ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК — ОТ ШКОЛЫ К УНИВЕРСИТЕТУ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК — ОТ ШКОЛЫ К УНИВЕРСИТЕТУ

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК — ОТ ШКОЛЫ К УНИВЕРСИТЕТУ

Тимохина А.К. Тимохин В.М. Статья в формате PDF 171 KB

Одним из основных механизмов создания системы ценностей в быстроизменяющемся современном мире у молодого поколения является изучение истории в школе и вузе, ибо не знающий своей истории да не познает будущего. Однако современная российская история и способы её преподавания находятся сегодня в сложной ситуации. С одной стороны, введение Единого государственного экзамена требует от преподавателей ориентации не на развитие творческого мышления, а на знание схем, тестов, дат, что, естественно, выхолащивает учебный процесс. В этом случае для изучения истории в профильном вузе этого явно недостаточно. Абитуриенту требуется дополнительная подготовка на факультативах или с отдельным преподавателем.

С другой стороны, часть общества, включая чиновников, считают, что необходима свобода в преподавании истории без формирования целостной системы исторических знаний, ограничение только фактами. Но для студента необходимо уметь интерпретировать эти факты, опираясь на знания всего комплекса исторических знаний, а не цифр и дат. Он должен знать основные методологические концепции развития исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; понимать методы исторического анализа, принципы периодизации истории. Как выпускник школы, так и студент должны уметь пользоваться источниками исторической информации, проводить критику источников, степень достоверности информации, классифицировать их, уметь выявлять причинно-следственные связи исторических фактов. Они должны уметь участвовать в дискуссиях, формировать свою позицию по данному вопросу, аргументируя её историческими сведениями, проектировать исторические факты на современные события, представлять результаты в виде рефератов, резюме, докладов на конференциях и семинарах.

Учащиеся профильных классов и вузов должны использовать исторические знания для осмысления и понимания общественных процессов в современном мире, определять собственную позицию, опираясь на исторические знания, формируя свою мировоззренческую систему взглядов.

Невозможно также в рамках Единого госэкзамена подготовить абитуриента для изучения таких социальных наук, как обществознание, психология, социология, политология, философия. Здесь необходимо дать комплекс знаний об обществе в целом и месте человека в этом обществе, изучить социальные и духовно-нравственные отношения. Выпускники социально-гуманитарного профиля сталкиваются в вузах с фундаментальными курсами, рассчитанными на более глубокую подготовку. В связи с этим для подготовки грамотного специалиста в школьных курсах профильного обучения необходимо ввести занятия, не представленные в госстандарте. Но для этого учителю придётся составлять собственную авторизованную программу или элективные курсы по обществознанию или праву, дополняющие и расширяющие основной материал, что никак не учитывается при оценке труда учителя. Здесь закладываются основы знаний по социально-психологическим, философским, социологическим вопросам, о месте человека в системе общественно-политических отношений, о развитии общества, о деятельности и назначении социальных институтов.

За последние два десятилетия произошли события, в ряде случаев не имеющие однозначной интерпретации, например, оранжевая и другие цветные революции, не давшие положительных результатов в развитии социально-политических и экономических отношений. В результате распада СССР возникла необходимость в определении новой российской идентичности, в новом понимании понятия «Россия» и её месте в мире. Молодое поколение должны знать и понимать что значит быть россиянином сегодня, какое место в современной России занимает религия, как влияет борьба различных религиозных конфессий на формирование их мировоззрения, какова в этом роль руководителей церкви во главе с патриархом.

Как показали результаты ЕГЭ за 2009 год, многие вопросы в заданиях были незнакомы учащимся, а в ряде случаев не входили в программу школьного курса истории и обществознания. Не удивительно, что председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по истории Зверев В.В. в интервью главному редактору журнала «Преподавание истории в школе» заявил, что «вопросы планирования содержания обучения лежат вне сферы нашей компетенции» [1]. В связи с этим представляется разумным ввести градацию ЕГЭ для профильных и базовых классов не только по истории и обществознанию, но и по математике и физике, что облегчит отбор студентов в профильные вузы. Очевидно, что в этом случае появится хорошая перспектива повышения уровня подготовки выпускников, а значит и развития вузовской науки.

Список литературы

  1. Интервью В.В. Зверева и Е.А. Гевурковой главному редактору журнала «Преподавание истории в школе» Э.Н. Абдуллаеву // Преподавание истории в школе. - №10. - 2009. - С. 3.


ЛЕЧЕНИЕ ОЖИРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

ЛЕЧЕНИЕ ОЖИРЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПАТЕНТНОГО ПРАВА Статья в формате PDF 129 KB...

13 04 2024 11:20:26

ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СОЛИ ЛИТИЯ ЦИТРАТА

ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СОЛИ ЛИТИЯ ЦИТРАТА Статья в формате PDF 108 KB...

09 04 2024 23:20:44

ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТЕН ТРАНСПОРТНОГО ТОННЕЛЯ

ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТЕН ТРАНСПОРТНОГО ТОННЕЛЯ Статья в формате PDF 261 KB...

04 04 2024 2:50:23

ГЕОМЕТРИЯ – НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ГЕОМЕТРИЯ – НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Статья в формате PDF 141 KB...

03 04 2024 5:53:40

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Статья в формате PDF 267 KB...

31 03 2024 21:32:44

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ По материалам геоботанических исследований растительного покрова на отвалах горных пород Кузнецкого угольного бассейна проведен таксономический анализ флористических списков трех стадий восстановительной сукцессии. Определены зональные особенности сукцессионных процессов. Установлены наиболее активные виды с высокими показателями встречаемости. ...

28 03 2024 2:35:27

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 104 KB...

24 03 2024 17:21:20

ВТОРИЧНЫЕ ПЕЧЕНОЧНЫЕ ПОРФИРИИ У БОЛЬНЫХ С НАСЛЕДСТВЕННЫМ HLA-АССОЦИИРОВАННЫМ ГЕМОХРОМАТОЗОМ

ВТОРИЧНЫЕ ПЕЧЕНОЧНЫЕ ПОРФИРИИ У БОЛЬНЫХ С НАСЛЕДСТВЕННЫМ HLA-АССОЦИИРОВАННЫМ ГЕМОХРОМАТОЗОМ Проведено исследование ведущих показателей метаболизма порфиринов и железа в сопоставлении с функциональным состоянием печени у 100 больных с гемохроматозом (ГХ), в динамике. Дана объективная оценка их роли в своевременной и правильной постановке вторичной печеночной порфирии на ранних этапах развития патологического процесса. Порфириновый обмен при наследственном гемохроматозе (НГХ) хаpaктеризуется глубоко нарушенными и нестабильными показателями, затрагивающими все этапы синтеза гема гемоглобина (Hb). У больных с НГХ и с сопутствующими поздней кожной порфирией (ПКП) и инфекционными вирусными гепатитами В и С, независимо от типа мутации гена HFE (С289Y или H63D) изменения в обмене железа коррелируют с нарушенным синтезом аминолевулиновой кислоты (АЛК) и порфобилиногена (ПБГ). У больных диагностическую ценность в определении функционального состояния печени наряду с трaнcаминазами представляет исследование экскреции копропорфирина (КП) с мочой. Выявленные изменения в порфириновом обмене при гомозиготной форме НГХ носят постоянный, часто необратимый хаpaктер, ухудшая прогноз заболевания. ...

23 03 2024 17:51:17

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ «ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА» НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности. ...

21 03 2024 9:18:56

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫБОЛОВНЫХ СИСТЕМ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫБОЛОВНЫХ СИСТЕМ Статья в формате PDF 106 KB...

17 03 2024 13:48:13

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВА КНИГИ

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВА КНИГИ Статья в формате PDF 318 KB...

12 03 2024 3:40:18

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕМАТОСАЛИВАРНОГО БАРЬЕРА У ДЕТЕЙ С ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕМАТОСАЛИВАРНОГО БАРЬЕРА У ДЕТЕЙ С ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Изучено состояние гемато-саливарного барьера по показателям перекисного окисления липидов, оксида азота, антиоксидантной защиты и макроэлементов у детей с хроническим гастродуоденитом и функциональной диспепсией. Показано, что нарушения в функционировании барьера имеют значение в механизмах повреждения желудка и двенадцатиперстной кишки. Учитывая достоверные изменения метаболического профиля слюны, различные при воспалительных и функциональных заболеваниях гастродуоденальной зоны, предложено использовать его параметры для неинвазивной скрининговой диагностики этой патологии. ...

11 03 2024 17:16:15

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::