ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Достичь этой цели возможно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Анализ литературы позволил составить нам хаpaктеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности:
это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
это ребенок, который знает:
- свое имя, фамилию, домашний адрес;
- предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;
- что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;
- возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);
- как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой;
- приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
умеет пользоваться с осторожностью:
- самостоятельно - столовыми приборами;
- с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями;
- совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
- обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов;
- в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
- оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
- выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;
- различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
- проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
- соблюдать правила дорожного движения;
- держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде;
- правильно вести себя на солнце;
- элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
- как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
- оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
В данной статье мы обосновываем основные подходы к проектированию педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. «Проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII в. и восходящего к латинскому projectus, означающему «брошенный вперед». П. Буккер [1] и Т. Вудсон [2] подчеркивают, что проектирование является итерационным процессом, при котором многократно принимается решение по разработке проекта и многократно принимается решение по разработке проекта и многократно моделируется объект проектирования, до тех пор, пока не убедятся в положительности конечного результата. Дж. К. Джонс [3] указывает на функциональное значение проектирования, заключающееся в создании идеальных моделей объектов, которые в определенном отношении лучше, чем существующие и служат в удовлетворении общественной потребности.
Под педагогическим проектированием мы будем понимать процесс создания педагогических проектов с целью преобразования педагогической пpaктики.
Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников осуществлялось нами на основе следующих принципов:
1) системно-прогностического, согласно которому дошкольное образование рассматривается как система, отражающая происходящие в обществе перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями; 2) стимулирующего исследовательскую деятельность и активность ребенка; 3) интегративности, определяющего взаимодействие разных видов деятельности ребенка; 4) одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания; 5) результативности (развивающего эффекта).
Первым условием является здоровьесберегающая среда как комплексное средство обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ.
Вторым условием является культуротворческая образовательная технология как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса.
Содержательный блок технологии представлен программой «Формируем культуру безопасности жизнедеятельности у дошкольников». Ее целью является формирование у дошкольников ориентиров в сознании «безопасность - опасность», умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватных этим понятиям. Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе».
Третьим условием является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе у старших дошкольников; методом моделирования жизненнозначимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Буккер П. Моделирование объекта проектирования. М., 1964.
- Вудсон Т. Проектирование как итерационный процесс. М., 1966.
- Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976.
02 06 2023 13:33:19
Статья в формате PDF
105 KB...
01 06 2023 8:45:28
Статья в формате PDF
142 KB...
31 05 2023 23:36:25
Статья в формате PDF
108 KB...
30 05 2023 2:30:14
Статья в формате PDF
138 KB...
29 05 2023 20:18:44
Статья в формате PDF
102 KB...
28 05 2023 11:31:59
Статья в формате PDF
285 KB...
27 05 2023 10:35:31
Статья в формате PDF
261 KB...
26 05 2023 17:49:45
Статья в формате PDF
119 KB...
25 05 2023 12:41:28
Статья в формате PDF
266 KB...
24 05 2023 15:36:58
Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов.
...
23 05 2023 14:16:31
Статья в формате PDF
141 KB...
22 05 2023 13:58:23
Статья в формате PDF
121 KB...
21 05 2023 16:53:10
Статья в формате PDF
106 KB...
20 05 2023 12:48:25
Статья в формате PDF
185 KB...
19 05 2023 4:59:40
Статья в формате PDF
121 KB...
18 05 2023 12:58:11
Статья в формате PDF
317 KB...
17 05 2023 17:25:40
Статья в формате PDF
120 KB...
16 05 2023 8:34:21
Статья в формате PDF
284 KB...
14 05 2023 23:42:27
Статья в формате PDF
104 KB...
13 05 2023 12:37:11
Статья в формате PDF
214 KB...
12 05 2023 22:13:23
Статья в формате PDF
309 KB...
11 05 2023 11:44:16
Статья в формате PDF
106 KB...
10 05 2023 9:13:49
Статья в формате PDF
191 KB...
09 05 2023 18:25:50
Статья в формате PDF
110 KB...
08 05 2023 3:49:55
07 05 2023 2:11:42
В настоящее время основной задачей стоматологии является профилактика кариеса, особенно для возрастной группы 11-16 лет. Ранее была установлена связь между кариесом и аномалиями зубочелюстной деформацией системы.
В 2001-2002 г нами было обследовано 2504 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет.
Из них 1016 (40,6%) мальчиков и 1488 (59,4%) девочек.
Из числа выявленных аномалий прикуса чаще наблюдался глубокий прикус, затем дистальный, осложненный открытым прикусом, мезиальный и открытый, остальные виды прикусов встречались крайне редко.
На основе компьютерной обработке полученных данных очевидно, что деформация зубочелюстной системы встречается в возрастных группах со сменным и постоянным прикусом;
- аномалии прикуса составляют 53% от общего количества обследованных детей;
- аномалии положения отдельных зубов составляют 39% от общего количества обследованных детей.
...
06 05 2023 7:56:12
Статья в формате PDF
122 KB...
05 05 2023 22:14:28
Статья в формате PDF
139 KB...
03 05 2023 12:34:59
Статья в формате PDF
265 KB...
02 05 2023 10:57:27
Статья в формате PDF
127 KB...
01 05 2023 5:38:53
Статья в формате PDF
113 KB...
30 04 2023 12:34:45
Статья в формате PDF
265 KB...
29 04 2023 10:42:48
В обзорной статье рассмотрены основные элементы энергосберегающей технологии возделывания сорго в условиях Астpaxaнской области, к которым относятся: подготовка семян к посеву, севооборот, подбор сортов, нормы высева и способы посева, минеральные подкормки, борьба с сорными растениями и болезнями с помощью внесение гербицидов, орошение по фазам роста и развития, с помощью дождевания наименее энергозатратных агрегатов.
...
27 04 2023 22:52:46
Статья в формате PDF
271 KB...
26 04 2023 1:32:33
Статья в формате PDF
276 KB...
25 04 2023 14:40:31
Статья в формате PDF
104 KB...
24 04 2023 12:20:39
Статья в формате PDF
109 KB...
23 04 2023 6:18:15
Статья в формате PDF
109 KB...
22 04 2023 2:30:28
Статья в формате PDF
125 KB...
21 04 2023 13:45:54
В работе показано как, используя концептуальный язык «Бинарная Модель Знаний», можно представлять метаданные для публикаций по биологии медицине в Семантическом Вебе. Представление метаданных дается в форме соответствующих онтологий.
...
20 04 2023 3:19:44
Статья в формате PDF
303 KB...
19 04 2023 19:52:45
Статья в формате PDF
135 KB...
18 04 2023 14:23:45
Статья в формате PDF
106 KB...
15 04 2023 8:37:46
Статья в формате PDF
236 KB...
14 04 2023 12:56:26
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::