КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.
На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР - д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего прострaнcтва ДОУ».
В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей хаpaктеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)
Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного прострaнcтва и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.
В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье - это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:
- в физическом плане - умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
- в психологическом плане:
а) интеллектуальное - проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
б) социально-нравственное - честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;
в) эмоциональное - уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье - как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.
В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:
- подвижность инертность психических процессов
- произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
- продуктивность истощаемость психических функций
- адекватность и критичность поведения
- работоспособность утомляемость
- устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
- межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.
Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.
Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).
Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве хаpaктеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:
- адекватный возрасту уровень эмоционально - волевой и познавательной сфер личности
- способность планирования своей деятельности
- позитивный образ Я-концепции
- возможность саморегуляции психических состояний
- самокритичность
- самостоятельность
- способность к рефлексии, эмпатии
- сформированность навыков общения
Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.
Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).
Статья в формате PDF
391 KB...
24 03 2023 21:47:13
Статья в формате PDF
116 KB...
23 03 2023 16:31:12
В экспериментах по микроэволюции генетически модифицированных бактерий (ГМО) при непрерывном культивировании показано, что при переходе от одного стационарного состояния к другому в открытой биологической системе скорость производства энтропии должна возрастать, а не уменьшаться, как следует из основных положений неравновесной термодинамики. С точки зрения термодинамики проточные культуры микроорганизмов – хемостат и турбидостат – это открытые термодинамические системы, способные находиться в устойчивых стационарных состояниях. Причем, в соответствии с классификацией М.Эйгена (1973), хемостат соответствует случаю постоянных потоков, а турбидостат – случаю постоянной организации. Несмотря на кажущееся разнообразие микроэволюционных переходов в двух типах открытых систем при их изучении обнаруживаются общие закономерности. Важнейшей из них является возрастание потока использованной популяциями свободной энергии, и, следовательно, возрастание теплорассеяния и скорости производства энтропии. Результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития термодинамической теории открытых биологических систем, дальнейшего изучения общих закономерностей биологического развития.
...
21 03 2023 19:32:48
Статья в формате PDF
110 KB...
20 03 2023 2:38:14
Статья в формате PDF
114 KB...
19 03 2023 11:34:59
Статья в формате PDF
118 KB...
18 03 2023 22:57:41
Статья в формате PDF
150 KB...
17 03 2023 9:43:39
14 03 2023 2:10:58
Статья в формате PDF
121 KB...
13 03 2023 8:40:18
Статья в формате PDF
128 KB...
11 03 2023 16:29:51
Статья в формате PDF
113 KB...
10 03 2023 21:26:28
Статья в формате PDF
108 KB...
09 03 2023 3:28:33
Статья в формате PDF
254 KB...
08 03 2023 5:48:39
Статья в формате PDF
125 KB...
06 03 2023 21:57:25
Статья в формате PDF
110 KB...
05 03 2023 10:38:27
Статья в формате PDF
172 KB...
04 03 2023 13:57:23
Статья в формате PDF
104 KB...
03 03 2023 0:10:30
Статья в формате PDF
121 KB...
02 03 2023 18:37:11
Статья в формате PDF
319 KB...
01 03 2023 13:54:24
Проведены исследования наземных экосистем: почва, растительность, население млекопитающих, в зоне воздействия двух типичных алмaзoдобывающих предприятий, расположенных в среднетаежной и северотаежной подзонах. По интенсивности воздействия территория дифференцируется на микро, мезо и макроантропогенные участки. Показано, что любые уровни воздействия приводят к трaнcформациям окружающей среды. Наиболее глубокие трaнcформации выявлены на макроантропогенных участках, восстановление природной среды на таких участках в обозримое время невозможно.
...
28 02 2023 10:23:58
Статья в формате PDF
111 KB...
27 02 2023 10:33:18
Статья в формате PDF
301 KB...
26 02 2023 18:11:22
Приведены аномальные структуры геохимических полей (АСГП) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях АСГП, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон АСГП c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок.
...
25 02 2023 16:51:30
Статья в формате PDF
269 KB...
24 02 2023 22:53:24
Статья в формате PDF
136 KB...
22 02 2023 7:17:36
Статья в формате PDF
143 KB...
21 02 2023 22:29:44
Статья в формате PDF
253 KB...
19 02 2023 15:51:44
Статья в формате PDF
251 KB...
18 02 2023 16:51:20
Статья в формате PDF
210 KB...
17 02 2023 8:49:57
Статья в формате PDF
263 KB...
16 02 2023 5:57:12
Статья в формате PDF
292 KB...
13 02 2023 19:43:52
Статья в формате PDF
468 KB...
12 02 2023 21:12:36
Статья в формате PDF
112 KB...
11 02 2023 19:15:34
Статья в формате PDF
103 KB...
10 02 2023 5:25:20
Статья в формате PDF
172 KB...
09 02 2023 23:27:31
Статья в формате PDF
110 KB...
08 02 2023 22:30:42
Статья в формате PDF
127 KB...
07 02 2023 12:33:24
Статья в формате PDF
114 KB...
05 02 2023 13:30:29
Статья в формате PDF
110 KB...
03 02 2023 18:51:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::