ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ

Никитина О.А. Статья в формате PDF 134 KB Сегодня санаторно-курортный комплекс региона (СКК) рассматривается как инструмент по реализа­ции социальной функции государства без учета позитивного ин­тегрального воздействия на экономику региона. Изучение региональной организационно - экономической структуры СКК позволяет определить круг проблем, возможные пути их решения, основанные на принципах системности и функциональной взаи­мосвязанности. При исследовании воздействия СКК на экономику необхо­димо решить следующие проблемы:
  • определение тенденций и источников роста;
  • обоснование долговременной устойчивости развития регио­нального СКК;
  • прогнозирование последствий выбираемой технологической по­литики;
  • обеспечение стабильных темпов обновления структуры основ­ных фондов СКК;
  • измерение влияющих факторов и результатов.

Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторно-курортного комплекса в Северо-Западном федераль­ном округе и в Чувашской Республике[1] позволяет говорить о наличии следующих тенденций методического хаpaктера:

  • снижение роли государственного управления СКК, несмотря на значительные доли государства в акционерном капитале значительной части СКУ;
  • отсутствие координационных центров в регионах, поддерживающих единые подходы к развитию СКК и проводящих взвешенную сбалансированную политику в области поступа­тельного развития СКК регионов;
  • отсутствие финансовых инструментов, позволяющих формиро­вать фонды для капитального строительства в СКК;
  • низкая финансовая дисциплина в исполнении уже существующих государственных программ;
  • отход от принципов функциональной специализации, под воздействием указанных выше факторов. Диверсификация становится необходимым элементом устойчивого развития регионального СКК.

Современное состояние СКК не позволяет выработать еди­ные методические подходы к созданию организационно-экономических моделей еще и в силу следующих при­чин :

  • быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воз­действием политических, социальных, экономических и других факторов;
  • специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хо­зяйствующими субъектами региона;
  • отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
  • отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофак­торного анализа и принятия соответствующих решений по раз­витию СКК региона.

Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры. В качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации нами выделена организация, в задачи которой входят:

  • формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу;
  • планирование деятельности на уровне регионального СКК;
  • разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечи­вающими финансовыми институтами;
  • оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК.

В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управ­ляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо элементу приведет к созданию неунифицированной струк­туры для данного конкретного региона. Что же касается общих методических подходов к формиро­ванию подобного рода структур, то на наш взгляд, наиболее ра­циональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляю­щей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организаци­ей. Подобное утверждение основывается на первичности усло­вий, связанных с состоянием правоотношений собственности.

С другой стороны реальные полномочия по управлению ре­гиональным СКК имеют органы исполнительной власти субъек­тов федерации, имеющие следующие инструменты управления:

  • лицензирование деятельности (медицинской - Министерство здравоохранения ЧР, туристской - Комитет по туриз­му);
  • формирование действенного нормативно-правового прострaнcт­ва;
  • прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта федера­ции;
  • возможность формирования целевых источников финансирова­ния при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджет­ных средств.

Следовательно, для эффективного развития, эксплуатации и управления санаторно-курортным комплексом необходимы опре­деленные институциональные элементы. Система данных эле­ментов должна обеспечивать устойчивость развития СКК и ра­циональное взаимодействие с другими подсистемами общества (экономической, социальной, политической и т.п.). Принимая во внимание значительную формализацию основных реальных взаимодействий, нами предлагается модель, способствующая ус­тойчивому развитию СКК региона и состоящая из следующих элементов, взаимосвязей и разовых обязательных мероприятий:

  • организационные структуры, в ведении которых находится СКК и ассоциации частного хаpaктера, как, например, ассоциации курортов, реализующие государственную политику в области оздоровления и опирающиеся на приоритеты и принципы соци­альной функции государства;
  • законодательство, нормативно-правовые акты, относящиеся к санаторно-курортному комплексу, как, например, стандарты и лицензионные требования для средств разме­щения, стандарты лечения в медицинской деятельности;
  • образовательные программы по подготовке квалифицированных кадров для СКК региона с курортной специализацией;
  • наличие финансовых средств и соответствующих инструментов для развития курортов, объектов инфраструктуры, достопримечательностей, а также механизмы привлечения инве­стиций;
  • маркетинговые стратегии и программы продвижения санаторно-курортных услуг, нацеленные на информирование потенциаль­ных потребителей о соответствующем курортном регионе и на стимулирование посещения этого курортного региона, а также информационные службы в принимающих центрах;
  • упрощение туристских формальностей (включая визовые требо­вания - для оздоравливающихся из стран СНГ и дальнего зару­бежья), таможенных формальностей и обеспечение других объ­ектов и услуг в пунктах въезда и выезда оздоравливающихся;
  • институциональные элементы также включают в себя методы усиления и распределения экономических выгод СКК, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социаль­ных воздействий и сохранению культурного наследия, прожи­вающего в районах СКК;
  • планирование СКК как взаимосвязанной системы должно быть нацелено на комплексное развитие всех ее составляющих: физических и институциональных элементов;

Насколько важно планирование для обеспечения системно­сти внутри СКК, настолько же важно гармонично вписывать СКК в общую политику, планы и стратегию развития соответствую­щего региона. Такая интеграция разрешит любые потенциальные противоречия, связанные, например, с использованием опреде­ленных видов ресурсов для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование дорогой инфра­структуры на благо общих потребностей общества и СКК.

Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффектив­ности и управления организацией такого типа являются актуальными. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подкон­трольной организацией, тем меньшим капиталом последней не­обходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в т.ч. и госу­дарства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта. С целью пpaктической реализации сформулированных в работе положений разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона. Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:

  • подсистема управления и координации;
  • подсистема финансирования;
  • подсистема подготовки кадров;
  • подсистема реализации санаторно-курортных услуг;
  • подсистема инфраструктурных элементов.

В данной модели не приведена подсистема информационно­го обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает пpaктиче­ски все организационные взаимосвязи между подсистемами. Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать структуру подсистемы и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.

Координирующую роль на уровне региона наравне с госу­дарственными органами управления должно выполнять общест­венное объединение - региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКК. Данное объеди­нение необходимо для целей стратегического планирования на ре­гиональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне.

В Германии на федеральном уровне специфические инте­ресы курортных организаций представляет и защищает Немецкое объединение курортных предприятий, в Швейцарии - Швейцарское объединение курортных предприятий, в Польше - Объединение оздоровительных гмин Польши и другие. Кроме того, активно поддерживает развитие и существование так назы­ваемых курортных коммун в Германии, Италии Международное Общество медицинской бальнеологии и климатологии (ISMH).

Обеспечение успешного комплексного развития СКК и управление им зависит в равной степени как от политики разви­тия, физического планирования и мер регулирования воздейст­вий, так и от эффективных институциональных факторов. Государственные и частные организационные структуры в сфере СКК должны соответствовать конкретным условиям каж­дого региона. По мере изменения обстоятельств эти структуры также подвержены динамическим изменениям. До того, как будут выбраны организационные структуры, необходимо принципи­ально определить и принять соответствующие функции регио­нального правительства и частного сектора в развитии и управ­лении СКК.

Для координации политики, планирования и управления СКК на региональном и федеральном уровнях необходимо создать национальную курортную администрацию (НКА) - департамент или министерство для решения вопросов в сана­торно-курортной сфере. Это необходимо, т.к. ослаблен государственный контроль за рациональным использованием природных лечебных ресурсов, осуществляется застройка территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, не учитываются потребности всех слоев населения в санаторно-курортной помощи. Работа по признанию территорий, обладающих природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального и федерального значения ведется недостаточно активно.

НКА выделяет в своей структуре различные управления и отде­лы. Создаются отделы, занимающиеся планированием и развитием, статистикой и исследовательской деятельностью, образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой, маркетингом, обеспечением базовой инфраструктуры, организацией представительств за пределами региона, за рубежом. Если в регионе сек­тор СКК уже имеет большое значение или планируется его значительный рост, это министерство может заниматься только вопросами са­наторно-курортной сферы - это повы­шает приоритетность и значение этого сектора в экономике региона. Однако в районах, где СКК только начинает развиваться, может потребоваться, чтобы правительство на начальном этапе приняло участие в коммерческой деятельности, чтобы дать тол­чок развитию СКК. В других случаях такое управление может иметь смешанную компетенцию, при которой санаторно-­курортная деятельность объединяется с некоторыми другими смежными направлениями деятельности.

В рамках предложенной модели выполнение функций со­гласования предполагается возложить (на примере рассматриваемых нами регионов) на Координационный совет по развитию СКК при ассоциации «Северо-Запад» в Северо-Западном федераль­ном округе РФ, в Чувашской республике на действующий Координационный совет по развитию туризма и курортов. Ос­новные функции данной структуры могут быть следующие:

  • формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, соци­альных и экологических аспектов;
  • текущее взаимодействие как с исполнительными органами вла­сти субъекта федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важ­нейших инфраструктурных элементов;
  • разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
  • финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
  • создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потен­циальным клиентам (корпоративным и индивидуальным).

Создание единого признанного координационного центра и внедрение современных холдинговых моделей развития в сферу СКК будет стимулировать инвестиционные механизмы, повысит рентабельность и жизнеспособность СКК регионов.


[1] Богданов Е.И., Никитина О.А., Гаценбиллер А.П. Монография: Хозяйственный механизм санаторно-курортного комплекса. - СПб.: Изд-во СПГАСЭ, 2004. - 243 с.



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ И ИНДУКЦИОННОЙ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ НЕЙРООПТИКОПАТИЕЙ И ГЛАУКОМОЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ И ИНДУКЦИОННОЙ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ НЕЙРООПТИКОПАТИЕЙ И ГЛАУКОМОЙ Проведен сравнительный спектральный анализ биоэлектрической активности головного мозга по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) и индукционной магнитоэнцефалографии (МЭГИ) пациентов с хронической формой ишемической нейрооптикопатии и глаукомой. Выявлен ряд особенностей, хаpaктеризующих наличие данных видов патологий у исследуемых, проявляющихся десинхронизацией работы полушарий, а так же повышением амплитуды спектральной оценки определенных частотных диапазонов МЭГИ и ЭЭГ. У пациентов с ишемической нейрооптикопатией выявлены признаки усиления тонуса адренорецепторов артериальных сосудов, а так же увеличение амплитуды медленных электрических потенциалов. Наличие глаукомы хаpaктеризовалось усилением тонус адренорецепторов гладкой мускулатуры, а так же ослаблением парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы. Сравнительный анализ не показал статистически значимых отличий показателей МЭГИ и ЭЭГ. ...

01 07 2022 1:32:42

ОШИБКИ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИИ РАБОТЫ

ОШИБКИ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИИ РАБОТЫ Работу вычисляют по формуле: dA=FdS  или A=FS. Но эта формула применима только для силы вызывающей изменение кинетической энергии тела. Для других сил (трения, упругой деформации, центростремительных) работу нужно вычислять по формуле: , где  - импульс силы. ...

28 06 2022 10:51:38

АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КАЛИНИН

АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КАЛИНИН Статья в формате PDF 209 KB...

21 06 2022 12:37:17

Медицинская бионеорганика (монография)

Медицинская бионеорганика (монография) Статья в формате PDF 301 KB...

14 06 2022 23:40:37

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ Статья в формате PDF 87 KB...

13 06 2022 4:54:47

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У КРЫСЫ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У КРЫСЫ Поджелудочная железа белой крысы имеет три основные части – головка (дуоденальная часть), тело (пилорическая часть) и хвост (желудочно-селезеночная часть). По сравнению с человеком, она отличается большей рыхлостью, изогнутостью, разветвленностью. Встречаются два крайних варианта формы (в виде молотка или трилистника) и топографии поджелудочной железы у белой крысы. ...

06 06 2022 22:21:57

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЯЧЕИСТЫХ КОМПОЗИТОВ ИЗ ТЕХНОГЕННЫХ ОТХОДОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЯЧЕИСТЫХ КОМПОЗИТОВ ИЗ ТЕХНОГЕННЫХ ОТХОДОВ Со дня введения новых СНиПов проектировщики и строители оказались в весьма затруднительном положении. Если строить из традиционных материалов пришлось бы толщину стен увеличить чуть ли не втрое. На наш взгляд, наиболее полно отвечают всем требованиям изделия из газобетона, которые могут одновременно служить стеновым и теплоизоляционным материалом. ...

05 06 2022 17:57:38

ПРОГНОЗ ВВП РОССИИ ЗА 2007 ГОД С УЧЕТОМ ДАННЫХ LENTA.RU

ПРОГНОЗ ВВП РОССИИ ЗА 2007 ГОД С УЧЕТОМ ДАННЫХ LENTA.RU Статья в формате PDF 91 KB...

02 06 2022 18:38:25

ОВСЯНЫЙ ХЛЕБ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ

ОВСЯНЫЙ ХЛЕБ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ Статья в формате PDF 254 KB...

28 05 2022 7:59:58

Взаимовлияние многолетних трав в агрофитоценозах

Взаимовлияние многолетних трав в агрофитоценозах Статья в формате PDF 107 KB...

23 05 2022 14:34:34

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::