КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.
На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР - д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего прострaнcтва ДОУ».
В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей хаpaктеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)
Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного прострaнcтва и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.
В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье - это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:
- в физическом плане - умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
- в психологическом плане:
а) интеллектуальное - проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
б) социально-нравственное - честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;
в) эмоциональное - уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье - как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.
В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:
- подвижность инертность психических процессов
- произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
- продуктивность истощаемость психических функций
- адекватность и критичность поведения
- работоспособность утомляемость
- устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
- межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.
Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.
Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).
Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве хаpaктеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:
- адекватный возрасту уровень эмоционально - волевой и познавательной сфер личности
- способность планирования своей деятельности
- позитивный образ Я-концепции
- возможность саморегуляции психических состояний
- самокритичность
- самостоятельность
- способность к рефлексии, эмпатии
- сформированность навыков общения
Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.
Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).
Статья в формате PDF
331 KB...
09 07 2025 8:37:13
Статья в формате PDF
233 KB...
08 07 2025 10:45:21
07 07 2025 22:11:11
Статья в формате PDF
122 KB...
06 07 2025 4:49:27
Статья в формате PDF
133 KB...
05 07 2025 15:23:18
Статья в формате PDF
109 KB...
04 07 2025 3:14:52
Статья в формате PDF
207 KB...
03 07 2025 14:26:42
Статья в формате PDF
115 KB...
02 07 2025 12:16:25
01 07 2025 7:10:48
Статья в формате PDF
100 KB...
30 06 2025 4:54:36
Статья в формате PDF
105 KB...
29 06 2025 23:59:48
Статья в формате PDF
109 KB...
28 06 2025 7:29:37
Статья в формате PDF
435 KB...
27 06 2025 10:38:52
Статья в формате PDF
157 KB...
26 06 2025 19:21:43
Статья в формате PDF
3943 KB...
25 06 2025 9:36:36
Статья в формате PDF
254 KB...
24 06 2025 19:12:30
Статья в формате PDF 127 KB...
23 06 2025 23:53:18
В статье раскрываются адаптационная деятельность организма, показано, что функциональная система регуляции кровообращения представляет собой многоконтурную, иерархически организованную систему, в которой доминирующая роль отдельных звеньев определяется текущими потребностями организма.
...
22 06 2025 9:56:41
21 06 2025 14:19:27
Статья в формате PDF
203 KB...
20 06 2025 11:32:25
19 06 2025 7:40:52
18 06 2025 20:35:24
Статья в формате PDF
107 KB...
17 06 2025 0:43:14
Статья в формате PDF
124 KB...
16 06 2025 18:45:27
Статья в формате PDF
113 KB...
15 06 2025 15:53:25
Алтайский край разнообразен по рельефу, климату и почвам. Включает 5 природных зон – от сухой степи до увлажнённых предгорий. Гречиха посевная выращивается на всей территории края, однако её посевы наиболее продуктивны в условиях лесостепи, что связано с природными ресурсами и развитым пчеловодством. Применение зонального агротехнического комплекса в лесостепи позволяет получать высокий урожай зерна (1,5–2,0 т/га).
...
14 06 2025 23:34:30
Статья в формате PDF
250 KB...
13 06 2025 23:12:21
Статья в формате PDF
309 KB...
11 06 2025 8:41:13
Статья в формате PDF
116 KB...
10 06 2025 3:33:37
Статья в формате PDF
244 KB...
09 06 2025 17:16:16
Статья в формате PDF
101 KB...
08 06 2025 11:45:45
Статья в формате PDF
120 KB...
07 06 2025 21:59:41
Статья в формате PDF
100 KB...
06 06 2025 18:13:38
Приведены данные по распространению элементов платиновой группы (ЭПГ) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. ЭПГ в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы ЭПГ представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации.
...
05 06 2025 2:29:15
Статья в формате PDF
125 KB...
04 06 2025 14:15:18
Для оценки современного состояния природного фона и его изменений под действием техногенных факторов выполнены геохимические исследования почв на различных объектах нефтегазового комплекса Якутии. Показано, что при попадании в почву нефть и нефтепродукты сорбируются почвогрунтами и смешиваются с нативным органическим веществом почв, что приводит к изменению природного фона вплоть до формирования аномальных поверхностных геохимических полей техногенного генезиса.
...
03 06 2025 6:18:15
Статья в формате PDF
126 KB...
02 06 2025 8:45:23
Статья в формате PDF
206 KB...
01 06 2025 5:48:24
Статья в формате PDF 266 KB...
31 05 2025 1:26:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::