РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО
Современная педагогическая наука и пpaктика, химическая наука и их методологии подготовили достаточные основания для перестройки химического образования в системе медицинского, в том числе для инновационных преобразований курса общей химии, современной биохимии, а также введение клинической биохимии.
На кафедре общей химии Кубанского государственного медицинского университета разработана методика изучения нового теоретического курса «общая химия для медицинских вузов» на основе модульного подхода, принципов фундаментальности, межпредметной интеграции, преемственности и профессиональной направленности; определена связь данного курса общей химии с дисциплинами общеобразовательного и медико-профессионального циклов.
Разработанные теоретические основы интегративно-модульной системы развивающего обучения общей химии студентов-медиков, отражающие принципы преемственности и профессиональной направленности, нацелены на развитие интеллекта, творческого мышления и интереса студентов к химии, на повышение функциональности химических знаний в процессе общей и профессиональной подготовки врача.
Основными идеями курса общей химии в медицинском вузе являются идеи гуманизации, преемственности и непрерывности химического и медицинского образования, его интегративности и фундаментальности, прагматизма базового химического образования, его экологизации, профессионально-медицинской направленности, валеологизации и др. Этот курс призван ввести студентов в мир химии от химии неживого к химии живого. Поскольку это курс начинает вузовское химическое образование, важной идеей является также тесная связь его с курсом химии на довузовском этапе подготовки.
В классификации В.В. Давыдова принцип преемственности рассматривается как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения - различных как по содержанию, так и по способам его преподнесения учащимся.
Мы рассматриваем принцип непрерывности, как принцип, предполагающий рассмотрение курса общей химии в качестве фундаментального предмета первой ступени вузовского химического образования, непосредственно связанного с этапом довузовского обучения и получающего свое развитие и применение при изучении общей биологической химии и клинической биохимии, а также других теоретических и клинических дисциплин.
Применение принципа преемственности, связано с последовательным логическим раскрытием учебного материала, установлением связей между предыдущим и последующим содержанием; развитием фундаментальных понятий на протяжении всех химических курсов и с позиций разных теорий.
Принцип преемственности предусматривает такую организацию изучения общей химии и других химических дисциплин, при которой ранее изученное органически связывается и в комплексе применяется для теоретического освоения и применения нового материала. Преемственность устанавливается как путем определения логики и последовательности изучения учебного материала, так и посредством содержательных генетических и причинно-следственных связей между эмпирическими и абстpaктно-логическими понятиями, фактологическим и теоретическим материалом, что особенно важно в развитии теорий и фундаментальных понятий, разных видов деятельности, ценностей: эмпирических, абстpaктно-логических и других аспектов в ходе учебного познания.
Преемственность является также важным условием очередности и уровня обобщения и систематизации знаний как внутри модулей общей химии, так и на заключительном этапе изучения химических курсов. Наоборот, само обобщение выступает как способ реализации преемственности. К методам реализации преемственности можно отнести методы систематизации, установления внутри- и междисциплинарных связей, моделирования, аналогии и других. Эти методы обеспечивают эколого-валеологическую профессиональную направленность изучения химических дисциплин. Преемственные связи, в том числе, междисциплинарные, между курсами общей химии и биохимии очевидны.
Приведем пример преемственного изучения вопросов катализа.
Курс общей химии: Основы химической кинетики. Химическая кинетика - основа кинетики биохимических реакций, фармакокинетики. Молекулярность и порядок реакций; влияние на скорость реакции природы, концентрации реагентов, рН, температуры. Особенности кинетики биохимических реакций. Катализ и его виды. Химическое равновесие. Представление об особенностях ферментативного катализа. Химическое равновесие, константа химического равновесия, прогнозирование его смещения; понятие о гомеостазе живого организма. Микроэлементы как регуляторы биохимических процессов, кофакторы ферментов. Белки, строение, свойства растворов высокомолекулярных соединений. |
↓
Курс биохимии: Особенности ферментативного катализа. Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации фермента и субстрата. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Ингибиторы ферментов. Регуляция действия ферментов: аллостерические ингибиторы и активаторы; каталитический и регуляторный центры; четвертичная структура аллостерических ферментов и кооперативные изменения конформации протомеров фермента. Различия ферментного состава органов и тканей. Органоспецифические ферменты. Изменение активности ферментов при болезнях. Определение активности ферментов в плазме крови с целью диагностики болезней. Применение ферментов для лечения. Применение ферментов как аналитических реагентов при лабораторной диагностике. |
↓
Курс клинической биохимии: Ферменты, их значение в патогенезе и диагностике заболеваний. Понятие о гипер- и гипоферментемии, причины возникновения. Энзимопатии как следствие нарушений функционирования ферментов в клетке. Классификация и клинические проявления энзимопатий. Энзимодиагностика и ее принципы. Использование ферментных спектров в дифференциальной диагностике, корреляция между степенью изменения активности фермента и тяжестью патологического процесса. Использование ферментодиагностики в прогнозировании исхода заболевания и контроле эффективности лечения. |
Химические дисциплины тесно связаны с другими фундаментальными, а также клиническими дисциплинами. На рисунке 1 представлена взаимосвязь химических дисциплин с другими теоретическими и клиническими предметами.
Рисунок 1. Взаимосвязь химических дисциплин с другими фундаментальными и клиническими предметами
Последовательное и преемственное изучение химических дисциплин способствует формированию у студентов необходимых знаний и умений для действенного и сознательного освоения других теоретических дисциплин, а также для понимания функционирования организма в норме и патологии.
Организм человека - сложная высокоорганизованная, высокоупорядоченная система, постоянно обменивающаяся с внешней средой веществом и энергией. Все биохимические процессы в организме подчиняются общим законам и закономерностям химии, однако, имеют особенности, связанные с их протеканием в открытой системе, наличием биологических катализаторов ферментов, которые обладают особыми свойствами, благодаря их белковой природе.
Студенты-медики изучают в курсе общей химии общие энергетические и кинетические закономерности протекания химических и биохимических процессов, основные типы реакций, протекающие в организме: протолитические, гетерогенные, окислительно-восстановительные, лигандообменные. На основе принципа профессиональной направленности они познают свойства растворов биополимеров, электролитов и неэлектролитов, причины возникновения осмоса и осмотического давления, основы количественного анализа, электрохимических процессов, строение биокомплексных соединений, в частности гемоглобина, элементный состав организма.
Современная биохимия вооружает их знаниями основных метаболических путей обмена белков, аминокислот, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, молекулярных механизмов их регуляции, механизма ферментативного катализа, принципами биохимического анализа, диагностики.
Клиническая биохимия направлена на изучение нарушений химических процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне, освоение методов выявления этих нарушений, разработку способов устранения или исправления их.
Последовательно и преемственно химические дисциплины формируют у студента системное представление о том, что все химические процессы, протекающие в организме, взаимосвязаны и взаимообусловлены, что гомеостаз внутренней среды - это совокупность кислотно-основных, окислительно-восстановительных, металлолигадных и гетерогенных балансов, которые важно поддерживать на постоянном уровне, уметь определять нарушения и искать пути коррекции.
Статья в формате PDF 470 KB...
26 04 2024 1:17:18
Статья в формате PDF 161 KB...
25 04 2024 6:13:10
На модели экспериментального инфаркта миокарда у крыс на фоне введения препарата лонголайф-IBMED изучены изменения ЭКГ и частоты сердечных сокращений (через 1 час и через 7 суток). Показано, что испытуемый препарат обладает противоишемическим действием, улучшает коронарный кровоток в постинфарктный период, достоверно повышает выживаемость животных. ...
24 04 2024 20:28:37
Статья в формате PDF 217 KB...
23 04 2024 6:33:39
Статья в формате PDF 112 KB...
20 04 2024 18:24:47
Статья в формате PDF 116 KB...
16 04 2024 12:32:17
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...
14 04 2024 17:32:52
Статья в формате PDF 383 KB...
13 04 2024 6:14:42
Статья в формате PDF 118 KB...
12 04 2024 5:21:26
Статья в формате PDF 210 KB...
11 04 2024 13:32:36
Статья в формате PDF 116 KB...
10 04 2024 16:35:44
Статья в формате PDF 148 KB...
09 04 2024 23:23:31
Статья в формате PDF 288 KB...
08 04 2024 23:16:23
Статья в формате PDF 106 KB...
07 04 2024 10:57:52
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем. ...
05 04 2024 10:41:38
Статья в формате PDF 115 KB...
04 04 2024 9:18:33
Статья в формате PDF 141 KB...
03 04 2024 2:47:10
Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...
01 04 2024 3:39:48
Статья в формате PDF 184 KB...
31 03 2024 1:35:16
30 03 2024 19:29:38
Статья в формате PDF 135 KB...
29 03 2024 20:13:48
Статья в формате PDF 135 KB...
28 03 2024 21:20:59
Статья в формате PDF 124 KB...
26 03 2024 11:40:49
Статья в формате PDF 257 KB...
25 03 2024 2:40:44
Статья в формате PDF 114 KB...
24 03 2024 9:42:41
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 7:54:58
Статья в формате PDF 133 KB...
22 03 2024 21:38:24
Статья в формате PDF 126 KB...
21 03 2024 14:50:15
Статья в формате PDF 343 KB...
20 03 2024 22:51:47
Статья в формате PDF 255 KB...
19 03 2024 6:25:54
Статья в формате PDF 125 KB...
18 03 2024 9:37:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::