НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ

НА ПУТИ К ЦЕЛЬНО СХВАЧЕННОМУ ЗНАНИЮ

Гиматова Е.С. Статья в формате PDF 208 KB Кафедра "БЖД, экология и химия" УлГТУ выпускает инжеров-экологов с 2003 года. В рамках Государственного образовательного стандарта специальности 330200 "Инженерная защита окружающей среды" на химические дисциплины в целом отводится около восьмисот часов в течение 1-го - 6-го семестров. Учебная аудиторная работа на цикле "Химия" включает курсы "Общая и неорганическая химия" (лекции -51 час. + лабораторные работы-68 час.), "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа"(32 час.+36 час.), "Органическая химия" (32 час.+36 час.), "Физическая химия" (17час.+17 час.), "Коллоидная химия"(17час.+34 час.), "Химия атмосферы и гидросферы"(16час.+18 час.). Такая "дробность" - с одной стороны - и установка на вполне определенный итоговый конгломерат знаний - с другой - не должны противоречить друг другу исходя из самих психолого-педагогических особенностей учебного процесса и его логики.

Следует отметить, что на первых порах "примененческий" и экологический аспекты знаний по химии даже для старательного, сильного студента еще не понятны. Будучи в состоянии решить расчетную или качественную задачу, он может испытывать при этом типичные затруднения в обосновании использования знаний в будущей деятельности, в раскрытии экологической роли химических явлений, соединений и т.д.

Реализовать в обучении формирование "ядра" понятий, в поле приложения которых неизбежно рано или поздно окажутся профессиональные задачи, - это и значит нацелить студентов на овладение химическим мышлением для научно-пpaктического подхода к решению инженерно-экологических задач (как при выполнении УИРС, дипломных проектов, так и в будущей реальной работе). Зарождение такого "ядра" происходит на расширенном фоне "периферийных" сведений, многие из которых будут при первичном изучении все равно "отброшены. Обычно из 100% передаваемой преподавателем информации студент улавливает и понимает только около половины, а в памяти удерживает и усваивает не более 25-30% - таков гносеологический КПД человека. Таким образом, объем первоначально преподносимого по теме материала как бы предполагает наличие кажущейся избыточности, которая должна стать - и будет ощущаться - необходимой только на последующих этапах обучения, когда оно осознается как профессиональное становление.

Одним из базовых представлений в наших дисциплинах является понятие о химическом динамическом равновесии. Рассмотрение равновесий вводится в курсе "Общей химии" на примерах гомогенных и гетерогенных систем, растворов электролитов, комплексных соединений, систем "раствор-осадок", Здесь же впервые затрагиваются равновесия на границах раздела фаз, способных обмениваться зарядами (раздел "основы электрохимии"), и - главное! - дается принцип математического описания процессов через константы равновесия.

На втором этапе обучения - в курсе аналитической химии - студент, еще подчас робко вооруженный этими представлениями, "вынужден" воспользоваться ими для расчетов в количественном химическом анализе, знакомясь как с классическими, так и с инструментальными методами. И теперь уже ранее "отвлеченные" константы помогают решить вопрос о принципиальной возможности и правильности того или иного определения, выполнение которого будет необходимо в пpaктике экологического анализа.

На следующем курсе предмет физической химии уже не пугает студента своей основательностью и математической строгостью, а цементирует его знания как надежный фундамент, в котором "укладываются" и ионные, и фазовые равновесия, причем с учетом факторов, способствующих смещению этих равновесий. В данной дисциплине по-настоящему усваиваются такие понятия как "активность", "кажущиеся" константы и т.п. И через этот этап преодолевается упрощенно-поверхностный подход к решению задач, выполнению расчетов для экспериментальных работ.

Прикладные аспекты изучения равновесных систем начинают раскрываться постепенно - например, в следующем семестре, на лабораторных занятиях по коллоидной химии, где требуется тщательность и кропотливость работы "руками" и применение уже освоенных методик химического анализа для достижения фактических знаний о явлениях. Эти же явления, оказывается, имеют место быть не только в лабораторных установках, но и в глобальных системах, таких, как биосфера и ее отдельные оболочки, находящиеся в постоянном взаимодействии и взаимообмене. Поддержание в них равновесия - как осознает студент-эколог при изучении "Химии атмосферы и гидросферы" - достигается отрегулированностью множества материальных (вещественных) и энергетических потоков, нарушить которую, к сожалению, стало уже под силу индустриальному обществу. Будущему инженеру на этом этапе просматривается необходимость: 1) отслеживания изменений в экологических равновесиях: здесь он снова сталкивается с физико-химическими методами анализа, владеть которыми и уметь интерпретировать их результаты он обязан для проведения мониторинга окружающей среды; 2) разработки технических способов защиты окружающей среды на базе инженерных решений и физико-химических технологий.

Итак, на всем пути "раскручивающейся спирали" химического образования нас, педагогов, интересует, состоится ли ЗНАНИЕ? Тяга к нему естественна: как и любой человек, студент - всегда в позе "тянущегося" и живет с присущей ему "добывательной установкой" - стало быть, упреки в пассивности, быть может, при первых шагах в учебе, не вполне справедливы. Принцип минимализации на каждой из ступенек "химической" лестницы приводит-таки к постепенному насыщению и выкристаллизации понимания благодаря нарастающей глубине знаний и целеполаганию. Ведь интерес, разбуженный другим (преподавателем), прорастает в сознании студента как его собственное стремление (и это видно уже на защите дипломных работ). Таким образом, в его руки вложены "ключи": ими становятся - в силу своей однородности по приложимости - те массивы ранее, казалось бы, весьма разнообразных и даже разрозненных сведений, что теперь сжимаются в своеобразный концентрат "цельно схваченного" знания. А "ключ, которым пользуются, всегда блестит" (Франклин Бенджамин,1706-1790гг).



НОВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

НОВАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА Статья в формате PDF 88 KB...

21 04 2024 13:59:57

ОСОБЕННОСТИ ГРВ БИОЭЛЕКТРОГРАФИИ СЕКРЕТОВ БОЛЬШИХ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

ОСОБЕННОСТИ ГРВ БИОЭЛЕКТРОГРАФИИ СЕКРЕТОВ БОЛЬШИХ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ С использованием метода газоразрядной визуализации (ГРВ) проведено исследование секретов околоушных, подчелюстных и подъязычных больших слюнных желез у 20 больных 2 типом сахарного диабета и 14 пpaктически здоровых людей. Выявлено, что параметры ГРВ-грамм секретов больших слюнных желез у пациентов с сахарным диабетом существенно ниже, чем у относительно здоровых лиц (p ...

18 04 2024 4:13:27

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЕКТА САХАЛИН-1

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЕКТА САХАЛИН-1 Статья в формате PDF 256 KB...

14 04 2024 15:58:30

ИЛЬМУШКИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ

ИЛЬМУШКИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ Статья в формате PDF 102 KB...

03 04 2024 23:36:21

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ Статья в формате PDF 115 KB...

28 03 2024 7:29:18

ВИДЫ ОПЕРАЦИЙ НА СЕЛЕЗЕНКЕ ПРИ ЕЕ ТРАВМЕ

ВИДЫ ОПЕРАЦИЙ НА СЕЛЕЗЕНКЕ ПРИ ЕЕ ТРАВМЕ Представлен обзор литературы, посвященный хирургическому лечению повреждений селезенки. Особое внимание отводится хирургическому лечению, направленному на сохранение этого органа с помощью лазерной техники. Показано, что пpaктика использования операций, направленных на сохранение селезенки при ее травме прошла несколько этапов. Применение таких хирургических вмешательств во многом зависит от технического оснащения операционного блока. ...

27 03 2024 7:20:36

АВТОСТОЯНКА КАРУСЕЛЬНОГО ТИПА

АВТОСТОЯНКА КАРУСЕЛЬНОГО ТИПА Статья в формате PDF 142 KB...

21 03 2024 17:59:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::