 03 2024 20:39:56
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2024 14:51:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::