ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Антипьев А.Г. Захаров Н.Н. Захарова Н.С. Статья в формате PDF 238 KB В настоящее время перед нашей страной стоит задача не только приостановления интеллектуальной деградации народа, но и формирования такой системы образования, которая бы воспроизводила культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый экономический и социальный динамизм в перспективе, органично войти в мировой рынок и образовательное прострaнcтво.

Творчески думающие новаторы-педагогики выдвигают множество интересных проектов по созданию эффективных систем образования. Часть этих проектов успешно реализуется на пpaктике. Однако самая лучшая система образования, замкнутая стенами учебного заведения без востребованности обществом в этой системе может нанести, как это не парадоксально, даже огромный вред и учебному заведению, и личности, и обществу. Любое учебное заведение, опираясь на эффективную систему образования и воспитания, будет, видимо, способно подготовить хорошего, грамотного специалиста. Но возникает вопрос: «Готово ли общество и его производство с крайне низким содержанием труда, слабо или совсем не работающими стимулами и другими серьёзными изъянами «принять» такого человека в систему своих отношений?» На сегодня можно дать, только отрицательный ответ.

Для основной отечественной промышленности все еще главная проблема - высокая степень технического и технологического старения оборудования. В 2003 году средний возраст используемых в России основных фондов составлял 20,1 лет. 67,5% оборудования имеет возраст более 16 лет. По данным Госкомстата РФ, износ оборудования в среднем по промышленности составляет 52,9%, в том числе: в электроэнергетике - 57,3, химической и нефтехимической промышленности - 57, машиностроении и металлообработке - 54,8% .

В особенно сложном положении находится сельское хозяйство. Так, по расчетам специалистов в ближайшие годы (через три года) примерно 60% комбайнов, тpaкторов и другой техники окончательно выйдут из строя.

Отсюда следует сделать вывод о том, что государственная образовательная политика может быть эффективной лишь в качестве органичной составной части целостной экономической, научно-технической и социокультурной политики. При этом ведущей идеей в концепции образовательной политики должна быть стратегия опережающей качественной подготовки специалистов при демократизации всей системы образования.

В создании современной системы образования в нашем обществе необходимо учесть и другие требования и обстоятельства.

Система образования будет продуктивной лишь тогда, когда в обществе будет высок престиж труда и статус человека знающего, культурного и трудолюбивого. Для этого необходима не только солидная материально-финансовая поддержка, но и социокультурная среда, стимулирующая активность человека в получении и эффективном использовании знаний в созидательной трудовой деятельности.

К сожалению, известно всем, что в этих вопросах существует масса недостатков. Низок престиж труда, особенно среди молодежи. В ее профориентации весомую роль играют ложные и во многом необоснованные ценности. В силу разных причин сокращается удельный вес молодых людей в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях. Так, по данным Российского Союза промышленников и предпринимателей (работодателей), сегодня средний возраст токарей - 56-62 года, слесарей-ремонтников - 55 лет, сверловщиков и шлифовщиков 5-го разряда (6 уже нет) - 55 лет. Из сельских профессий: механизаторов - 59-63 года, тpaктористов - 62 года.

Известно, что большинство выпускников школ ориентируется преимущественно на очень ограниченный перечень наиболее престижный профессий - экономист, программист, юрист.

В настоящее время на выбор профессии большое влияние оказывает уровень благосостояния семьи. Так, по мнению, сотрудника «Левада-центра» А. Голова, профессии можно делить на «профессии для богатых» и «профессии для бедных».

Директор банка, например, профессия для богатых. Из числа самых бедных россиян, которым не хватает денег даже на продукты, только 6 процентов хотели бы видеть своего ребенка директором банка, например. Из числа тех, кому хватает только на продукты - 13 процентов. Кому хватает еще и на одежду, обувь, но не хватает на товары длительного пользования, - уже 17 процентов. Среди тех, кому хватает и на товары длительного пользования - 21 процент. В ряду «профессий для богатых» оказались профессии предпринимателя, бизнесмена, программиста, специалиста в областях высоких технологий, юриста, экономиста и финансиста.

Однако есть профессии, которые никак не хотят делиться между богатыми и бедными. Мало зависит от материального положения семьи привлекательность профессии военного, офицера, артиста, музыканта, художника, писателя, журналиста, профессора, ученого, преподавателя вуза, владельца магазина, политика, министра и священника. Видимо, эти сферы занятий воспринимаются или как более демократичные, или требующие таланта, который не зависит от достатка, или такого высокого призвания, которое обесценивает все земные категории .

Получив заветную профессию, зачастую молодой человек не может по ней устроится на работу в силу ее невостребованности на рынке труда. Около 75% молодых людей, получивших профессиональное образование, трудится не по специальности, т.е. каждый четвертый. Примерно 60% - заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом.

В сфере трудовых отношений укоренилось бесправное положение рядового работника. Так, только за 9 месяцев 2004 г. Государственной инспекцией труда в Пермской области привлечено к административной ответственности в виде штрафа 319 руководителей и других должностных лиц. Возбуждено 16 уголовных дел в отношении руководителей, не выплачивающих зарплату боле двух месяцев, вынесено два обвинительных приговора.

Реально нарушений со стороны работодателей гораздо больше. Люди не обращаются в суд и не жалуются в другие государственные органы, опасаясь потерять работу. Недобросовестные же руководители, перешагнувшие грань законности и попавшие в сферу влияния правоохранительных органов, отделываются не значительными штрафами или условными наказаниями.

В условиях деформированных трудовых отношений невозможно эффективное использование образовательного потенциала работников.

Современная экономика ориентирована на удовлетворение потребностей человека. Возникает необходимость в гибком динамичном производстве, где главным является инновационный подход в управлении, технологии, маркетинге. Отсюда с неизбежностью вытекает требование усиления инновационной деятельности во всей системе образования и обеспечение непрерывного её хаpaктера. Вместе с тем, необходимо разумное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения.

Образовательная система постоянно расширяет свое содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Нужно не просто больше и дольше учить, а учить по-другому. Здесь есть серьезные проблемы. Так, отечественными учеными-педагога­ми разработано свыше 40 различных критериев эффективного обучения и воспитания. Но они, по мнению академика РАС В. Беспалько, совершенно не пригодны для пpaктической диагностики в учебно-воспитательном про­цессе.

Существующая система образования в ходе реформы почти полностью иск­лючает из этого процесса преподавателя, т.е. того, кто обязан реализовывать ее цели. Уверенность в своих силах, самоуважение и общественный престиж учителя (преподавателя) являются существенными условиями для качественного и эффективного развития системы отечественного образования. При низкой зарплате непрерывно увеличивается учебная нагрузка на учителей школ и преподавателей вузов. Так, за последние годы количество студентов возросло в два раза и сегодня их насчитывается почти 6 млн. А количество преподавателей увеличилось не более чем на 8%.

Система образования не может быть продуктивной без опоры на фунда­ментальные ценности и прогрессивные традиции своего народа, так как логика современного исторического движения ориентируется на межцивилизационное сближение при сохранении конституирующего ядра того или иного этноса, прогрессивных традиций, сложившихся в стране и в конкретном регионе.

При модернизации системы образования в российском обществе важно учитывать как собственный, так и западный опыт. Это приобретает особую актуальность в связи с вступлением нашей страны в Болонский процесс и созданием европейского образовательного прострaнcтва.

В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его наращивания всевозрастающими темпами, изменений потребностей в конкретном виде знания очень остро встаёт вопрос о том, чему и как сегодня учить. Нет ни одной современной страны, которая была бы удовлетворена своей системой образования. Кризис образования проявляется в углублении диспропорции между потенциями человеческой культуры, достижениями общества и культурой масс; никогда еще человечество так плохо не использовало достижения науки и техники во благо социального прогресса; усиливается разрыв между достижениями, профессиональным мастерством и действиями в этой области массами и политиками; растут препятствия в распространении того, что должно быть достоянием масс широких слоев населения. Буквально повсюду, в том числе в высокоразвитых странах, ситуация такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец глобальных проблем, сопутствует снижение компетентности правящей элиты. В конечном итоге нарастает число катастроф, усиливается опасность уничтожения жизни на Земле. Главная причина - непрофессиональные действия людей и низкая их социальная ответственность.

В силу этих и других причин повсюду интенсивно осуществляется реформирование систем образования. Главной целью такого реформирования является приведение системы образования в соответствие с новыми требованиями общественного развития. Каждая страна, естественно, решает свои проблемы с учетом сложившихся традиций в культуре и экономических возможностей.

В реформировании образования можно выделить следующие тенденции, которые хаpaктерны для развитых стран. Это, прежде всего, демократизация системы образования. Она касается и управления, и реализации учебного процесса.

В реформах современного образования ярко выражено стремление повысить фундаментальность образования, что обеспечивает возможность самообразования любого человека, последующего приобретения им знаний из различных источников и в многообразных формах. Хотя, наряду с этой тенденцией соседствует и противоположная, т.е. ориентация в образовании, да и в науке, на сугубо прикладной хаpaктер.

В развитых странах неуклонно идёт рост специалистов с высшим образованием. Увеличивается численность студентов в возрасте 25 лет и старше. В США они составляют около 45 % общей численности обучающихся в высших учебных заведениях. Окончание обучения в Германии наступает в среднем в 28,7 года (по сравнению с 26,4 года в 1984 г., в специальных вузах - в 27,1 года). Более продолжительное пребывание молодых людей в системе образования влечет за собой как положительные, так и отрицательные социальные последствия. В силу ограниченного объема статьи нет возможности подробно на них останавливаться.

Важным направлением реформирования всей системы современного образования является его гуманитаризация и гуманизация. Сегодня имеется ясное понимание того, что образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию и принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность.

Сегодня образование в большинстве развитых стран стало бесплатным и массовым. Это объективно ведет к ликвидации или, по крайней мере, к ослаблению иерархического хаpaктера школьной системы, расшатывает прежнюю кастовость и обособленность различных направлений школьной учебы.

В нашем обществе, к сожалению, наблюдается противоположная тенденция. Образование все больше становится платным и элитарным.

В развитии системы образования возрастает роль средств массовой информации (СМИ). Они порой заменяют процесс обучения или выступают дополнением к нему. СМИ очень жизнеспособны, ведут к возникновению альтернативных форм и методов обучения.

Всё большее внимание в системе образования уделяется развитию аналитических и информационных способностей людей. Это требование НТП. Так, в развитых странах в обмене новой информацией участвует от 15 до 30 % инженеров, преподавателей вузов и научных работников. В консультативных фирмах США занята десятая часть всех специалистов страны. Изменяется система включения работника в производственный процесс. Сегодня в США около 15 млн. человек занято в сфере электронного надомничества. В нашей стране в настоящее время обозначился поворот государственной политики к процессам информатизации. По расчетам ведущих экспертов к 2010 году рынок информационных технологий в России составит около 40 млрд. долларов, что более чем в 5 раз выше показателя 2003г. А к этому же в России в сфере информационных технологий будет занято приблизительно 5% трудоспособного населения страны, или порядка 3,5 млн. человек. Для сравнения: в 2001 г. в этой сфере было занято 1,4% трудоспособного населения страны.

В силу развития данной тенденции неизбежно возрастает роль компьютерных информационных технологий в образовании. Возрастают требования к учебному процессу. Эти требования невозможно выполнить без использования новых современных технологий обучения. И здесь на первом плане, несомненно, стоит компьютеризация всего образования.

Они дают возможность универсального выхода к необходимой информации и предоставляют невиданные возможности оперирования ею. Информатизация образования является важнейшим шагом на пути к созданию информационного общества.

В связи с ростом требований к интеллектуальному уровню будущих специалистов всё большее внимание уделяется индивидуализации их обучения, поиску наиболее эффективных механизмов их адаптации и на производстве, и в социокультурной, и бытовой сферах. Известно, например, что педагоги американских колледжей в течение десяти лет следят за судьбой каждого выпускника, за успехами в работе и жизни. Любой сбой, первый же сигнал о недостаточной подготовленности специалиста служит поводом для корректировки учебных программ.

Сегодня явственно проступает стремление к интеграции образования как на национальном, так и на мировом уровнях. Речь идёт о совместимости различных форм и систем образования, которая бы обеспечивала как преемственность в образовании, так и наиболее эффективные, комплексные решения его методического обеспечения. Ныне в этой области осуществляются большие международные проекты через многие как правительственные, так и неправительственные организации, и, прежде всего, через ЮНЕСКО. Постоянно увеличивается сотрудничество в сфере образования между различными странами, возрастает доля учащихся, получающих образование за пределами своей страны. Из приблизительно 60 млн. студентов, обучающихся в вузах мира, около 1 млн. учащихся являются иностранными студентами. Европейское сообщество ставит задачу уже в ближайшие годы довести количество студентов, обучающихся за пределами своей родины, до 10 %.

Формирование единого образовательного прострaнcтва в том или ином крупном регионе мира, например в Европе, ни в коей мере не должно привести к формированию некой единой, универсальной системы образования без учета исторических традиций, особенностей культуры той или иной страны. Наряду с несомненными достижениями в сфере образования развитых стран имеют место и серьёзные проблемы. К их числу относится снижение качества обучения, рост функциональной неграмотности. Даже в США функционально неграмотных насчитывается 25 млн. человек. Ежегодные прямые потери от этого исчисляются суммой в 20 млрд. долларов. В нашей стране это проблема стоит не менее остро.

Тем более, общеизвестно, что российское государство крайне мало уделяет внимание образованию, науке, культуре и здравоохранению. Складывается впечатление, что государство в ближайшей перспективе вообще становит задачу избавиться от опеки этих важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности общества.

Казалось бы, в официальных документах федеральной власти и в устных выступлениях первых лиц государства присутствует прогрессивные предложения по модернизации системы образования, но почему-то налицо массовое недовольство родителей и учеников, учителей и даже ректоров. Почему так получилось? Разработать и эффективно провести такого рода реформу невозможно только усилиями изнутри отрасли и профессионального сообщества. Заказчиком услуг школ, техникумов и вузов является общество. Оно и должно определять, что ему надо от системы образования для обеспечения конкурентоспособности России, если речь идет о человеке, мы нуждаемся в очень многом. Это не только сумма знаний, но и навыки самостоятельного приобретения. Это не только механическое перенесение на нашу почву учебных курсов по основам рыночной экономики, но и умение подрастающего поколения социализироваться в нашем непростом мире. Это, наконец, овладение не только тонкостями товарно-денежных отношений, он и всем богатством общечеловеческих ценностей, мopaльных и этических установок.

Сегодня особенно очевидна опасность регрессивного движения нации от духовности и образованности к невежеству. И здесь велика роль самообразования. Самообразование - это высшая форма обучения, это образ жизни человека. Важнейшим средством самообразования выступает чтение. Оно во многом способствует формированию сознания, обогащает духовный мир человека, побуждает мыслить.

К сожалению, современное поколение стало заложником низкопробной литературы, телепередач, преимущественно криминального хаpaктера, где господствует пошлость, цинизм, культ силы. Неограниченная свобода писать (публиковать) и говорить, что вздумается - это социальная и культурная аномалия. При этом СМИ не просто информируют и просвещают граждан, а тотально навязывают определенные нормы и правила жизни, тем самым лишают слушателя, читателя, зрителя свободы выбора. Это ничто иное, как манипулирование общественным сознанием. Пока медио-бизнес и журналистское сообщество не осознает свою социальную ответственность перед гражданами России.

Отсюда следует вывод, что систему образования в современном обществе нельзя ограничивать только стенами учебного заведения и соответствующими программами. Изменяется и роль преподавателей.

Технические достижения XX века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное прострaнcтво, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность его объектов и возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам.

Основой для его формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Их число постоянно растет, и, вероятно, в ближайшие 5-7 лет преобладающее большинство населения Земного шара будут иметь постоянный доступ к компьютерной сети.

Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить.

Однако, надо иметь в виду, что любые формы и методы обучения имеют не только достоинства, но и определенные недостатки. Это относится и к Интернету, и к новым информационным технологиям.

Главным действующим объектом в этих технологиях и методах обучения должна быть личность обучаемого. Личность обучаемого - это не только и не столько объект воздействия, сколько ее субъект.

К сожалению, в ходе реформирования системы образования в трaнcформирующемся российском обществе совершенно не учитывается личностный фактор. Реформирование (читай - модернизация) образования осуществляется без участия ее субъектов: учителя (преподавателя) и учащегося (студента). Речь в данном случае даже не идет об общественности, которая является одним из главных субъектов реформирования чего-либо, в том числе, и образования. Общественность имеет весьма смутное представление о сути модернизации образования. Да и сами реформаторы не имеют четких ориентиров и соответствующих механизмов модернизации образования.

Из статьи следует вывод: если общество не участвует в реформировании того или иного социального института (в данном случае - образования), то это реформирование обречено на провал.



МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЛИМФОИДНЫХ ОРГАНОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕОБРАБОТАННОГО ЯНТАРЯ

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЛИМФОИДНЫХ ОРГАНОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ НЕОБРАБОТАННОГО ЯНТАРЯ Установлена высокая активизация в костном мозге крыс необработанным янтарем процессов пролиферации и дифференциации клеток зернистого ростка лейкоцитов, эритроидного ростка и лимфоидных клеток. Изучено влияние необработанного янтаря на морфофункциональные реакции в иммунокомпетентных структурных компонентах лимфоидных органов и выявлена активизация в них Т- и В-зависимых зон. В лимфатических узлах это выражалось виде расширения площадей лимфатических узелков без светлых и со светлыми центрами, мякотных тяжей и паpaкортикальной зоны на фоне уменьшения площади, занимаемой корковым плато; в селезенке в виде расширения площадей лимфатических узелков без светлых и со светлыми центрами и периваскулярных лимфоидных муфт; в тимусе в виде расширения площади коркового вещества органа, на фоне некоторого уменьшения площади мозгового вещества органа. Разные формы применения необработанного янтаря способствовали повышению в лимфоидных органах содержания Т- и В-лимфоцитов, Т-хелперов и снижению до уровня физиологических норм Т-супрессоров/киллеров. ...

18 04 2024 13:23:27

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

12 04 2024 22:27:22

МЕХАНИЗМЫ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА. ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Исследовано влияние вегетативной нервной системы на нелинейную динамику сердечного ритма. С этой целью рассмотрены две модели: первая основана на изучении нелинейных показателей у лиц с различным вегетативным балансом, который является важнейшим показателем состояния вегетативной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. Вторая модель – это возрастные особенности нелинейной динамики сердечного ритма. Показано, что наибольшая сложность и «хаотичность» ритма сердца наблюдается у лиц с преобладающим влиянием парасимпатического отдела ВНС. Наоборот, смещение вегетативного баланса в сторону симпатического отдела приводит к упорядочению последовательности кардиоинтервалов, Однако конечный результат не является просто суммой данных воздействий, поскольку интегрированные влияния обеих отделов ВНС имеет форму нелинейных взаимосвязей. ...

09 04 2024 15:14:24

Глобальный инновационный индекс: относительные показатели рейтинга стран

Глобальный инновационный индекс: относительные показатели рейтинга стран Приведены закономерности рангового распределения по рейтингу 110 стран, среди них Россия занимала 49-е место. Для анализа были приняты показатели: 1) инновационные затраты/суммарный балл; 2) инновационная эффективность/суммарный балл); 3) инновационная эффективность/инновационные затраты. Сравнение показывает весьма скромную инновационную активность России, но при этом значения всех трех относительных показателей инновационной активности у России положительные или позитивные. Только изобретения имеют мировую новизну и достаточно высокую конкурентоспособность, а полезные модели нужны в основном для внутреннего употрeбления. В итоге в стране образуется так называемый инновационный крест. Динамика изобретений куда значимее, если при этом снизить справедливое в неспокойной экономике колебательное возмущение изобретателей. ...

07 04 2024 8:54:18

ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ВОЗМУЩЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ВОЗМУЩЕНИЯ Статья в формате PDF 92 KB...

04 04 2024 19:55:39

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРАПИИ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРАПИИ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) В статье приводятся обобщенные данные о принципах лечения и современных подходах к дифференцированной терапии носовых кровотечений, отражена специфика коррекции геморрагического синдрома при кранио-фациальных травмах. Приводится критический анализ общепринятых положении о принципах лечения носовых геморрагий. ...

02 04 2024 4:59:26

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА Статья в формате PDF 124 KB...

28 03 2024 16:21:30

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА ЧЕЛОВЕКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 315 KB...

24 03 2024 12:48:11

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА Статья в формате PDF 118 KB...

21 03 2024 17:53:59

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ В ТОМСКЕ. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ В работе анализируются результаты единого государственного экзамена по физике на примере региональной, а именно, томской выборки по результатам 2003 г. Проведено сравнение единого экзамена по физике и математике, а также вузовского и школьного тура ЕГЭ. Изучается решаемость конкретных заданий частей «А», «В», «С». Результаты исследования должны помочь учителям средних общеобразовательных школ в планировании учебного материала, построении новых методик обучения и, как следствие, в ликвидации пробелов в знаниях учащихся. ...

19 03 2024 9:35:38

ПРОРАЩЕННЫЕ БОБЫ ЧЕЧЕВИЦЫ В ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА

ПРОРАЩЕННЫЕ БОБЫ ЧЕЧЕВИЦЫ В ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА Статья в формате PDF 123 KB...

18 03 2024 13:37:57

ОПОГРАФИЯ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ В БАССЕЙНЕ ЧРЕВНОЙ АРТЕРИИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль чревной артерии, а также ее ветвей и ряда вен: печеночные – около воротной вены печени, панкреатические и селезеночные – около селезеночной вены. ...

16 03 2024 8:43:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::