МАНИПУЛЯЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время в число приоритетных проблем отечественной психологической науки входят проблемы межличностного взаимовлияния, в том числе в сфере профессиональной деятельности (С.Л. Братченко, 1997; Р. Гарифуллин, 2006; Е.Л. Доценко, 2003; Е.Б. Михайлюк, 2003; Е.В. Сидоренко, 2003; П.С.Таранов, 2004; В.К. Тарасов, 2006; В.Б. Шапарь, 2007; В.П. Шейнов, 2007; и мн.др.). Особый акцент в исследованиях данного направления делается на манипуляции, психологический смысл которой заключается в скрытом управлении личностными структурами другого человека с целью получение выгоды для себя. Разные авторы сходятся во мнении, что к важнейшим качествам манипулятора относятся достаточно высокий уровень психического развития (пластичность, хорошая адаптивность, отсутствие явной психической патологии и др.); низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстраненность от собеседника; невнимание к этическим, культурным ценностям и нормам (отсутствие принципиальности, амopaльность, цинизм, фальшивость, ориентация на прагматические интересы и др.); потребность в самоутверждении за счет другого; нарочитость и преднамеренность; отсутствие творческости и т.п. Психологический портрет манипулятора представлен достаточно полно, но, на наш взгляд, научную и особенно пpaктическую ценность представляют хаpaктеристики манипуляторов различных сфер профессиональной деятельности.
Целью нашей работы стало изучение особенностей психодинамического и личностного уровней индивидуальности менеджеров, склонных к манипуляции в общении. В качестве испытуемых выступили менеджеры различных торговых организаций г. Перми (50 человек в возрасте от 20 до 40 лет). Данный выбор обусловлен тем, что профессия менеджера относится к типу «человек-человек», где тенденция к манипулированию особенно сильна. В силу особенностей деятельности менеджеры вынуждены все время общаться с большим количеством людей разных социальных статусов и реализовывать через них интересы торговой организации, что требует большой гибкости в общении и манипулятивных умений.
В сформированный нами диагностический комплекс вошли следующие методики: опросник Г. Айзенка «EPQ» (для изучения психодинамического уровня индивидуальности); тест-опросник многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF, №105); «Ориентировочная анкета» В. Смекала и М. Кучера (для определения направленности личности испытуемых «на себя», «на дело», «на взаимодействие»); проективная методика С.Л. Братченко «Направленность личности в общении» (для изучения индивидуальных особенностей коммуникативной компетентности, в т.ч. представлений менеджеров о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в ходе общения с клиентами и т.д.); «Диагностика склонности к манипулированию» (шкала МАК-II) Р.Кристи и др. (для изучения склонности человека к манипуляции другими людьми; термин «макиавеллизм» произошел от имени Н. Макиавелли, ставшего нарицательным для обозначения нравственной позиции «цель оправдывает любые средства»). Для обработки первичных данных были применены кластерный анализ (метод К-средних), корреляционный анализ (по Пирсону) и пакет прикладных программ Statistika 6.0 for Windows.
Кластерный анализ позволил разделить испытуемых на две выборки: в первую вошли менеджеры более склонные к манипуляции в общении - 23 человека; во вторую - менеджеры менее склонные к манипуляции в общении - 27 человек. Основанием для выделения кластеров послужили результаты диагностики склонности испытуемых к манипуляции.
Корреляционный анализ позволил выявить статистически значимые связи между показателями макиавеллизма, манипулятивного стиля в общении и психодинамическими, личностными свойствами испытуемых. Сравнение полученных данных показало как общее, так и специфичное в них. Например, установлено, что в обеих группах «ядерными» являются показатели макиавеллизма: 5 связей в выборке менеджеров более склонных к манипуляции в общении и 6 - в выборке менеджеров менее склонных к манипуляции в общении. При этом обозначенные показатели попарно коррелируют с показателями направленности на себя (прямые связи), психотизма и сдержанности-экспрессивности (фактор F по Р. Кеттеллу). Специфичным является тот факт, что в первой выборке показатель макиавеллизма имеет с показателем психотизма прямую связь, с показателем сдержанности-экспрессивности - обратную, а во второй выборке, соответственно, наоборот. Специфичными для первой выборки являются также взаимосвязи «ядерного» показателя с показателями экстраверсии (обратная корреляция) и нейротизма (прямая корреляция). Во второй выборке «ядерный» показатель имеет обратные связи с показателями робости - смелости (фактор Н по Р. Кеттеллу), пpaктичности - развитого воображения (фактор М по Р. Кеттеллу) и консерватизма - радикализма (фактор Q1 по Р. Кеттеллу). Полученные данные позволяют предположить, что стержневым компонентом структуры индивидуальности менеджеров является склонность манипулировать другими людьми, а устойчивой хаpaктеристикой личности - направленность на себя. Интересно, что в первой выборке показатель личностной направленности на себя, равно как и показатель прямолинейности - дипломатичности (фактор N по Р. Кеттеллу), коррелирует также с показателем манипулятивного стиля в общении. Для сравнения - в выборке менеджеров менее склонных к манипуляции у последнего показателя взаимосвязи не выявлены. Обращает на себя внимание и тот факт, что в выборке менеджеров более склонных к манипуляции в качестве детерминант макиавеллизма в большей степени выступают свойства психодинамического уровня, а в выборке менеджеров менее склонных к манипуляции - свойства личностного уровня индивидуальности (соответственно, 3 и 2, 1 и 5 корреляций). Наличие в обеих выборках обратных взаимосвязей между исследуемыми показателями, на наш взгляд, указывает на наличие взаимной компенсации. При этом обозначенная тенденция в большей степени выражена во второй выборке (соответственно, в первой выборке - 2, во второй - 4 обратные взаимосвязи).
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы: стержневым компонентом структуры индивидуальности менеджеров торговли является макиавеллизм, а устойчивой хаpaктеристикой личности - направленность на себя, стремление к личному первенству, престижу. Такие сотрудники пытаются навязать другим (коллегам, клиентам и пр.) свою волю, при этом игнорируют их потребности. Основными психологическими хаpaктеристиками менеджеров более склонных к манипуляции являются также психотизм, в т.ч. эгоцентричность и равнодушие, нейротизм, интроверсия (психодинамический уровень индивидуальности); сдержанность, осторожность, дипломатичность, в т.ч. расчетливость и проницательность (личностный уровень индивидуальности). Соответственно, основными психологическими хаpaктеристиками менеджеров менее склонных к манипуляции, кроме обозначенных выше, являются эмоциональная устойчивость (психодинамический уровень индивидуальности); экспрессивность, в т.ч. жизнерадостность и динамичность в общении, социальная смелость, творческость, критичность и т.д. (личностный уровень индивидуальности). Полученные данные имеют определенный научный и пpaктический интерес и могут быть использованы при профессиональном отборе, повышении квалификации и переподготовке персонала сферы «человек-человек».
Статья в формате PDF
121 KB...
17 05 2025 12:32:29
Статья в формате PDF
355 KB...
16 05 2025 13:30:13
Статья в формате PDF
111 KB...
15 05 2025 8:40:12
Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников с разными биоритмами в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о значительном изменении биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в весенний период.
...
14 05 2025 12:21:53
Статья в формате PDF
302 KB...
12 05 2025 16:21:40
Статья в формате PDF
115 KB...
10 05 2025 1:59:36
Статья в формате PDF
110 KB...
09 05 2025 9:34:55
07 05 2025 8:53:37
В статье рассматриваются социальный успех, успешность, успешная деятельность, как основные категории самореализации и профессионального роста. Анализируется проблема влияния современного общества на мотивационную сферу личности в деятельности. Представлена модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности.
...
06 05 2025 1:57:51
Статья в формате PDF
116 KB...
05 05 2025 18:40:45
Статья в формате PDF
127 KB...
04 05 2025 6:25:25
Статья в формате PDF
128 KB...
03 05 2025 5:36:28
Статья в формате PDF
732 KB...
02 05 2025 18:51:39
30 04 2025 11:52:53
Статья в формате PDF
111 KB...
28 04 2025 15:30:28
Статья в формате PDF
120 KB...
27 04 2025 10:33:48
В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на cмepтность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение cмepтности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное
...
26 04 2025 19:47:30
Статья в формате PDF
119 KB...
25 04 2025 10:46:16
В работе анализируются результаты единого государственного экзамена по физике на примере региональной, а именно, томской выборки по результатам 2003 г. Проведено сравнение единого экзамена по физике и математике, а также вузовского и школьного тура ЕГЭ. Изучается решаемость конкретных заданий частей «А», «В», «С». Результаты исследования должны помочь учителям средних общеобразовательных школ в планировании учебного материала, построении новых методик обучения и, как следствие, в ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
...
24 04 2025 6:17:47
Статья в формате PDF
185 KB...
23 04 2025 9:40:58
Статья в формате PDF
120 KB...
22 04 2025 1:38:37
Статья в формате PDF
111 KB...
20 04 2025 1:34:32
Статья в формате PDF
142 KB...
19 04 2025 5:46:30
Статья в формате PDF
131 KB...
18 04 2025 7:48:54
Статья в формате PDF
113 KB...
16 04 2025 8:36:42
Статья в формате PDF
276 KB...
15 04 2025 7:21:18
Статья в формате PDF
129 KB...
14 04 2025 23:52:56
Статья в формате PDF
352 KB...
13 04 2025 13:51:33
Статья в формате PDF
474 KB...
11 04 2025 0:53:29
В представленной статье дается попытка разграничения понятия «образовательное прострaнcтво» на основе анализа имеющихся дефиниций и примере формирования целостного образовательного прострaнcтва в профессиональном образовательном учреждении, интегрирующем его начальный, средний и высший уровни.
...
10 04 2025 20:29:21
Статья в формате PDF
111 KB...
09 04 2025 12:44:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::