НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И Н. УЛЬЯНОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ (монография)
Книга прослеживает основные вехи жизни и деятельности педагога-демократа второй половины Х1Х в, инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, его педагогические взгляды и пpaктическую учительскую и административно-инспекторскую работу, раскрывает его роль в просвещении народов Поволжья, поднимает проблемы творческого использования его научно-педагогического наследия в условиях нынешней рыночной экономики.
Книга состоит из введения, шести глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении (С. 3-15) раскрыты актуальность темы, ее научная новизна и пpaктическая значимость.
В первой главе «Историография проблемы и анализ источников» (С. 16-51) проанализированы опубликованные воспоминания члeнов семьи Ульяновых, монографии, сборники статей, журнальные и газетные статьи исследователей-«ульяноведов», сборники документов, архивные источники, в комплексе позволяющие дать общее представление по поднятой теме. Много внимания уделено материалам музеев, связанных с жизнью и деятельностью педагога-демократа.
Во второй главе «Состояние просвещения и педагогической мысли России к середине Х1Х в.» (С. 52-76) выделены два подраздела (параграфа) : «Школьное образование», «Педагогические воззрения дореформенной и пореформенной эпохи». Показано состояние школьного образования накануне буржуазных реформ 1860-1870-х гг. и развитие педагогической мысли, роль К. Д. Ушинского в формировании демократических взглядов в сфере просвещения и воспитания в пpaктической работе Н.А. Корфа, Н.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, И.Н. Ульянова, И.Я. Яковлева и других педагогов-пpaктиков пореформенного периода. Подняты дискуссионные вопросы по содержанию школьных программ, методам и приемам преподавания.
В третьей главе «Истоки формирования мировоззрения и педагогической культуры И.Н. Ульянова» (С. 77-111) выделены 4 параграфа: 1. Детские и гимназические годы в Астpaxaни; 2. Студенчество И. Н. Ульянова в Казани; 3. Учительская деятельность в Пензе; 4. Работа в учебных заведениях Нижнего Новгорода. В них прослеживается путь выходца из мещанского сословия, благодаря исключительному трудолюбию и упорству, а также помощи со стороны прогрессивных педагогов окончившего Астpaxaнскую гимназию и Казанский университет, а затем в течение 14 лет трудившегося в качестве рядового учителя в Пензе и Нижнем Новгороде. Показано, что путь этот не был легким и гладким, поскольку выходцу из трудового народа, ставшему позднее чиновником высокого ранга, в условиях консервативного окружения приходилось отстаивать свою демократическую позицию в процессе обучения детей «вчерашних рабов», недавно освободившихся от крепостнической зависимости.
Четвертая глава «Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова в Симбирской губернии» (С. 112-175) состоит из 5 параграфов: 1. Организация инспекторской и управленческой работы в крае; 2 Упорядочение сети и совершенствование работы школ; 3. Подготовка и переподготовка учительских кадров через курсы и съезды; 4. Порецкая учительская семинария - кузница подготовки учителей-«ульяновцев»; 5. И.Н. Ульянов в судьбе Симбирской чувашской школы - центра подготовки чувашских учителей. Приведено много фактов из конкретной деятельности инспектора (1869-1874) и директора (1874-1886) народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, а также его сослуживцев и единомышленников, в частности И.Я. Яковлева.
Пятая глава «Научно-педагогические взгляды и идеи И.Н. Ульянова в действии» (С. 176-231) состоит из 6 параграфов: 1. Проявление материалистических взглядов педагога-демократа; 2. Претворение в жизнь принципов обучающей и воспитывающей народной школы; 3, Идея национальной школы в педагогической системе И.Н. Ульянова; 4. Внешкольное образование; 5. Благотворительная деятельность педагога-демократа; 6. Семейная педагогика Ульяновых. В этих параграфах раскрывается кредо педагогических идей И.Н. Ульянова.
Шестая глава «Судьба научно-педагогического наследия И.Н. Ульянова и современность» (С. 232-290) состоит из 5 параграфов: 1. Судьба школ, открытых и инспектируемых И.Н. Ульяновым; 2. Ульяновские традиции в учебных заведениях, носящих его имя; 3. Вузы им. И. Н. Ульянова; 4. Образ И.Н. Ульянова в художественной литературе и искусстве; 5. И. Н. Ульянов и современная музейная педагогика. Материалы данной главы увязывают содержание предыдущих глав с современными проблемами, побуждают к критическому использованию того положительного и прогрессивного, что делал в свое время И.Н. Ульянов вместе со своими единомышленниками и последователями.
В заключении (С. 291-294) подведены итоги исследования в виде 10 пунктов.
Список источников и литературы (С.295-369) представляет собой собрание названий почти всех названий, опубликованных по данной теме. Он имеет подзаголовки : Опубликованные источники; Неопубликованные источники (Архивы. Музеи. Периодическая печать (Журналы; Газеты); Литература (Монографии, брошюры, сборники статей, учебники); Статьи из журналов и сборников; Газетные статьи; Диссертации и авторефераты диссертаций; Материалы из Интернета; Справочные издания).
Приложения (С. 279-386) включают в себя : Формулярный список И.Н. Ульянова; Количество народных училищ в Симбирской губернии в 1867 г.; Число учебных заведений и учащихся в Симбирской губернии в 1885 г.; Источники содержания начальных народных училищ в 1872 и 1881 гг. (в руб.); Количество народных училищ и зданий вСимбирской губернии, открытых и построенных по инициативе и помощи И.Н. Ульянова; Распределение первого выпуска из Порецкой учительской семинарии в 1872 г.; Проект правил педагогических курсов для учителей и учительниц начальных народных училищ; Учебный план Симбирской чувашской школы (с указанием количества часов в неделю); Из инспекторской деятельности И. Н. Ульянова в первой половине 1884 г.; Список сохранившихся к 1887 г. школьных зданий Ульяновской области, связанных с инспекторской деятельностью И.Н. Ульянова; Сведения о трудоустройстве выпускников Порецкой школы-интерната 1996/97 учебного года; Важнейшие события из истории Ходарской средней школы им. И.Н. Ульянова; Перечень специальностей, по которым осуществлялся набор студентов в Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова в 2007 г.; Программа спецкурса «Семья Ульяновых и культура народов Поволжья» для студентов 2-го курса исторического факультета ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Составитель профессор Т.С. Сергеев. Данный курс читался студентам исторического факультета ЧГУ им. ИН. Ульянова в 1971-1991 гг.
Автору аннотируемой монографии принадлежат более 40 научных публикаций (монографий, брошюр, учебных пособий, журнальных и газетных статей, указателей литературы) по данной теме. Он является создателем и научным руководителем музея И.Н. Ульянова при Чувашском госуниверситете им. И.Н Ульянова в 1971-2000 гг.
Статья в формате PDF 116 KB...
19 04 2024 18:15:15
18 04 2024 19:31:42
С помощью программы компьютерного моделирования MolScript на базе данных рентгеноструктурного анализа (РСА) осуществлено сравнение вторичных структур глюкоамилаз из Aspergillus awamori и Saccharomycopsis fibuligera. Получены данные о типах вторичной структуры, количественном соотношении, топологии упорядоченных и нерегулярных участков. ...
17 04 2024 20:18:26
Статья в формате PDF 205 KB...
16 04 2024 19:56:30
Статья в формате PDF 244 KB...
15 04 2024 13:45:17
Статья в формате PDF 216 KB...
13 04 2024 9:55:47
Статья в формате PDF 102 KB...
12 04 2024 11:56:51
Статья в формате PDF 241 KB...
11 04 2024 14:26:42
Статья в формате PDF 267 KB...
10 04 2024 14:26:28
Статья в формате PDF 196 KB...
09 04 2024 10:19:13
Статья в формате PDF 339 KB...
07 04 2024 2:31:43
06 04 2024 18:40:20
Статья в формате PDF 126 KB...
05 04 2024 15:21:50
Статья в формате PDF 311 KB...
04 04 2024 20:21:52
Преодоление фундаментальных трудностей психологической работы с oнкoлoгическими больными на этапе принятия диагноза позволит облегчить не только процесс адаптации к диагнозу, но и, возможно, процесс лечения. Проработка личностно-психических проявлений, может стать основной для успешной психокоррекционной или психотерапевтической работы, которая является одним из мощных ресурсов на пути к выздоровлению. ...
03 04 2024 2:10:51
Статья в формате PDF 114 KB...
01 04 2024 19:46:14
Статья в формате PDF 119 KB...
31 03 2024 21:55:18
30 03 2024 10:28:20
Статья в формате PDF 132 KB...
29 03 2024 9:32:48
Статья в формате PDF 112 KB...
28 03 2024 14:37:53
Статья в формате PDF 261 KB...
27 03 2024 11:18:54
Показано, что спецификой подготовки компетентного специалиста-химика является формирование навыков социальной коммуникации. Отмечены основные коммуникативные трудности учащихся. Для их преодоления предложен сценарий семинарского занятия в малой группе на основе «социального посредничества» и разработан химический терминологический словарь. Особенностью словарной статьи является наличие раздела «Применение слова». Учитывая степень формализации химических знаний, выбрано применение по логическим связям. ...
26 03 2024 13:35:31
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 1:51:17
Статья в формате PDF 118 KB...
24 03 2024 15:51:41
Статья в формате PDF 132 KB...
23 03 2024 2:13:43
22 03 2024 12:31:57
Статья в формате PDF 288 KB...
20 03 2024 5:52:19
Статья в формате PDF 305 KB...
19 03 2024 22:43:33
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 5:11:16
Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики функционирует на основе сложной системы межотраслевых и территориально-производственных связей. Хаpaктерной чертой сельского хозяйства становится все большая интеграция с другими отраслями народного хозяйства, прежде всего с промышленностью. На региональном уровне агропромышленный комплекс решает также вопросы планомерной ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и селом. ...
16 03 2024 12:59:42
Статья в формате PDF 102 KB...
15 03 2024 20:42:35
Статья в формате PDF 143 KB...
13 03 2024 12:38:31
Статья в формате PDF 270 KB...
11 03 2024 13:11:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::