ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА
Новый Трудовой кодекс РФ вместо традиционной главы о коллективных договорах и соглашениях ввел раздел II, который называется «Социальное партнерство в сфере труда». Законодатель определяет социальное партнерство как правовой принцип трудового права в целом и правовым институтом. Подтверждением указанной позиции является следующее.
С одной стороны, согласно ст. 23 ТК РФ под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Соответственно, в юридической литературе получила свое отражение позиция, согласно которой социальное партнерство представляет собой институт трудового права или даже совокупность институтов. Как известно, институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Исходя из определения, данного социальному партнерству в ст. 23 ТК РФ, социальное партнерство как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по обеспечению согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. С другой стороны, в ст.2 ТК РФ в качестве основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений называет социальное партнерство. Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых отношений.
Таким образом, сам законодатель, обозначил в ст. 2 ТК РФ социальное партнерство как принцип, а в ст.23 ТК РФ - как систему взаимоотношений между определенными субъектами.
Социальное партнерство является достаточно новым институтом трудового законодательства. Действующие статьи второй части ТК играют важную роль в создании системы социального партнерства, расширении и развитии договорного регулирования социально-трудовых отношений, содействии согласованию интересов как работников и работодателей, так и интересов государства в целом.
Социальное партнерство может выражаться в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению, взаимных консультаций, участия работников, их представителей в управлении организацией, участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Кроме перечисленных форм социального партнерства стороны могут использовать и иные способы взаимодействия. В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов работников и работодателей в процессе поиска соответствующих решений, при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. Социальное партнерство позволяет наиболее эффективно решить вопросы обеспечения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, установления стабильности гражданского общества.
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установление государственных гарантий интересов работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей. Достижению этой цели в значительной степени могут способствовать реальные отношения социального партнерства, которые строятся на принципе трехстороннего или двухстороннего участия и представительства. На каждом из уровней социального партнерства интересы сторон выражают различные представители. Так, на государственном (федеральном) уровне в этих отношениях участвуют общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и федеральные органы государственной власти. Аналогичная ситуация складывается и на межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях. На уровне организации эти отношения имеют двусторонний хаpaктер.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, которые сами, без посредников, могут реализовывать свои интересы, согласовывать позиции сторон и регулировать возникающие разногласия. Выражать интересы работников и работодателей могут также их полномочные представители. Такое представительство от имени работников или работодателя осуществляется на основании закона, нормативных правовых актов, учредительных документов или иных документов, дающих право на представительство в соответствии с гражданским законодательством. Представители также могут быть уполномочены на представительство собранием, конференцией стороны социального партнерства.
В социальном партнерстве в качестве работодателя могут участвовать органы государственной власти федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. Так, при функционировании государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятий участие государственного органа (или органа местного самоуправления) является обязательным, так как сами унитарные или казенные предприятия не являются собственниками имущества, которое закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношения социального партнерства органы государственной власти и органы местного самоуправления вступают через своих представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями.
Социальное партнерство, выражающееся в ведении коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также заключении коллективных договоров, соглашений, является основой социально-партнерских отношений. Решения, принятые сторонами, закрепляются в установленной законом форме и позволяют конкретизировать права и обязанности работников и работодателей, создать благоприятные условия труда работникам, стабилизировать социальную обстановку на соответствующем уровне.
Итак, становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в РФ законодательство о социальном партнерстве пришлось создавать пpaктически с «чистого листа». В прежнее время понятия «социальные партнеры», «трипартизм» и некоторые другие почти не употрeблялись, так как в соответствии с официальной доктриной при социализме не формируется гражданское общество, а также не возникают основания для социальных конфликтов и противоречий.
Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул. В настоящее время не оспаривается тот факт, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.
Статья в формате PDF
114 KB...
19 06 2025 18:41:20
Исследовано формирование ионного состава водной фазы в системах «твердое — жидкое» применительно к технологическим суспензиям (пульпам) флотации, а также к природным водам (поверхностным водным объектам) при взаимодействии с силикатными Fe-содержащими минералами. Выявлены прострaнcтвенно-временные зависимости содержания распространенных ионов щелочных (Na+, K+) щелочно-земельных (Ca2+, Mg2+) и тяжелых (Feобщ, Сu2+) металлов, которые представляют ценность в моделировании и прогнозировании процессов миграции, химических превращений загрязнителей водных объектов.
...
18 06 2025 21:25:30
Статья в формате PDF
120 KB...
17 06 2025 9:27:38
Статья в формате PDF
254 KB...
16 06 2025 0:41:38
Обследовано 19 здоровых людей и 33 пациента с описторхозом и холелитиазом. Проведена сравнительная оценка некоторых показателей холестеринового, пигментного, белкового обмена в пузырной и печеночной порции желчи у обследованных пациентов до и после терапии бильтрицидом и урсосаном. Выявлено, что у пациентов с описторхозом и холелитиазом в эффективные сроки после монотерапии бильтрицидом отмечается значимое превышение концентрации непрямого билирубина, холестерина и белка в пузырной желчи по сравнению со здоровыми людьми, что свидетельствует о сохранении остаточных явлений при значительном улучшении пигментного обмена и снижении литогенных свойств желчи. Включение в схему подготовки и проведения антигельминтной терапии урсосана позволяет достигнуть наибольшего гиполитогенного состояния пузырной порции желчи в эффективные сроки после терапии бильтрицидом.
...
15 06 2025 4:55:52
Статья в формате PDF
309 KB...
14 06 2025 19:12:16
Статья в формате PDF
101 KB...
13 06 2025 15:57:10
Экспериментальные исследования на участке распространения пород ледового комплекса выявили увеличение глубины сезонного протаивания и повышение температуры грунтов на прилегающей к железной дороге просеке. Установлено поднятие верхней границы многолетнемерзлых пород под высокой насыпью и низкой насыпью с теплоизолирующим материалом, отсыпанных в зимний сезон. Отмечено формирование чаши протаивания при отсыпке нулевой насыпи в теплый период с удалением сезонноталого слоя в её основания. Предложены мероприятия обеспечивающие устойчивость земляного полотна.
...
12 06 2025 17:59:47
Статья в формате PDF
126 KB...
11 06 2025 5:21:56
Статья в формате PDF
121 KB...
08 06 2025 13:21:34
Статья в формате PDF
205 KB...
07 06 2025 21:21:45
Выявлены особенности распределения элементов в системе породы-почвы в результате почвообразовательного процесса в горно-лесных бурых почвах.
...
06 06 2025 20:24:13
Статья в формате PDF
119 KB...
05 06 2025 5:15:50
Статья в формате PDF
251 KB...
04 06 2025 23:34:33
Статья в формате PDF
113 KB...
03 06 2025 3:33:47
Статья в формате PDF
240 KB...
01 06 2025 5:55:31
Статья в формате PDF
450 KB...
30 05 2025 9:51:24
Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о нeблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной.
...
29 05 2025 12:51:45
Статья в формате PDF
265 KB...
28 05 2025 2:21:27
Статья в формате PDF
264 KB...
27 05 2025 0:22:27
В статье дается анализ состояния проблемы естественнонаучного образования в свете гуманистических подходов к образованию личности и на фоне основных тенденций и противоречий развития образовательных систем России.
В центре исследования саморазвивающаяся, самообразующаяся личность. Преподаватель рассматривается как создатель проекта, организатор, помощник, фасилитатор учебной деятельности студента.
Естественнонаучная составляющая образования показана как неотъемлемая часть культуры. В качестве альтернативы традиционной (линейной, унифицированной) технологии обучения в высшем учебном заведении предлагается концептуальная авторская модель управления естественнонаучным образованием.
...
26 05 2025 4:54:41
Статья в формате PDF
249 KB...
25 05 2025 3:29:47
Статья в формате PDF
111 KB...
24 05 2025 14:41:14
Статья в формате PDF
131 KB...
23 05 2025 20:26:29
Статья в формате PDF
253 KB...
22 05 2025 10:11:32
Поднятые в данной работе проблемы повышения конкурентоспособности предприятия позволяют сформулировать научные подходы к определению концепции управления хозяйствующими субъектами в широком использовании механизма адаптации промышленных предприятий в условиях изменяющейся рыночной среды. В результате анализа соотношения адаптационных процессов и организационной структуры сделан вывод о наиболее эффективной форме адаптивного управления – многомерной организационной структуре, которая позволяет повысить адаптивность организации и ее способность реагировать на изменение внутренних и внешних условий. Это достигается путем разбиения организации на подразделения, жизнеспособность которых зависит от их умения производить по конкурентоспособным ценам товары, пользующиеся спросом, и предоставлять услуги, в которых нуждаются потребителя.
...
20 05 2025 3:24:13
Статья в формате PDF
109 KB...
19 05 2025 14:39:35
Статья в формате PDF
121 KB...
18 05 2025 14:27:29
Статья в формате PDF
227 KB...
17 05 2025 18:22:51
Статья в формате PDF
125 KB...
16 05 2025 3:58:23
Статья в формате PDF
102 KB...
14 05 2025 18:15:52
Статья в формате PDF
244 KB...
13 05 2025 1:41:53
Статья в формате PDF
253 KB...
11 05 2025 15:17:14
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::