ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ РЕГИОНОВ

Никитина О.А. Статья в формате PDF 134 KB Сегодня санаторно-курортный комплекс региона (СКК) рассматривается как инструмент по реализа­ции социальной функции государства без учета позитивного ин­тегрального воздействия на экономику региона. Изучение региональной организационно - экономической структуры СКК позволяет определить круг проблем, возможные пути их решения, основанные на принципах системности и функциональной взаи­мосвязанности. При исследовании воздействия СКК на экономику необхо­димо решить следующие проблемы:
  • определение тенденций и источников роста;
  • обоснование долговременной устойчивости развития регио­нального СКК;
  • прогнозирование последствий выбираемой технологической по­литики;
  • обеспечение стабильных темпов обновления структуры основ­ных фондов СКК;
  • измерение влияющих факторов и результатов.

Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторно-курортного комплекса в Северо-Западном федераль­ном округе и в Чувашской Республике[1] позволяет говорить о наличии следующих тенденций методического хаpaктера:

  • снижение роли государственного управления СКК, несмотря на значительные доли государства в акционерном капитале значительной части СКУ;
  • отсутствие координационных центров в регионах, поддерживающих единые подходы к развитию СКК и проводящих взвешенную сбалансированную политику в области поступа­тельного развития СКК регионов;
  • отсутствие финансовых инструментов, позволяющих формиро­вать фонды для капитального строительства в СКК;
  • низкая финансовая дисциплина в исполнении уже существующих государственных программ;
  • отход от принципов функциональной специализации, под воздействием указанных выше факторов. Диверсификация становится необходимым элементом устойчивого развития регионального СКК.

Современное состояние СКК не позволяет выработать еди­ные методические подходы к созданию организационно-экономических моделей еще и в силу следующих при­чин :

  • быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воз­действием политических, социальных, экономических и других факторов;
  • специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хо­зяйствующими субъектами региона;
  • отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
  • отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофак­торного анализа и принятия соответствующих решений по раз­витию СКК региона.

Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры. В качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации нами выделена организация, в задачи которой входят:

  • формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу;
  • планирование деятельности на уровне регионального СКК;
  • разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечи­вающими финансовыми институтами;
  • оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК.

В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управ­ляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо элементу приведет к созданию неунифицированной струк­туры для данного конкретного региона. Что же касается общих методических подходов к формиро­ванию подобного рода структур, то на наш взгляд, наиболее ра­циональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляю­щей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организаци­ей. Подобное утверждение основывается на первичности усло­вий, связанных с состоянием правоотношений собственности.

С другой стороны реальные полномочия по управлению ре­гиональным СКК имеют органы исполнительной власти субъек­тов федерации, имеющие следующие инструменты управления:

  • лицензирование деятельности (медицинской - Министерство здравоохранения ЧР, туристской - Комитет по туриз­му);
  • формирование действенного нормативно-правового прострaнcт­ва;
  • прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта федера­ции;
  • возможность формирования целевых источников финансирова­ния при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджет­ных средств.

Следовательно, для эффективного развития, эксплуатации и управления санаторно-курортным комплексом необходимы опре­деленные институциональные элементы. Система данных эле­ментов должна обеспечивать устойчивость развития СКК и ра­циональное взаимодействие с другими подсистемами общества (экономической, социальной, политической и т.п.). Принимая во внимание значительную формализацию основных реальных взаимодействий, нами предлагается модель, способствующая ус­тойчивому развитию СКК региона и состоящая из следующих элементов, взаимосвязей и разовых обязательных мероприятий:

  • организационные структуры, в ведении которых находится СКК и ассоциации частного хаpaктера, как, например, ассоциации курортов, реализующие государственную политику в области оздоровления и опирающиеся на приоритеты и принципы соци­альной функции государства;
  • законодательство, нормативно-правовые акты, относящиеся к санаторно-курортному комплексу, как, например, стандарты и лицензионные требования для средств разме­щения, стандарты лечения в медицинской деятельности;
  • образовательные программы по подготовке квалифицированных кадров для СКК региона с курортной специализацией;
  • наличие финансовых средств и соответствующих инструментов для развития курортов, объектов инфраструктуры, достопримечательностей, а также механизмы привлечения инве­стиций;
  • маркетинговые стратегии и программы продвижения санаторно-курортных услуг, нацеленные на информирование потенциаль­ных потребителей о соответствующем курортном регионе и на стимулирование посещения этого курортного региона, а также информационные службы в принимающих центрах;
  • упрощение туристских формальностей (включая визовые требо­вания - для оздоравливающихся из стран СНГ и дальнего зару­бежья), таможенных формальностей и обеспечение других объ­ектов и услуг в пунктах въезда и выезда оздоравливающихся;
  • институциональные элементы также включают в себя методы усиления и распределения экономических выгод СКК, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социаль­ных воздействий и сохранению культурного наследия, прожи­вающего в районах СКК;
  • планирование СКК как взаимосвязанной системы должно быть нацелено на комплексное развитие всех ее составляющих: физических и институциональных элементов;

Насколько важно планирование для обеспечения системно­сти внутри СКК, настолько же важно гармонично вписывать СКК в общую политику, планы и стратегию развития соответствую­щего региона. Такая интеграция разрешит любые потенциальные противоречия, связанные, например, с использованием опреде­ленных видов ресурсов для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование дорогой инфра­структуры на благо общих потребностей общества и СКК.

Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффектив­ности и управления организацией такого типа являются актуальными. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подкон­трольной организацией, тем меньшим капиталом последней не­обходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в т.ч. и госу­дарства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта. С целью пpaктической реализации сформулированных в работе положений разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона. Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:

  • подсистема управления и координации;
  • подсистема финансирования;
  • подсистема подготовки кадров;
  • подсистема реализации санаторно-курортных услуг;
  • подсистема инфраструктурных элементов.

В данной модели не приведена подсистема информационно­го обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает пpaктиче­ски все организационные взаимосвязи между подсистемами. Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать структуру подсистемы и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.

Координирующую роль на уровне региона наравне с госу­дарственными органами управления должно выполнять общест­венное объединение - региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКК. Данное объеди­нение необходимо для целей стратегического планирования на ре­гиональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне.

В Германии на федеральном уровне специфические инте­ресы курортных организаций представляет и защищает Немецкое объединение курортных предприятий, в Швейцарии - Швейцарское объединение курортных предприятий, в Польше - Объединение оздоровительных гмин Польши и другие. Кроме того, активно поддерживает развитие и существование так назы­ваемых курортных коммун в Германии, Италии Международное Общество медицинской бальнеологии и климатологии (ISMH).

Обеспечение успешного комплексного развития СКК и управление им зависит в равной степени как от политики разви­тия, физического планирования и мер регулирования воздейст­вий, так и от эффективных институциональных факторов. Государственные и частные организационные структуры в сфере СКК должны соответствовать конкретным условиям каж­дого региона. По мере изменения обстоятельств эти структуры также подвержены динамическим изменениям. До того, как будут выбраны организационные структуры, необходимо принципи­ально определить и принять соответствующие функции регио­нального правительства и частного сектора в развитии и управ­лении СКК.

Для координации политики, планирования и управления СКК на региональном и федеральном уровнях необходимо создать национальную курортную администрацию (НКА) - департамент или министерство для решения вопросов в сана­торно-курортной сфере. Это необходимо, т.к. ослаблен государственный контроль за рациональным использованием природных лечебных ресурсов, осуществляется застройка территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, не учитываются потребности всех слоев населения в санаторно-курортной помощи. Работа по признанию территорий, обладающих природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального и федерального значения ведется недостаточно активно.

НКА выделяет в своей структуре различные управления и отде­лы. Создаются отделы, занимающиеся планированием и развитием, статистикой и исследовательской деятельностью, образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой, маркетингом, обеспечением базовой инфраструктуры, организацией представительств за пределами региона, за рубежом. Если в регионе сек­тор СКК уже имеет большое значение или планируется его значительный рост, это министерство может заниматься только вопросами са­наторно-курортной сферы - это повы­шает приоритетность и значение этого сектора в экономике региона. Однако в районах, где СКК только начинает развиваться, может потребоваться, чтобы правительство на начальном этапе приняло участие в коммерческой деятельности, чтобы дать тол­чок развитию СКК. В других случаях такое управление может иметь смешанную компетенцию, при которой санаторно-­курортная деятельность объединяется с некоторыми другими смежными направлениями деятельности.

В рамках предложенной модели выполнение функций со­гласования предполагается возложить (на примере рассматриваемых нами регионов) на Координационный совет по развитию СКК при ассоциации «Северо-Запад» в Северо-Западном федераль­ном округе РФ, в Чувашской республике на действующий Координационный совет по развитию туризма и курортов. Ос­новные функции данной структуры могут быть следующие:

  • формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, соци­альных и экологических аспектов;
  • текущее взаимодействие как с исполнительными органами вла­сти субъекта федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важ­нейших инфраструктурных элементов;
  • разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
  • финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
  • создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потен­циальным клиентам (корпоративным и индивидуальным).

Создание единого признанного координационного центра и внедрение современных холдинговых моделей развития в сферу СКК будет стимулировать инвестиционные механизмы, повысит рентабельность и жизнеспособность СКК регионов.


[1] Богданов Е.И., Никитина О.А., Гаценбиллер А.П. Монография: Хозяйственный механизм санаторно-курортного комплекса. - СПб.: Изд-во СПГАСЭ, 2004. - 243 с.



РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Статья в формате PDF 145 KB...

30 04 2024 21:40:27

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Статья в формате PDF 95 KB...

25 04 2024 12:49:32

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ СПЛОШНЫХ СРЕД

ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ МЕХАНИКИ СПЛОШНЫХ СРЕД Статья в формате PDF 291 KB...

23 04 2024 18:27:46

Пpaктикующий врач и теоретическая медицина в 21 веке

Пpaктикующий врач и теоретическая медицина в 21 веке Статья в формате PDF 104 KB...

14 04 2024 12:27:30

ЭКОЛОГИЯ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГИЯ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 125 KB...

12 04 2024 0:46:12

ПРОРАЩЕННЫЕ БОБЫ ЧЕЧЕВИЦЫ В ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА

ПРОРАЩЕННЫЕ БОБЫ ЧЕЧЕВИЦЫ В ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА Статья в формате PDF 123 KB...

09 04 2024 9:42:56

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СТВОЛА ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СТВОЛА ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...

04 04 2024 13:14:12

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИСИЦ

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛИСИЦ Статья в формате PDF 129 KB...

02 04 2024 12:41:16

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ Статья в формате PDF 133 KB...

29 03 2024 12:44:14

ВЛИЯНИЕ РАССЕКАТЕЛЯ ПОТОКА НА ВЫГРУЗКУ ЗЕРНА

ВЛИЯНИЕ РАССЕКАТЕЛЯ ПОТОКА НА ВЫГРУЗКУ ЗЕРНА Статья в формате PDF 94 KB...

28 03 2024 3:39:33

ТРУСОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

ТРУСОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 235 KB...

26 03 2024 5:22:31

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::