НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПРОВЕРОК СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Внутренние проверки рассматриваются как один из этапов управления в соответствии с циклом Шухарта - Деминга: планирование - действие - проверка - корректировка. При этом информация, получаемая в процессе ВП, используется не только для обнаружения, устранения и предупреждения несоответствий, но и для постоянного совершенствования методов управления и нормативной документации, регламентирующей действующую систему качества.
Проведение аудита качества обеспечивает руководство предприятия обратной связью, основанной на фактах, что дает ему возможность принимать обоснованные решения. Первейшие задачи аудита:
- быть выгодным для тех подразделений и служб, которые проверяются;
- в дополнение к контролю качества продукции или услуг осуществлять мониторинг деятельности, связанной с качеством;
- помогать проверяемому подразделению в улучшении процессов и процедур СМК.
В настоящее время целый ряд сложностей вызывает у аудитора формулировка несоответствий и написание отчета о результатах аудита. Задача усложняется тем, что пpaктически нет литературы, где давались бы четкие и понятные рекомендации по данным вопросам, поскольку они являются «know how» консалтинговых фирм и органов по сертификации.
ВА предназначен для определения отклонения "реальной" Системы от той модели, которая используется лицом принимающим решения (ЛПР). То есть продукт внутреннего аудита - данные о степени адекватности модели Системы - насколько формальная модель Системы, на основании которой ЛПР принимает решения, соответствует "реальной" Системе.
Можно выделить две группы инструментов, находящихся в распоряжении внутреннего аудитора: техники аудита (интервью, наблюдение / прослеживание деятельности, выборочный контроль) и техники обработки данных (планирование аудита, анализ собранной информации, подготовка заключения).
В качестве ограничений методологии следует отметить, что:
- внутренний аудит неэффективен для обнаружения несоответствий в оперативной деятельности организации. Причина очень проста - внутренний аудит проводится от силы 3-4 раза в год для одного подразделения, а то и реже. Какой прок от столь редкой, пусть и точной информации? Естественно, хороший аудитор во время аудита способен обнаружить несоответствия оперативной деятельности - неверная отчетность, небрежности в формах, невыполнение инструкций и т.п. Но это второстепенная с точки зрения ВА информация, которую должно сообщить руководителю подразделения, но совершенно незачем показывать в отчете;
- ВА не может быть использован для получения объективной информации о качестве продукции;
ВА может эффективно использоваться только там, где есть формальная Система управления (иногда это называют "регулярный менеджмент").
Аудит осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип регулярности. Внутренние проверки (ВП) проводятся по годовому плану, составленному службой качества и утвержденному директором по качеству. Ответственность за реализацию плана ВП несет служба качества. Кроме того, по решению руководства предприятия, по инициативе руководителя данного подразделения или по решению руководителя очередной внутренней проверки, поддержанному директором по качеству, может быть проведена дополнительная ВП, не предусмотренная годовым планом.
Помимо ВП, проводимых независимыми специалистами, элементы системы качества внутри подразделения находятся под ежедневным контролем специалистов данного подразделения.
Принцип открытости. Устанавливает: каждое подразделение в начале года получает утвержденный годовой план ВП с указанием месяца проведения проверки в подразделении. Точную дату определяет служба качества, которая уведомляет проверяемое подразделение о запланированной проверке не позднее, чем за две недели до ее начала, чтобы подразделение имело возможность к ней подготовиться.
Принцип независимости. Обеспечивается тем, что во всех подразделениях ВП проводят специалисты службы качества, которые не подчинены руководителям проверяемых подразделений. Проверяющие не только отмечают несоответствия, но разъясняют и обосновывают необходимость и целесообразность применения тех или иных методов.
Принцип единообразия. Состоит в том, что ВП всех подразделений должны проводится в соответствии со Стандартом предприятия «Внутренние проверки качества», в котором определен порядок проведения проверки, а также обязанности и права как специалистов, так и персонала проверяемого подразделения. Служба качества, определив дату проверки, направляет в проверяемое подразделение перечень вопросов, на который к началу проверки должны быть даны ответы. Ответы, как правило, дает специалист - ответственный по системе качества данного подразделения. Через ответственных служба качества осуществляет координацию и методическое руководство работой подразделений по вопросам качества. Все производственные подразделения получают одинаковые вопросники. Перечень же вопросов, направляемых в специализированные службы, различен и зависит от выполняемых ими функций. Все подразделения предприятия обязательно отвечают на вопросы по трем разделам: «Ответственность руководства», «Система качества», «Статистические методы».
Принцип системности. Заключается в том, что, с одной стороны, ВП осуществляется последовательно во всех подразделениях предприятия, а с другой, - деятельность каждого подразделения оценивается в двух аспектах. Во-первых, рассматривается выполнение функций, возложенных на данное подразделение матрицей распределения ответственности и полномочий. Во-вторых, каждое подразделение рассматривается как отдельная подсистема, в которой с определенной
Принцип документированности. Требует оформления документов по результатам каждой ВП. Результаты ВП оформляются двумя документами. Первый представляет собой перечень вопросов, на которые в данном подразделении получены отрицательные ответы. Второй (основной документ) - это акт о проведении ВП. Акт согласовывается с ответственным по системе качества и руководителем проверяемого подразделения.
Результаты ВП анализируют:
- отслеживают тенденции оценок системы качества в подразделениях;
- количественно сравнивают числа положительных ответов по всем подразделениям предприятия;
- подсчитывают число запланированных по системе качества мероприятий предыдущего периода, но не выполненных в установленные сроки.
Результаты анализа включаются в отчет, который служба качества ежеквартально представляет генеральному директору предприятия.
Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Современные наукоемкие технологии», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 17.01.05
Статья в формате PDF 795 KB...
28 03 2024 11:48:54
Статья в формате PDF 311 KB...
26 03 2024 12:23:41
Статья в формате PDF 316 KB...
25 03 2024 22:18:24
Статья в формате PDF 125 KB...
24 03 2024 3:53:18
Статья в формате PDF 321 KB...
23 03 2024 15:44:17
Статья в формате PDF 107 KB...
22 03 2024 3:10:38
Статья в формате PDF 245 KB...
21 03 2024 15:54:29
Статья в формате PDF 276 KB...
20 03 2024 23:58:12
Статья в формате PDF 116 KB...
19 03 2024 13:39:45
Статья в формате PDF 114 KB...
17 03 2024 23:33:30
Статья в формате PDF 110 KB...
16 03 2024 11:27:31
Статья в формате PDF 139 KB...
14 03 2024 13:19:37
Статья в формате PDF 263 KB...
13 03 2024 3:10:54
Статья в формате PDF 242 KB...
12 03 2024 14:28:51
Статья в формате PDF 117 KB...
11 03 2024 23:11:10
Статья в формате PDF 215 KB...
10 03 2024 23:17:28
Статья в формате PDF 249 KB...
09 03 2024 14:32:27
Статья в формате PDF 288 KB...
08 03 2024 5:41:15
Статья в формате PDF 256 KB...
07 03 2024 23:48:12
Статья в формате PDF 128 KB...
06 03 2024 12:12:22
Для исследования вариаций параметров живых существ, обитающих в биосфере в разных широтных регионах, в частности экваториальных, построена модель экваториального электроджета, основанная на численном решении дифференциальных уравнений второй степени для потенциала, вызванного прострaнcтвенным зарядом. ...
05 03 2024 8:11:41
Статья в формате PDF 111 KB...
04 03 2024 0:35:44
Статья в формате PDF 123 KB...
03 03 2024 12:52:59
Статья в формате PDF 116 KB...
02 03 2024 22:58:17
Статья в формате PDF 263 KB...
29 02 2024 11:24:27
Статья в формате PDF 110 KB...
28 02 2024 14:34:30
Статья в формате PDF 318 KB...
27 02 2024 21:29:46
Статья в формате PDF 107 KB...
26 02 2024 17:34:50
Статья в формате PDF 110 KB...
25 02 2024 3:57:27
Статья в формате PDF 590 KB...
23 02 2024 7:41:10
Статья в формате PDF 121 KB...
22 02 2024 6:22:48
Статья в формате PDF 224 KB...
21 02 2024 1:19:34
Статья в формате PDF 220 KB...
20 02 2024 1:35:30
Наиболее универсальное объяснение причин внешней торговли дано Э. Хекшером и Б. Олином: страна предлагает на международные рынки те блага, создание которых требует относительно изобильного для данной страны фактора производства. Развивая их идею, можно предположить, что это только начальный этап – этап формирования за счет экспортных доходов запасов фактора «капитал», стратегического в условиях НТП. В настоящее время участие в международной торговле уже используется отдельными странами как наиболее эффективный способ реализации собственных долгосрочных интересов. Мы остановились на примере Китая. ...
19 02 2024 4:15:34
Статья в формате PDF 145 KB...
18 02 2024 16:29:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::