ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ
- определение тенденций и источников роста;
- обоснование долговременной устойчивости развития регионального СКК;
- прогнозирование последствий выбираемой технологической политики;
- обеспечение стабильных темпов обновления структуры основных фондов СКК;
- измерение влияющих факторов и результатов.
Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторно-курортного комплекса в Северо-Западном федеральном округе и в Чувашской Республике[1] позволяет говорить о наличии следующих тенденций методического хаpaктера:
- снижение роли государственного управления СКК, несмотря на значительные доли государства в акционерном капитале значительной части СКУ;
- отсутствие координационных центров в регионах, поддерживающих единые подходы к развитию СКК и проводящих взвешенную сбалансированную политику в области поступательного развития СКК регионов;
- отсутствие финансовых инструментов, позволяющих формировать фонды для капитального строительства в СКК;
- низкая финансовая дисциплина в исполнении уже существующих государственных программ;
- отход от принципов функциональной специализации, под воздействием указанных выше факторов. Диверсификация становится необходимым элементом устойчивого развития регионального СКК.
Современное состояние СКК не позволяет выработать единые методические подходы к созданию организационно-экономических моделей еще и в силу следующих причин :
- быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воздействием политических, социальных, экономических и других факторов;
- специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хозяйствующими субъектами региона;
- отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
- отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофакторного анализа и принятия соответствующих решений по развитию СКК региона.
Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры. В качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации нами выделена организация, в задачи которой входят:
- формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу;
- планирование деятельности на уровне регионального СКК;
- разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечивающими финансовыми институтами;
- оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК.
В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо элементу приведет к созданию неунифицированной структуры для данного конкретного региона. Что же касается общих методических подходов к формированию подобного рода структур, то на наш взгляд, наиболее рациональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляющей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организацией. Подобное утверждение основывается на первичности условий, связанных с состоянием правоотношений собственности.
С другой стороны реальные полномочия по управлению региональным СКК имеют органы исполнительной власти субъектов федерации, имеющие следующие инструменты управления:
- лицензирование деятельности (медицинской - Министерство здравоохранения ЧР, туристской - Комитет по туризму);
- формирование действенного нормативно-правового прострaнcтва;
- прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта федерации;
- возможность формирования целевых источников финансирования при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Следовательно, для эффективного развития, эксплуатации и управления санаторно-курортным комплексом необходимы определенные институциональные элементы. Система данных элементов должна обеспечивать устойчивость развития СКК и рациональное взаимодействие с другими подсистемами общества (экономической, социальной, политической и т.п.). Принимая во внимание значительную формализацию основных реальных взаимодействий, нами предлагается модель, способствующая устойчивому развитию СКК региона и состоящая из следующих элементов, взаимосвязей и разовых обязательных мероприятий:
- организационные структуры, в ведении которых находится СКК и ассоциации частного хаpaктера, как, например, ассоциации курортов, реализующие государственную политику в области оздоровления и опирающиеся на приоритеты и принципы социальной функции государства;
- законодательство, нормативно-правовые акты, относящиеся к санаторно-курортному комплексу, как, например, стандарты и лицензионные требования для средств размещения, стандарты лечения в медицинской деятельности;
- образовательные программы по подготовке квалифицированных кадров для СКК региона с курортной специализацией;
- наличие финансовых средств и соответствующих инструментов для развития курортов, объектов инфраструктуры, достопримечательностей, а также механизмы привлечения инвестиций;
- маркетинговые стратегии и программы продвижения санаторно-курортных услуг, нацеленные на информирование потенциальных потребителей о соответствующем курортном регионе и на стимулирование посещения этого курортного региона, а также информационные службы в принимающих центрах;
- упрощение туристских формальностей (включая визовые требования - для оздоравливающихся из стран СНГ и дальнего зарубежья), таможенных формальностей и обеспечение других объектов и услуг в пунктах въезда и выезда оздоравливающихся;
- институциональные элементы также включают в себя методы усиления и распределения экономических выгод СКК, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социальных воздействий и сохранению культурного наследия, проживающего в районах СКК;
- планирование СКК как взаимосвязанной системы должно быть нацелено на комплексное развитие всех ее составляющих: физических и институциональных элементов;
Насколько важно планирование для обеспечения системности внутри СКК, настолько же важно гармонично вписывать СКК в общую политику, планы и стратегию развития соответствующего региона. Такая интеграция разрешит любые потенциальные противоречия, связанные, например, с использованием определенных видов ресурсов для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование дорогой инфраструктуры на благо общих потребностей общества и СКК.
Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффективности и управления организацией такого типа являются актуальными. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подконтрольной организацией, тем меньшим капиталом последней необходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в т.ч. и государства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта. С целью пpaктической реализации сформулированных в работе положений разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона. Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:
- подсистема управления и координации;
- подсистема финансирования;
- подсистема подготовки кадров;
- подсистема реализации санаторно-курортных услуг;
- подсистема инфраструктурных элементов.
В данной модели не приведена подсистема информационного обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает пpaктически все организационные взаимосвязи между подсистемами. Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать структуру подсистемы и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.
Координирующую роль на уровне региона наравне с государственными органами управления должно выполнять общественное объединение - региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКК. Данное объединение необходимо для целей стратегического планирования на региональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне.
В Германии на федеральном уровне специфические интересы курортных организаций представляет и защищает Немецкое объединение курортных предприятий, в Швейцарии - Швейцарское объединение курортных предприятий, в Польше - Объединение оздоровительных гмин Польши и другие. Кроме того, активно поддерживает развитие и существование так называемых курортных коммун в Германии, Италии Международное Общество медицинской бальнеологии и климатологии (ISMH).
Обеспечение успешного комплексного развития СКК и управление им зависит в равной степени как от политики развития, физического планирования и мер регулирования воздействий, так и от эффективных институциональных факторов. Государственные и частные организационные структуры в сфере СКК должны соответствовать конкретным условиям каждого региона. По мере изменения обстоятельств эти структуры также подвержены динамическим изменениям. До того, как будут выбраны организационные структуры, необходимо принципиально определить и принять соответствующие функции регионального правительства и частного сектора в развитии и управлении СКК.
Для координации политики, планирования и управления СКК на региональном и федеральном уровнях необходимо создать национальную курортную администрацию (НКА) - департамент или министерство для решения вопросов в санаторно-курортной сфере. Это необходимо, т.к. ослаблен государственный контроль за рациональным использованием природных лечебных ресурсов, осуществляется застройка территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, не учитываются потребности всех слоев населения в санаторно-курортной помощи. Работа по признанию территорий, обладающих природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального и федерального значения ведется недостаточно активно.
НКА выделяет в своей структуре различные управления и отделы. Создаются отделы, занимающиеся планированием и развитием, статистикой и исследовательской деятельностью, образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой, маркетингом, обеспечением базовой инфраструктуры, организацией представительств за пределами региона, за рубежом. Если в регионе сектор СКК уже имеет большое значение или планируется его значительный рост, это министерство может заниматься только вопросами санаторно-курортной сферы - это повышает приоритетность и значение этого сектора в экономике региона. Однако в районах, где СКК только начинает развиваться, может потребоваться, чтобы правительство на начальном этапе приняло участие в коммерческой деятельности, чтобы дать толчок развитию СКК. В других случаях такое управление может иметь смешанную компетенцию, при которой санаторно-курортная деятельность объединяется с некоторыми другими смежными направлениями деятельности.
В рамках предложенной модели выполнение функций согласования предполагается возложить (на примере рассматриваемых нами регионов) на Координационный совет по развитию СКК при ассоциации «Северо-Запад» в Северо-Западном федеральном округе РФ, в Чувашской республике на действующий Координационный совет по развитию туризма и курортов. Основные функции данной структуры могут быть следующие:
- формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов;
- текущее взаимодействие как с исполнительными органами власти субъекта федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важнейших инфраструктурных элементов;
- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
- финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
- создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потенциальным клиентам (корпоративным и индивидуальным).
Создание единого признанного координационного центра и внедрение современных холдинговых моделей развития в сферу СКК будет стимулировать инвестиционные механизмы, повысит рентабельность и жизнеспособность СКК регионов.
[1] Богданов Е.И., Никитина О.А., Гаценбиллер А.П. Монография: Хозяйственный механизм санаторно-курортного комплекса. - СПб.: Изд-во СПГАСЭ, 2004. - 243 с.
Статья в формате PDF 112 KB...
01 05 2024 13:29:55
Статья в формате PDF 145 KB...
30 04 2024 21:40:27
Статья в формате PDF 137 KB...
29 04 2024 13:48:25
Статья в формате PDF 302 KB...
28 04 2024 12:10:11
Статья в формате PDF 311 KB...
27 04 2024 22:32:53
Статья в формате PDF 105 KB...
26 04 2024 12:47:20
Статья в формате PDF 227 KB...
24 04 2024 21:47:37
Статья в формате PDF 117 KB...
22 04 2024 5:41:37
Статья в формате PDF 112 KB...
21 04 2024 19:10:34
Статья в формате PDF 110 KB...
20 04 2024 15:51:26
Статья в формате PDF 115 KB...
19 04 2024 12:28:18
Статья в формате PDF 130 KB...
18 04 2024 8:32:51
Статья в формате PDF 274 KB...
17 04 2024 19:35:52
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 11:17:35
Статья в формате PDF 101 KB...
15 04 2024 10:25:51
Статья в формате PDF 104 KB...
14 04 2024 12:27:30
Статья в формате PDF 142 KB...
13 04 2024 6:39:41
Статья в формате PDF 111 KB...
11 04 2024 14:31:59
Статья в формате PDF 102 KB...
10 04 2024 5:46:50
Статья в формате PDF 136 KB...
08 04 2024 19:13:19
Статья в формате PDF 106 KB...
07 04 2024 2:30:23
Статья в формате PDF 103 KB...
06 04 2024 17:21:24
Статья в формате PDF 137 KB...
05 04 2024 20:10:47
Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...
04 04 2024 13:14:12
Статья в формате PDF 243 KB...
03 04 2024 14:19:53
01 04 2024 20:35:51
Статья в формате PDF 112 KB...
31 03 2024 4:21:38
Статья в формате PDF 230 KB...
30 03 2024 12:46:34
Статья в формате PDF 268 KB...
27 03 2024 22:39:12
Статья в формате PDF 102 KB...
25 03 2024 5:45:49
Статья в формате PDF 164 KB...
24 03 2024 0:44:40
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 16:10:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::