ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА
Происходящие перемены в российском физкультурно-спортивном движении выдвигают новые задачи в развитии физического воспитания и спорта среди студенческой молодёжи. Однако разработка инноваций и путей разрешения возникающих противоречий, затрагивающих деятельность государственных и общественных структур, требует переосмысления имеющегося опыта и потенциальных возможностей высших учебных заведений в реализации интересов и способностей студентов. Следует отметить, что введение в 1929 году в учебные планы вузов предмета «Физическое воспитание» позволило достичь весомых успехов по привлечению студентов к регулярным занятиям физической культурой, привитию навыков здорового образа жизни, подготовке среди них квалифицированных спортсменов.
В своём выступлении на открытии Всероссийского форума «Россия - спортивная держава» в городе Казань 23 сентября 2009 года президент Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что одной из важнейших задач сегодня является развитие университетского спорта, когда преподавание физкультуры идёт наравне с основными предметами учебного цикла. Глава государства также подчеркнул, что, несмотря на финансовые трудности, бюджетные расходы на физкультуру и спорт в любом регионе России должны быть приоритетными.
Одним из основных инструментов воспитания полноценной личности является физкультура, уверен президент Дмитрий Медведев. По его словам, в университетах она должна стать не менее важной дисциплиной, чем профессиональные предметы.
Особую роль в формировании и гармонизации физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе, приобретает новое педагогическое направление - это внедрение в процесс физического воспитания студенческой молодежи спортивной культуры (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева). Спортивная культура, представляет собой спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов, на основе конверсии современных научно-методических достижений и накопленного опыта спортивной подготовки спортсменов, где предоставляются большие возможности развития индивидуальных задатков, реализации личностных установок, потребностей, притязаний и интересов у молодежи.
В связи с этим, процесс системного формирования физической культуры студента требует определенных педагогических мер, которые могут быть реализованы, на наш взгляд, в образовательном процессе вуза и в процессе физкультурного образования с присущими культурологическими хаpaктеристиками; целенаправленного использования его педагогического потенциала, что обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, обусловленных требованиями образования в вузе и общества в целом.
Для формирования физической культуры личности студента в процессе занятий избранным видом спорта, нами были разработаны программы, которые будут способствовать совершенствованию качественных хаpaктеристик основных компонентов физической культуры личности. Эффективность разработанных нами программ апробировалась на занятиях по физическому воспитанию. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации. Программы рассчитаны на 408 часов, включают в себя теоретический и пpaктический разделы, предусматривается участие в соревнованиях, судейская пpaктика.
Содержание программ по избранным видам спорта разработано на основании инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 № 777 (п.2.2.1).
В процесс физического воспитания привнесены методические особенности избранного вида спорта, как содержательной основы формирования физической культуры личности студента в частности:
- разработана методика формирования физической культуры личности студента;
- разработан, теоретически обоснован и экспериментально апробирован раздел «Избранный вид спорта» в разделе программы «Физическая культура» для студентов.
Пpaктическая значимость результатов исследования заключается в том, что внедрение избранного вида спорта в раздел программы «Физическая культура» способствует повышению эффективности формирования физической культуры личности студента; предложена методика оценки уровня сформированности физической культуры личности студента, в зависимости от выраженности компонентов.
В разделе «Избранный вид спорта» учебной программы «Физическая культура» вуза предусматривается определение наиболее важных психолого-педагогических воздействий физкультурного образования для достижения социально и личностно значимого результата - формирование физической культуры личности.
Разработанная методика занятий избранным видом спорта в вузе включает: целевую направленность процесса освоения системы ценностей физической культуры в отношении обучения, воспитания и развития двигательных личностных потребностей и способностей; разработанность дидактического и программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры студента; педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры студента в образовательном процессе вуза; результирующие показатели состояния сформированности физической культуры личности.
По результатам опытно-эксперименталь-ной работы был проведен статистический анализ, который показал: студенты экспериментальных групп занимающиеся избранными видами спорта (фехтование, тяжёлая атлетика и др.) повысили уровень физической подготовленности на 28% (р<0,05); всего 9,7% студентов пропустили занятия по физическому воспитанию по болезни; общая посещаемость дисциплины студентами всех специальностей составила 91,3% (р<0,05); уровень соматического здоровья стал средним и выше среднего 63,5% (р<0,05); мотивированность занятий спортом повысилась у студентов до 93,7% (р<0,05). В тоже время у студентов контрольных групп прирост вышеуказанных показателей находится в пределах 3-5 % (р>0,05).
Основными педагогическими требованиям к реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры студента являются: усиление теоретической подготовки студентов в процессе физкультурного образования, в формировании системы знаний в сфере физической культуры; комплексность использования дидактического содержания образовательного процесса и физкультурного образования в направленном становлении хаpaктеристик физической культуры студента; полноценная реализация системы комплексного контроля; учет индивидуальных особенностей учащихся; оптимальный подбор и составление физических упражнений для студента различного уровня подготовки; широкое использование внеучебных форм организации и реализации физкультурного образования в вузе. Опытно-поисковая работа показала, что в результате трехлетнего формирующего педагогического эксперимента в условиях образовательного процесса, разработанная методика занятий избранным видом спорта эффективна в формировании физической культуры студента и показывает позитивную динамику всех компонентов физической культуры личности в экспериментальной группе по отношению к контрольной.
Статья в формате PDF
108 KB...
15 01 2025 18:45:23
Статья в формате PDF
163 KB...
14 01 2025 1:37:23
Статья в формате PDF
322 KB...
13 01 2025 22:30:11
Рассматриваются проблемы поступления минеральных веществ в организм человека, суточное потрeбление и хаpaктерные симптомы дефицита химических элементов. Подчеркивается особая роль йода и селена в питании человека. Отмечается, что ряд дикорастущих растений может быть использован в качестве источников микро- и макроэлементов.
...
12 01 2025 2:20:33
Статья в формате PDF
132 KB...
11 01 2025 7:15:44
Статья в формате PDF
249 KB...
10 01 2025 6:25:31
Статья в формате PDF
147 KB...
09 01 2025 23:53:23
Статья в формате PDF
109 KB...
08 01 2025 8:41:49
Статья в формате PDF
115 KB...
07 01 2025 18:24:19
Статья в формате PDF
126 KB...
06 01 2025 0:36:14
Статья посвящена решению проблемы рекуперации осадка отстойников целлюлозно-бумажной промышленности. Предложено использовать золу шлам-лигнина в качестве высоко эффективного сорбента сточных вод различного состава.
...
05 01 2025 20:15:16
Статья в формате PDF
261 KB...
04 01 2025 5:15:23
Статья в формате PDF
111 KB...
03 01 2025 17:10:48
Статья в формате PDF
108 KB...
01 01 2025 1:28:47
Статья в формате PDF
367 KB...
31 12 2024 15:32:28
Статья в формате PDF
118 KB...
30 12 2024 0:42:25
Статья в формате PDF
102 KB...
29 12 2024 21:47:43
Статья в формате PDF
138 KB...
28 12 2024 4:49:36
Статья в формате PDF
103 KB...
26 12 2024 1:15:59
Статья в формате PDF
102 KB...
25 12 2024 12:47:50
Статья в формате PDF
157 KB...
24 12 2024 16:12:46
Статья в формате PDF
258 KB...
23 12 2024 10:16:34
Статья в формате PDF
289 KB...
22 12 2024 11:44:29
Статья в формате PDF 126 KB...
21 12 2024 4:36:12
Статья в формате PDF
138 KB...
20 12 2024 12:12:49
Статья в формате PDF
136 KB...
18 12 2024 17:49:21
Статья в формате PDF
121 KB...
17 12 2024 1:23:14
Дано краткое описание работы тепловой машины, которая подчиняется второму закону термодинамики. Высказана гипотеза, что для человеческого общества справедлив аналогичный закон. Дана формулировка такого закона. Проведена параллель между работой тепловой машины и бизнесом. Сделаны некоторые выводы применительно к жизни человеческого общества.
...
16 12 2024 9:51:36
Статья в формате PDF
110 KB...
15 12 2024 5:24:18
Статья в формате PDF
108 KB...
14 12 2024 5:28:45
Статья в формате PDF
103 KB...
12 12 2024 2:59:19
Статья в формате PDF
131 KB...
11 12 2024 15:57:51
Статья в формате PDF
117 KB...
10 12 2024 21:43:33
Статья в формате PDF
109 KB...
08 12 2024 10:34:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::