СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МОРФОЛОГИИ
Стратегия и тактика научных исследований направлены на познание законов развития, строения и функционирования организма человека и животных. Достижения научных школ определяют и формируют современные тенденции и перспективы дальнейшего развития морфологии. В связи с этим морфология сохраняет и укрепляет свое положение фундаментальной и естественно-исторической науки и вносит существенный вклад в биологические и медицинские науки.
Современная морфология - наука о биологической организации клеток, тканей и организма человека, стоящая на страже здоровья и полноценного физического развития. Поэтому четко прослеживается цель морфологии, направленная на нахождение способов управления структурной организацией, овладение процессами морфогенеза, протекающими на всех уровнях. В настоящее время усложняются методические и методологические подходы в научных исследованиях, поэтому наряду с классическими методами и методиками, широко внедряются современные методы, адекватные поставленным задачам. Использование электронной микроскопии, гисто- и цитохимии, биофизики, морфогенетики, имунно-морфологии позволяет реализовать и проанализировать полученные результаты на стыках естественных наук. Расширяется потенциал экспериментальной морфологии, позволяющей выполнить комплексные исследования процессов нормальной жизнедеятельности и решить проблемы патологии.
Морфология неразрывно связана с генетикой и экологией. Непременным условием правильных представлений о динамике структуры служит понимание движущих сил развития природы и направлений развития. Морфология участвует в поисках эффективных способов направленного воздействия на формообразование и дает надежные критерии для оценки получаемых результатов. Определенную актуальность и новизну приобретают исследования, имеющие экологическую направленность, изучающие влияние факторов риска и нeблагоприятной экологической ситуации в регионах на структурные особенности формирования различных органов и систем при создании экспериментальной модели на животных.
Морфология является фундаментальной наукой, поэтому в настоящее время основополагающее значение приобретает ориентация на функциональные направления в морфологических науках.
Современная морфология не только многоуровневая и многоплановая наука, налицо тенденция ее смыкания с математикой и техникой, физикой и химией. Эти тенденции требуют анализа с правильных методологических позиций (В.В. Куприянов, Б.А. Никитюк, 1985).
В настоящее время возрастает актуальность научных работ, посвященных изучению адаптивных реакций мембран, что привело к положительным результатам в познании патологии клеточных мембран, ферментативной активности энтероцитов эпителия отделов пищеварительного тpaкта с помощью методов электронно-микроскопической цитохимии.
Широкий спектр исследований по медицинской эмбриологии подчеркивает ее значение для теории и пpaктики. Программа исследований многопланова и сводится к изучению общих закономерностей развития зародыша, эмбрионального гистогенеза, органогенеза и прогенеза. Внимание исследователей направлено на разработку методов раннего контроля за правильным развитием пoлoвых клеток, от которого зависит возникновение врожденных аномалий в эмбриогенезе.
Совершенно справедливо отмечает академик РАМН О.В. Волкова (2003), что эмбриология - «это относительно молодая область знаний, которой принадлежит важнейшее место в фундаментальной и прикладной медицине. Без поступательного развития эмбриологии невозможно появление здорового потомства и поддержание здоровья нации». Перспективы пpaктического использования данных эмбриологии (В.В. Куприянов, 1985) сводятся к антенатальной профилактике заболеваний плода, способам постнатальной коррекции, изучению регулирующих систем в русле проблемы «мать - плод».
Авторские научные школы создавались в России под влиянием передовых идей, поиска изучения и развития общебиологических закономерностей, приоритетных направлений в науке. Эмбриология как основная составляющая биологии развития, прошла длительный период эволюции от описательной эмбриологии к сравнительной, синтетической и конструктивной эмбриологии. Оригинальная школа эмбриологов была создана под влиянием передовых идей С.И. Лебедкина, ученики которого (Н.В. Попова - Латкина, П.Я. Герке, Н.Г. Туркевич, Д.М. Гoлyб) создали свои научные школы. В России Н.В. Попова - Латкина является основателем эмбриологической школы в Астpaxaнском медицинском институте. Ее широкий кругозор, эрудиция, творческая одаренность - основные критерии личности ученого и человека.
Выявление закономерностей нормального органогенеза дало возможность профессору Н.В. Поповой - Латкиной и ее ученикам выявить факторы риска, предрасполагающие к возможному возникновению вариантов и аномалий различных органов, встречающихся у новорожденных и детей раннего возраста.
Биология развития животных и человека - одно из магистральных направлений современной биологической науки. Биология развития все более активно участвует в решении многих фундаментальных проблем, в частности, в исследовании функций генома на разных этапах онтогенеза.
В настоящее время в связи с расширением объема эмбриологических исследований отечественных и зарубежных авторов, представленных на международных форумах, симпозиумах и конгрессах по морфологическим наукам (Soufh Africa, Sun-City, 2001; Египет, 2003; Греция, 2003; Бразилия, 2002; Уфа, 2002; Япония, 2004; Казань, 2004; Париж, 2004; Астpaxaнь, 2005)возрастает интерес к научным разработкам, посвященным развитию организации жизнеобеспечения организма зародыша.
Современная медицина - это система научных знаний и пpaктической деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней (Петленко В.П., 1985).
Ученых-морфологов хаpaктеризует реализация новых научных проектов, неординарность мышления, широта пpaктических замыслов, являющихся источником научного прогресса в создании ведущих научных школ и приоритетных научных направлений (М.Р. Сапин, 2000). Научные школы формируются десятилетиями, и творческое использование их потенциала, методических и методологических возможностей - залог успеха последующих научных исследований.
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 10:54:52
Статья в формате PDF 115 KB...
27 03 2024 17:53:56
Статья в формате PDF 305 KB...
26 03 2024 20:34:33
25 03 2024 12:39:36
В статье даётся оценка параметров экологической устойчивости 37 генотипов ячменя, выведенных в НИИСХ Северо-Востока, и 6 весенних сортов ячменя, районированных в Кировской области. ...
24 03 2024 10:40:44
22 03 2024 3:28:59
Статья в формате PDF 637 KB...
21 03 2024 5:16:14
20 03 2024 9:38:16
19 03 2024 20:12:23
Статья в формате PDF 122 KB...
18 03 2024 21:52:37
Статья в формате PDF 308 KB...
17 03 2024 4:44:40
Статья в формате PDF 125 KB...
16 03 2024 19:36:45
Статья в формате PDF 118 KB...
15 03 2024 14:39:38
Статья в формате PDF 115 KB...
14 03 2024 11:54:56
Статья в формате PDF 251 KB...
13 03 2024 21:19:20
Статья в формате PDF 254 KB...
12 03 2024 7:59:34
Статья в формате PDF 110 KB...
11 03 2024 4:49:50
10 03 2024 11:57:34
Статья в формате PDF 112 KB...
09 03 2024 12:34:48
Статья в формате PDF 257 KB...
08 03 2024 10:46:27
Статья в формате PDF 106 KB...
06 03 2024 12:34:51
04 03 2024 2:23:43
Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...
03 03 2024 22:32:34
Статья в формате PDF 112 KB...
02 03 2024 11:21:26
Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта с точки зрения теории оптимального управления. Приводится формулировка соответствующей задачи отыскания программного управления, минимизирующего суммарные издержи предприятия, необходимые для достижения заданной рыночной доли на дуополистическом рынке. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...
01 03 2024 14:37:41
В представленной статье дается попытка разграничения понятия «образовательное прострaнcтво» на основе анализа имеющихся дефиниций и примере формирования целостного образовательного прострaнcтва в профессиональном образовательном учреждении, интегрирующем его начальный, средний и высший уровни. ...
29 02 2024 22:20:23
Статья в формате PDF 125 KB...
27 02 2024 13:22:20
Статья в формате PDF 103 KB...
26 02 2024 14:41:42
Статья в формате PDF 102 KB...
24 02 2024 1:44:56
Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...
23 02 2024 17:58:10
Статья в формате PDF 121 KB...
22 02 2024 15:20:37
Статья в формате PDF 117 KB...
21 02 2024 20:53:57
Статья в формате PDF 258 KB...
20 02 2024 19:42:52
Статья в формате PDF 185 KB...
18 02 2024 7:43:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::