МОРФОКОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН КОЖИ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ МИКРОВОЛН
Исследование проведено на 65 пoлoвoзрелых морских свинках - самцах, массой 400-450 г, из которых 35 использованы в эксперименте, а 30 служили в качестве контроля. Животные подвергались действию однократного общего микроволнового излучения термогенной интенсивности (длина волны - 12,6 см, частота 2375 МГц, ППМ - 60 мВт/см2, экспозиция - 10 мин). В качестве генератора служил терапевтический аппарат «ЛУЧ-58», работающий в непрерывном режиме. При облучении использован цилиндрический излучатель № 1 диаметром 90 мм, позволяющий создать наиболее равномерное распределение СВЧ-поля. Дозиметрия производилась термисторным мостом МЗ-10 с коаксидной головкой М 5-17. После прекращения воздействия микроволн у морских свинок с помощью медицинского электротермометра ТПМЭМ-1 измерялась ректальная температура. На время воздействия экспериментальных животных помещали в ящичек из органического стекла с размерами, исключающими возможность перемещения животных относительно источника излучения и обеспечивающими равномерность облучения. В стенках ящичка находились многочисленные отверстия размерами 0,5 х 0,5 см, обеспечивающих хорошую вентиляцию для экспериментальных животных. Перед проведением эксперимента морские свинки адаптировались к условиям лаборатории с целью исключения стрессового фактора: 3-5 раз подвергались "ложному" воздействию с включенной аппаратурой, но отсутствием самого излучения. Рацион питания и условия содержания лабораторных животных подбирались в соответствии с установленными нормативными актами. Выведение животных из эксперимента и забор материала производился сразу, через 6 часов, на 1, 5, 10, 25 и 60-е сутки после окончания воздействия. Кусочки кожи были взяты из различных областей (голова (щека), спина, живот). Для выявления нервного аппарата кожи был использован материал, фиксированный в 12% формалине. Срезы готовили на замораживающем микротоме, затем импрегнировали 20% раствором азотнокислого серебра по Бильшовскому-Грос с последующим заключением в бальзам. Отдельные срезы, импрегнированные азотнокислым серебром, подвергались, для лучшей контрастности, обработке 1% раствором хлорного золота. Миелиновые оболочки нервных волокон окрашивали суданом черным "В". Со стороны афферентных нервных волокон для оценки степени проводимости нервного импульса использовали следующие морфоколичественные показатели, разработанные в лаборатории функциональной морфологии и физиологии нейрона института физиологии им. И.П.Павлова АН СССР (Подольская Л.А., Соловьев Н.А., 1987), которые были обоснованы, как с использованием данных собственных исследований авторов, так и на основе опубликованных ранее работ (Арепавский Ю.И., Беркленбит М.Б., Введенская Н.Д. и др., 1971; Тимин Е.Н., 1979; Ito F., 1969). В коже мы измеряли диаметры расширенных участков миелиновых волокон и диаметры безмиелиновых волокон претерминалей, а затем учитывали их соотношение, которое принимали за коэффициент расширения (КР). Также измеряли ширину безмиелиновых сегментов в области перехватов Ранвье и диаметр безмиелиновых волокон в претерминальной области. Все результаты морфоколичественных исследований обpaбатывались по правилам параметрической статистики с использованием критерия Стьюдента, вычисляли средние значения и их стандартные отклонения. Для лучшей демонстрации динамики изменений вышеуказанные показатели у контрольных животных принимались за 100% (или в цифровом исчислении за 1).
Сразу после окончания воздействия микроволн показатели КР (в цифровом исчислении) со стороны миелиновых нервных проводников кожи спины составляют 1,4, в то время как в коже других участков локализации не превышают 1,3 (р<0,05). Сходна динамика изменений и показателей ширины безмиелиновых сегментов в области перехватов Ранвье и диаметра безмиелиновых волокон в претерминальной области. Через 6 и 24 часа после окончания облучения вышеуказанные показатели в коже всех участков локализации существенно превышают контроль, при этом сохраняется отмеченная ранее тенденция - наиболее значительные изменения отмечаются со стороны нервных проводников кожи спины. Так, если показатели КР и диаметра безмиелиновых волокон в области претерминалей при действии микроволнового излучения составляют на 1 сутки в коже головы (щека) - 2,44 и 1,5, живота - 2,72 и 1,37, то в коже спины - 4,27 и 1,69, соответственно (р< 0,05). В последующие сроки отмечается дальнейшее нарастание динамики изменений всех морфоколичественных показателей нервных проводников кожи всех участков локализации, достигающих максимальных величин на 5-е сутки после окончания воздействия микроволн. В частности, показатели КР и ширины перехватов Ранвье составляют на 5-е сутки после воздействия СВЧ излучения в коже головы (щека) - 3,1 и 1,63, живота - 2,96 и 1,56, спины - 4,53 и 1,85, соответственно (р<0,05). На 10-е сутки после окончания микроволнового излучения указанные показатели составляют в коже головы (щека) - 3,05 и 1,7, живота - 2,82 и 1,54, спины - 4,15 и 1,8, соответственно (р < 0,05). Сходна динамика изменений и диаметра безмиелиновых волокон претерминалей. В последующие сроки происходит некоторое снижение выраженности вышеуказанных морфоколичественных показателей нервных волокон, вместе с тем, и к концу периода наблюдений (60-е сутки), они существенно превышают исходные в коже всех участков локализации, особенно спины, так в частности показатели КР и размера перехватов Ранвье превышают исходные в коже головы (щека) - в 2,07 и 1,27 раза, живота - в 1,91 и 1,32 раза, в то время как в коже спины - в 3,11 и 1,6 раза, соответственно (р<0,05).
Таким образом, степень морфофункциональных изменений нервных проводников при воздействии микроволн термогенной интенсивности неравнозначна в коже различных участков, достигая максимальной степени выраженности в коже спины.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Фундаментальные исследования», 15-20 февраля 2006г. Поступила в редакцию 06.05.2006г.
Статья в формате PDF
116 KB...
06 07 2022 17:38:19
Статья в формате PDF
104 KB...
05 07 2022 14:58:34
Статья в формате PDF
115 KB...
04 07 2022 21:39:26
Статья в формате PDF
466 KB...
03 07 2022 11:24:32
Статья в формате PDF
118 KB...
02 07 2022 5:51:40
Статья в формате PDF
107 KB...
01 07 2022 16:27:30
Статья в формате PDF
244 KB...
30 06 2022 23:48:59
Статья в формате PDF
116 KB...
29 06 2022 15:28:56
Статья в формате PDF
136 KB...
28 06 2022 21:44:39
Статья в формате PDF
109 KB...
27 06 2022 3:10:14
Статья в формате PDF
138 KB...
26 06 2022 7:55:57
Статья в формате PDF
120 KB...
25 06 2022 2:22:59
Статья в формате PDF
110 KB...
24 06 2022 15:16:17
Статья в формате PDF
296 KB...
23 06 2022 1:17:48
Статья в формате PDF
125 KB...
22 06 2022 10:22:27
Статья в формате PDF
147 KB...
21 06 2022 10:24:24
В статье рассматривается роль педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя. Использование педагогических технологий в учебном процессе вуза способствует четкому определению конечной цели, разработке объективных методов контроля, проект учебного процесса, определению структуры и содержанию учебно-познавательной деятельности учащихся.
...
20 06 2022 7:41:11
19 06 2022 11:13:44
Статья в формате PDF
110 KB...
18 06 2022 3:34:43
Статья в формате PDF
265 KB...
17 06 2022 20:44:15
Статья в формате PDF
311 KB...
16 06 2022 16:49:34
Статья в формате PDF
219 KB...
15 06 2022 10:57:46
Статья в формате PDF
209 KB...
13 06 2022 2:11:45
Статья в формате PDF
118 KB...
12 06 2022 16:16:39
Статья в формате PDF
141 KB...
11 06 2022 18:35:38
10 06 2022 10:40:40
Статья в формате PDF
284 KB...
09 06 2022 0:54:34
Статья в формате PDF
118 KB...
07 06 2022 4:52:17
06 06 2022 13:32:30
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции.
...
04 06 2022 9:42:37
Статья в формате PDF
135 KB...
03 06 2022 20:19:47
02 06 2022 0:59:38
Статья в формате PDF
112 KB...
01 06 2022 1:55:24
31 05 2022 16:57:33
Статья в формате PDF
109 KB...
30 05 2022 11:32:29
Статья в формате PDF
121 KB...
29 05 2022 1:24:10
Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии.
...
27 05 2022 15:45:39
Статья в формате PDF
143 KB...
26 05 2022 23:23:44
Представлены результаты исследований влияния открытых разработок месторождений золота на почвенный покров Якокит – Селигдарского междуречья Южной Якутии. Изучены разновозрастные дражные отвалы и почвы естественных лесных биогеоценозов. Главная особенность дражных полигонов – отсутствие или незначительное количество мелкоземного субстрата на отвалах. Мелкоземный субстрат отвалов беден элементами питания. Регенерация почвенного покрова на техногенных ландшафтах затруднена и часто не происходит.
...
25 05 2022 13:42:21
24 05 2022 18:50:47
Статья в формате PDF
102 KB...
23 05 2022 0:56:35
Статья в формате PDF
132 KB...
22 05 2022 17:14:15
Статья в формате PDF
118 KB...
21 05 2022 1:41:44
Статья в формате PDF
151 KB...
20 05 2022 1:13:31
Статья в формате PDF
275 KB...
19 05 2022 15:26:36
Статья в формате PDF
122 KB...
18 05 2022 2:15:47
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::