ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ ЛИМФОЦИТОВ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ ЛИМФОЦИТОВ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ ЛИМФОЦИТОВ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ

Теппер Е.А. Захарова Л.Б. Фефелова В.В. Шашило Е.В. Статья в формате PDF 124 KB Ухудшение состояния здоровья школьников в последнее десятилетие отмечено многими исследователями (А.А.Агапова, 2002; И.К.Рапопорт, 2003; А.А.Бapaнов, 2000 и др.) и зафиксировано официальными источниками (доклад министра здравоохранения, 1996).

Наряду с социально-экономическими и экологическими факторами определенную роль в этом может играть и повышение учебных нагрузок.

С целью оценки влияния инновационных программ на здоровье учащихся с 1994 г. нами взяты под наблюдение дети, обучающиеся в двух классах одной школы г. Красноярска, в одном из которых преподавание велось по традиционной программе (1Б класс), в другом - по развивающей программе Л.В.Занкова (1А класс).

В течение всех последующих лет педиатром проводилось постоянное наблюдение за состоянием их здоровья, оценивался уровень физического и биологического развития.

Один раз в год в лимфоцитах крови, взятой из пальца, определялась активность митохондриального фермента - сукцинатдегидрогеназы (СДГ) по Р.П.Нарциссову (1969), активность кислой фосфатазы (КФ) по Goldberg A.F., Barka T. (1962). Содержание в лимфоцитах катехоламинов и серотонина оценивалось флуоресцентным методом Фалька-Хилларна (Yokoo H. Et. Al., 1982).

Результаты исследования показали, что при поступлении в школу существенные различия в уровне здоровья и физического развития школьников классов с традиционным и развивающим обучением отсутствовали. Пpaктически здоровых детей (1 и 2 группы здоровья) в 1Б классе было 90,32%; в 1А классе - 87,5%.

В последующие годы обучения количество пpaктически здоровых детей постепенно снижалось, до 3-го класса более значительно в классе с традиционной программой, с 5-го класса - быстрее в классе с программой Занкова. В 8 и 9 классах соотношение стало обратным. В 9Б классе число пpaктически здоровых детей составило 58,07%; в 9А - 65,66%.

При недостоверных различиях в группах здоровья, школьники, обучающиеся по развивающей программе имели некоторые преимущества. Так 15,63% из них за все годы обучения сохранили 1 группу здоровья, тогда как в параллельном классе таких детей не было вообще. Меньшим во все годы обучения в этом классе было и количество часто и длительно болеющих детей. Особенно заметной разница была в первом (1А - 18,75%; 1Б - 32,21%), шестом (6А - 18,75%; 6Б - 29,03%) и 9 классах (9А - 9,38%; 9Б - 19,35%).

Для того, чтобы составить представление о функциональном состоянии иммунокомпетентных клеток изучена активность ферментов цикла трикарбоновых кислот - сукцинатдегидрогеназы, в значительной степени отражающей уровень энергопродукции лимфоцитов.

При поступлении существенные различия активности фермента в обследованных классах отсутствовали. С первого по пятый класс активность СДГ у детей класса с развивающей программой была достоверно выше, чем в параллельном классе, что может свидетельствовать о повышенном напряжении. В 8 классе различия нивелировались и сохранялись на таком уровне до 11 класса.

У часто и длительно болеющих детей в обоих классах активность СДГ была, как правило, сниженной и лишь у отдельных из них выявлялись высокие показатели связанные с заболеванием бронхиальной астмой, недавно перенесенной крупозной пневмонией или острым отитом. У этих детей оказалась повышенной и активность кислой фосфатазы, а также нередко и содержание в клетках КА и серотонина.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет заключить, что повышенные учебные нагрузки лишь умеренно усиливают испытываемый детьми стресс, связанный с началом учебы, а затем с переходом на предметное обучение.

Это не приводит к значительному увеличению заболеваемости, а также к нарушениям физического и биологического развития, тем более, что в классе с развивающим обучением дисгармоничность развития связана в основном с повышением роста или веса, в параллельном же классе с их снижением.

У здоровых детей подобный эффект можно расценить как тренирующий и лишь ослабленным или невротизированным детям развивающие программы рекомендовать не следует.



СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Статья в формате PDF 132 KB...

12 01 2025 5:27:14

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НЕРЕСТА КАРПА В САДКАХ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НЕРЕСТА КАРПА В САДКАХ Статья в формате PDF 107 KB...

08 01 2025 2:30:43

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 315 KB...

06 01 2025 13:43:13

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ ДРЕВОСТОЯ ПО КРИВЫМ ВЫСОТ И ДИАМЕТРОВ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ

ОЦЕНКА КОМПОНЕНТНОГО НЕРАВНОВЕСИЯ ДРЕВОСТОЯ ПО КРИВЫМ ВЫСОТ И ДИАМЕТРОВ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ Приведена методика анализа древостоя по запатентованному способу измерения растущих деревьев на пробной площадке с лентами леса 20*10 м с дополнительным расчетом коэффициента компонентного экологического неравновесия древостоя по кривым высот и диаметров. Показаны особенности применения кривых диаметров с волновыми составляющими для оценки качества проведения рубок прореживания древостоя. ...

05 01 2025 10:29:45

НОВИНКА НА РЫНКЕ КОНСЕРВИРОВАННЫХ ВТОРЫХ БЛЮД

НОВИНКА НА РЫНКЕ КОНСЕРВИРОВАННЫХ ВТОРЫХ БЛЮД Статья в формате PDF 244 KB...

04 01 2025 4:18:20

«Квантовая медицина»  медицина будущего

«Квантовая медицина»  медицина будущего Статья в формате PDF 104 KB...

30 12 2024 5:27:17

ГЕОМЕТРИЯ – НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ГЕОМЕТРИЯ – НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Статья в формате PDF 141 KB...

26 12 2024 18:52:13

КЛАССИФИКАЦИЯ КИШЕЧНОГО ДИСБАКТЕРИОЗА

КЛАССИФИКАЦИЯ КИШЕЧНОГО ДИСБАКТЕРИОЗА Проведенные исследования по изучению микробиоценоза кишечника у больных вирусными гепатитами В (ВГВ), С (ВГС) и микст-инфекции В+С (ВГВ+ВГС) позволили выявить дисбактериоз у 93,1% больных ВГВ, 100% -ВГС, 92,8% - ВГВ+ВГС. Обнаруженные изменения не укладываются в общепринятую классификацию дисбактериоза, что побудило нас разработать собственный вариант классификации. Предлагаемая классификация учитывает объективно существующие изменения количественного и качественного состава микрофлоры и позволяет осуществить рациональную коррекцию выявленных изменений. ...

23 12 2024 21:53:25

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОКРАТОВСКОГО ДИАЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОКРАТОВСКОГО ДИАЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта. ...

19 12 2024 22:25:38

СОЛОГУБ ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА

Статья в формате PDF 258 KB...

18 12 2024 19:59:19

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ Статья в формате PDF 190 KB...

16 12 2024 19:24:13

МОНИТОРИНГ ПОЧВ ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

МОНИТОРИНГ ПОЧВ ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 131 KB...

15 12 2024 15:26:14

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ Статья в формате PDF 276 KB...

13 12 2024 15:59:54

ЭНВИРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ЭНВИРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Статья в формате PDF 149 KB...

10 12 2024 10:46:29

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ГОМОЗИГОТНЫХ (А2/А2) КРЫС ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2 ДО И ПОСЛЕ АУДИОГЕННОЙ СТИМУЛЯЦИИ

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ГОМОЗИГОТНЫХ (А2/А2) КРЫС ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2 ДО И ПОСЛЕ АУДИОГЕННОЙ СТИМУЛЯЦИИ В тесте «открытое поле» изучено поведение гомозиготных (A2/A2) по локусу TAG 1A DRD2 крыс линии WAG/Rij до и после шести сеансов аудиогенной стимуляции, сопровождавшихся большими судорожными припадками. Найдено, что после стимуляции резко снижается двигательная и исследовательская активность крыс. ...

05 12 2024 0:37:21

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::