КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Титова В.А. Дрижанова О.Н. Калиниченко А.В. Статья в формате PDF 255 KB

Известно, что классический стратегический менеджмент, предназначенный для обеспечения развития предприятия, примерно в 50 % случаев не обеспечивает достижение целей. Американская статистика фиксирует, что из 500 успешных компаний, составлявших список Fortune-500, через 19 лет 40 % компаний уже не существуют. Отсюда вытекают сомнения, гипотезы и даже утверждения, что в современных быстро меняющихся условиях, предприятия и компании могут обходиться и без стратегии и стратегического менеджмента, в их нынешнем понимании.

Стратегическое управление является скорее полезным «витамином», чем обязательной «прививкой», если менеджмент рассматривается в качестве «иммунитета», обеспечивающего защиту компании от вредных для их «здоровья» различных и многочисленных воздействий. Все это позволило классику менеджмента П. Друкеру назвать начавшуюся постиндустриальную эпоху «эпохой без закономерностей», задачу управления отнести к проблемам мировоззрения и образа жизни.

В этих условиях, видимо, необходимо обратиться к пониманию инновационного развития и его критерия. В работе [1] утверждается, что не всякое изменение, пусть даже экономически эффективное, является развитием. Развитием оно становится при определенных условиях.

Классический стратегический менеджмент построен на экономических критериях. Как правило, в основе лежит критерий максимизации чистого дисконтированного дохода

max чдд (x, a), (1а)

являющегося функцией искомых параметров x, различных констант а (цен, технологических параметров и др.), и существенных ограничений, как правило, нормативных (экология, безопасность) и ресурсных:

Pec (x) ≤ Pec (1б)

 (1в)

В тоже время известно много случаев, когда принимались успешные решения вопреки приведенного критерия (1) и обосновывалось это различными доводами. Например, капиталовложения в сооружения гидроэлектростанций в Сибири (Усть-илимской, Саяно-Шушенской и др.), как источников электроэнергии, экономически было убыточным по сравнению с сооружением крупных тепловых станций, работающих на Канско-Ачинском угле.

Тем не менее решение было принято в пользу гидростанций и обосновывалось это перспективностью освоения новых территорий, появлением территориально-промышленных комплексов.

Рассмотрение этих и аналогичных примеров из других сфер деятельности человека показывает, что в основе объяснений отказа от экономического критерия лежат факты, связанные с более перспективным развитием, которые не оцениваются экономически.

В связи с этим в работе [2] предлагается дополнить критериальную модель (1) критерием развития (2) - невозрастанием энтропии S

 (2)

Моделирование энтропии рассматриваемой экономической системы представляет пpaктически малоапробируемую область. Известны лишь некоторые попытки такого моделирования [3, 4 и др.]. Еще большую сложность представляет моделирование энтропии инфраструктурных отраслей.

В настоящей работе ставится задача оценить эффективность ретроспективных инвестиций с учетом критерия энтропии (2) для одной из сложных инфраструктурных отраслей - здравоохранения.

Здравоохранение в обществе выполняет ряд функций. Одной из главных является функция поддержания, сохранения трудового потенциала общества. Именно эта система далее исследуется на предмет того, насколько финансирование этой отрасли обеспечивало выполнение критерия (2) для системы сохранения трудового потенциала общества. В качестве исходной информации использовалась государственная статистика по здравоохранению и демографии.

Исследуемая система - трудоспособное население России. По статистике в трудоспособном возрасте находится (табл. 1).

Таблица 1

Численность населения РФ трудоспособного возраста 

Года

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Человек/тыс.

84436

87606

88278

88861

89550

90057

90328

90240

89752

89266

Энтропия системы в t-м году, как хаpaктеристика ее неопределенности, определяется следующим образом:

 (3)

где Pit - вероятность нахождения системы в i-м состоянии; N - общее количество возможных состояний, при этом .

Полагалось, что основными факторами, которые определяют состояние этой системы - это:

  • cмepтность в трудоспособном возрасте среди мужчин и женщин без учета убийств, самоубийств, трaнcпортных несчастных случаев, отравлений и т.п. (внешние причины);
  • инвалидность в трудоспособном возрасте.

В связи с этим энтропию рассматриваемой системы можно определить как

St = S1t + S2t, (4)

где S1t - энтропия, определяемая первым фактором, S2t - вторым:

где N1 - численность трудоспособного населения в t-м году; Pit - вероятность cмepтности мужчины, женщины, мужчины и женщины совместно, здоровья обоих соответственно (четыре состояния в каждой паре мужчины и женщины) в трудоспособном состоянии; Pjt - вероятность трудоспособного состояния и инвалидности каждого человека в трудоспособном возрасте.

Все эти вероятности могут быть определены по статистике. В приводимом ниже анализе использовались данные Федеральной службы государственной статистики - Здравоохранение в России 2009 г., таб. 1.1 Показатели демографической ситуации; таб. 1.7 Коэффициенты cмepтности населения в трудоспособном возрасте по полу и основным классам причин cмepтности; таб. 2.78 Численность инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного фонда Российской Федерации и др. [5, 6]

Полученные в результате расчетов по (4)-(6) изменения энтропии системы трудоспособного состояния населения по годам представлено в табл. 2.

Таблица 2

Результаты расчетов 

Года

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Энтропия

7249

7487

7686

7695

7728

7639

8099

7609

6794

6476

Производная энтропии

50

77,4

198,7

9,5

33,0

-89,5

460,4

-489,9

-815,2

-317,8

Расходы консолидированного бюджета
на здравоохранение и спорт (млрд.руб.)

41

153,4

158,3

222,1

258,2

321,2

797,1

962,2

1381,5

1540,3

Средняя номинальная заработная плата медицинских работников (руб./мес.)

348,4

1371

2004

3225

3755

4736

5908

8059,9

10037

13049

Из [2] следует, что развитие происходит лишь на тех интервалах, где кривая энтропии снижается. Как видно из таблицы 2 к развитию можно отнести лишь интервал, начиная с 2005 по 2008 года.

Интересно сопоставить полученные результаты с тем финансированием, которое осуществлялось в это же время. В таблице приведены инвестиции в здравоохранение из консолидированного бюджета РФ, пересчитанные в ценах 2008 г. в период с 1995 по 2008 годы.

В той же таблице показана средняя номинальная заработная плата работников здравоохранения за тот же период, пересчитанная в ценах 2008 г.

Как видно из сопоставления изменений рассматриваемых параметров и энтропии имеется заметная корреляционная связь между ними с некоторой задержкой во времени.

Увеличение инвестиций в здравоохранение на интервале 2000-2005 гг. привело к снижению энтропии на последующем интервале 2005-2008 гг. Коррелированна энтропия и со средней заработной платой работников здравоохранения.

Визуально можно увидеть корреляцию энтропии с числом коек в больницах на 10 000 человек, числом больничных учреждений и другими показателями здравоохранения, если построить соответствующие графики их изменения.

В этой связи будет интересно исследование корреляционной зависимости энтропии, рассматриваемой системы обеспечения трудового потенциала страны со всеми влияющими факторами.

Из полученных графиков также следует, что имеется некоторый критический уровень финансирования здравоохранения. Снижение финансирования ниже этого уровня приводит к деградации рассматриваемой системы (оценочно, при существующей технологии оказания услуг, не менее 1200 млрд. рублей в год).

Заключение

1. Инновационное развитие не может обосновываться только критерием экономической эффективности, особенно для инфраструктурных отраслей.

2. На примере здравоохранения показана работоспособность критерия развития в виде невозрастания энтропии состояния рассматриваемых систем.

Список литературы

  1. Бык Ф.Л., Китушин В.Г. Концептуальная модель управления развития // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №4. - с. 112-118.
  2. Бык Ф.Л., Китушин В.Г. Концептуальная модель управления развития // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С. 3-9.
  3. Максименко Ю.Ф. Экономический путь России (немонитарный анализ) // МЦНОВ, 1998 (Материалы сайта www.mauponlino.com).
  4. Шаланов Н.В. Математические методы и модели в синергетике: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 184 с.
  5. Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru.
  6. Статистика.ru: данные Госкомстата, Росстата и государственной службы статистики РФ www. statistika.ru.


ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА Статья в формате PDF 146 KB...

14 04 2024 3:58:43

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Статья в формате PDF 340 KB...

12 04 2024 9:20:54

ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Статья в формате PDF 312 KB...

09 04 2024 22:52:21

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...

07 04 2024 19:53:20

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...

06 04 2024 16:45:35

ЭНВИРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ЭНВИРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Статья в формате PDF 149 KB...

04 04 2024 12:29:29

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

01 04 2024 14:12:52

P.aeruginosa как представитель госпитальной флоры

P.aeruginosa как представитель госпитальной флоры Статья в формате PDF 115 KB...

30 03 2024 20:10:33

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАНЯТИЯ ФЛОРИСТИКОЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. ...

27 03 2024 13:38:23

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК РОДНЫХ ЯЗЫКОВ

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК РОДНЫХ ЯЗЫКОВ Статья в формате PDF 702 KB...

23 03 2024 9:28:28

САМООБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В РОССИИ

САМООБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В РОССИИ Статья в формате PDF 94 KB...

22 03 2024 10:53:55

АНДРЕЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

АНДРЕЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья в формате PDF 522 KB...

13 03 2024 7:23:50

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ Статья в формате PDF 256 KB...

12 03 2024 1:12:44

ЭКОЛОГИЯ, ТЕХНОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

ЭКОЛОГИЯ, ТЕХНОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...

10 03 2024 14:39:41

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА Статья в формате PDF 121 KB...

09 03 2024 21:38:17

Захарченко Владимир Дмитриевич

Захарченко Владимир Дмитриевич Статья в формате PDF 107 KB...

07 03 2024 11:24:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::