ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Анализ литературы позволил составить нам хаpaктеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности:
это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
это ребенок, который знает:
- свое имя, фамилию, домашний адрес;
- предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;
- что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;
- возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);
- как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой;
- приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
умеет пользоваться с осторожностью:
- самостоятельно - столовыми приборами;
- с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями;
- совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
- обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов;
- в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
- оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
- выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;
- различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
- проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
- соблюдать правила дорожного движения;
- держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде;
- правильно вести себя на солнце;
- элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
- как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
- оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
В данной статье мы обосновываем основные подходы к проектированию педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. «Проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII в. и восходящего к латинскому projectus, означающему «брошенный вперед». П. Буккер [1] и Т. Вудсон [2] подчеркивают, что проектирование является итерационным процессом, при котором многократно принимается решение по разработке проекта и многократно принимается решение по разработке проекта и многократно моделируется объект проектирования, до тех пор, пока не убедятся в положительности конечного результата. Дж. К. Джонс [3] указывает на функциональное значение проектирования, заключающееся в создании идеальных моделей объектов, которые в определенном отношении лучше, чем существующие и служат в удовлетворении общественной потребности.
Под педагогическим проектированием мы будем понимать процесс создания педагогических проектов с целью преобразования педагогической пpaктики.
Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников осуществлялось нами на основе следующих принципов:
1) системно-прогностического, согласно которому дошкольное образование рассматривается как система, отражающая происходящие в обществе перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями; 2) стимулирующего исследовательскую деятельность и активность ребенка; 3) интегративности, определяющего взаимодействие разных видов деятельности ребенка; 4) одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания; 5) результативности (развивающего эффекта).
Первым условием является здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
Вторым условием является культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
Содержательный блок технологии представлен программой «Формируем культуру безопасности жизнедеятельности у дошкольников». Ее целью является формирование у дошкольников ориентиров в сознании «безопасность - опасность», умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватных этим понятиям. Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе».
Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненнозначимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Буккер П. Моделирование объекта проектирования. М., 1964.
- Вудсон Т. Проектирование как итерационный процесс. М., 1966.
- Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976.
Статья в формате PDF 121 KB...
24 04 2024 13:54:17
Статья в формате PDF 115 KB...
23 04 2024 16:58:14
Статья в формате PDF 117 KB...
22 04 2024 15:49:33
Статья в формате PDF 115 KB...
21 04 2024 14:42:55
Статья в формате PDF 129 KB...
19 04 2024 16:28:51
Статья в формате PDF 151 KB...
18 04 2024 4:43:13
17 04 2024 2:36:33
Статья в формате PDF 101 KB...
16 04 2024 22:45:20
Статья в формате PDF 127 KB...
15 04 2024 12:54:47
Статья в формате PDF 271 KB...
14 04 2024 11:57:51
Статья в формате PDF 110 KB...
13 04 2024 17:41:27
Статья в формате PDF 280 KB...
12 04 2024 16:48:10
Статья в формате PDF 106 KB...
11 04 2024 20:14:17
Статья в формате PDF 256 KB...
10 04 2024 12:15:54
Статья в формате PDF 184 KB...
09 04 2024 6:36:13
Статья в формате PDF 114 KB...
08 04 2024 17:38:33
Статья в формате PDF 121 KB...
07 04 2024 20:50:47
Статья в формате PDF 126 KB...
06 04 2024 0:20:54
Статья в формате PDF 116 KB...
05 04 2024 13:50:14
Статья в формате PDF 214 KB...
04 04 2024 2:38:12
Статья в формате PDF 253 KB...
03 04 2024 19:56:29
Статья в формате PDF 132 KB...
02 04 2024 18:42:37
Статья в формате PDF 307 KB...
01 04 2024 4:37:13
Статья в формате PDF 255 KB...
31 03 2024 15:39:12
Статья в формате PDF 120 KB...
30 03 2024 10:49:41
Статья в формате PDF 271 KB...
29 03 2024 7:34:48
В рамках решения задачи развития интеллектуальных способностей одарённых детей сегодня отчётливо просматриваются факторы риска. Значимыми факторами риска являются неудовлетворение потребностей определённых групп детей в питании, распространение среди подрастающего поколения вредных привычек, стресс, изменяющиеся условия окружающей природной среды. ...
28 03 2024 5:57:45
Статья в формате PDF 256 KB...
27 03 2024 15:24:47
Статья в формате PDF 132 KB...
26 03 2024 8:56:42
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 15:49:44
Статья в формате PDF 129 KB...
23 03 2024 0:45:24
Статья в формате PDF 244 KB...
22 03 2024 17:41:44
Статья в формате PDF 270 KB...
21 03 2024 11:43:28
Статья в формате PDF 113 KB...
20 03 2024 12:13:48
Статья в формате PDF 262 KB...
19 03 2024 20:16:12
Статья в формате PDF 134 KB...
18 03 2024 6:39:44
Статья в формате PDF 250 KB...
17 03 2024 1:55:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::