ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Динамичные перемены, происходящие в жизни людей, общества, государства, ход научно-технического прогресса меняют представления о существе образовательной пpaктики, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного» образования человека на протяжении всей его активной жизни. Именно поэтому вопросы формирования познавательного потенциала, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Технические вузы столкнулись с проблемой несоответствия социальных ожиданий от профессиональной подготовки специалистов техносферы с их реальным уровнем личностно-профессиональной зрелости, сформированности познавательного потенциала.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что, несмотря на широкие возможности системы высшего технического образования в подготовке квалифицированных специалистов, продолжает оставаться актуальным поиск научно обоснованных путей продуктивного формирования познавательного потенциала студентов, так как эта проблема в рамках данного типа образовательных учреждений решается недостаточно эффективно. В связи с этим очевидна необходимость и своевременность поиска новых способов и средств решения указанной проблемы.
Обществу требуются выпускники, обладающие высоким уровнем познавательного потенциала, профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать ответственные решения, творчески подходить к любому делу, умеющие доводить его до конца, умеющие постоянно учиться, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
При исследовании вопроса о формировании познавательного потенциала студента технического вуза целесообразно опираться на положение о том, что образование должно целостно развивать личность будущего специалиста, а не только его познавательную сферу.
В период поступления в вуз, в период освоения профессии в психологии человека происходят существенные изменения. Знание основных закономерностей этих процессов является основой для деятельности по созданию условий для формирования познавательного потенциала будущего специалиста. Поэтому необходимо начать с составления психолого-педагогической хаpaктеристики студента. При этом системообразующим компонентом будет педагогический, так как рассматриваются условия и степень влияния процессов профессионального обучения на личностный рост студента, на формирование и развитие его познавательного потенциала.
Формирование познавательного потенциала студентов технических вузов невозможно без профессионального саморазвития, которое можно рассматривать как результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной средой, в ходе которого реализуется потребность выработать у себя такие личностные качества, которые способны обеспечить успех в профессиональной деятельности, повысить социальный статус и конкурентоспособность на рынке труда, что является неотъемлемым компонентом формирования профессиональной компетенции.
В основе непрерывного самообразования лежит процесс сомообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирования самостоятельности как профессионально значимого качества личности.
Одним из основных условий профессионального становления специалиста является осознание студентом своих потенциальных возможностей и формирование на этой основе готовности к овладению системой действий, обеспечивающих постановку профессионально значимых целей и конструирования алгоритма решения возникающих проблем. А это в итоге приводит к успешной профессиональной самореализации.
Развитая познавательная активность является неотъемлемым условием при формировании познавательного потенциала. Она обеспечивает доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности студента и творческий хаpaктер учебно-познавательной деятельности. Здесь необходимо, чтобы усилия преподавателя и обучаемого были направлены на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, которые активизируют умственные способности, обеспечивают нацеленность участников процесса обучения на творчество.
Развитие творческих возможностей является одной из составляющих процесса формирования познавательного потенциала студента технического вуза. Творческая деятельность не только свободна по выбору, внутренне мотивирована, но и предполагает осознание студентом цели и подчинение этой цели других своих интересов.
Необходимым условием эффективной работы по формированию познавательного потенциала студента технического вуза является организация учебно-познавательной деятельности с целью формирования и развития мышления и познавательных умений.
Сущностной хаpaктеристикой познавательного потенциала является активность субъекта, проявляющаяся в потребностях, мотивах учения, в развитом познавательном интересе, в самосознании личности, ее способности к целеполаганию, в свободе выбора цели деятельности, способов и средств ее реализации. В содержании понятия «познавательный потенциал» доминирующими являются как субъективные, так и деятельностные аспекты. В объеме понятия важно учитывать степень автономности субъекта и уровень осуществления им деятельности.
Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 20-27 ноября 2004г. Шарм-эль-Шейх (Египет)
Рассмотрено понятие параллельного мира. Выявлены опытные основания его существования. Предсказано пpaктическое использование иных измерений в решении физико-технических проблем, в медицине, трaнcпорте, левитации и проскопии.
...
26 09 2023 2:13:19
Статья в формате PDF
137 KB...
25 09 2023 11:50:22
Статья в формате PDF
122 KB...
23 09 2023 16:58:36
Статья в формате PDF
130 KB...
22 09 2023 22:17:48
Статья в формате PDF
254 KB...
21 09 2023 0:26:33
20 09 2023 16:49:15
Статья в формате PDF
577 KB...
19 09 2023 11:19:37
18 09 2023 1:25:32
Статья в формате PDF
250 KB...
17 09 2023 14:47:51
Статья в формате PDF
105 KB...
15 09 2023 0:30:44
Статья в формате PDF
358 KB...
13 09 2023 6:48:55
Статья в формате PDF 119 KB...
12 09 2023 20:30:39
В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием.
...
11 09 2023 17:53:31
В статье осуществлен краткий анализ основных философских подходов к феномену человеческой индивидуальности буддизмом, даосизмом, конфуцианством. Определены «пропорции» между лично-индивидуальным и социально-необходимым как составляющей проблемы человека. Также предложен авторский подход по коррекции распространенного мнения об отсутствии проблематики индивидуальности в рамках древневосточного социума.
...
10 09 2023 13:35:28
Статья в формате PDF
122 KB...
09 09 2023 6:41:14
08 09 2023 10:10:23
Статья в формате PDF
307 KB...
07 09 2023 3:23:22
Статья в формате PDF 293 KB...
06 09 2023 6:31:18
Статья в формате PDF
181 KB...
05 09 2023 5:10:38
Статья в формате PDF
139 KB...
04 09 2023 11:30:14
Статья в формате PDF
109 KB...
03 09 2023 9:42:57
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, АМФ-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы (СОД), глутатионпероксидазы (ГПО), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, пpaктически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы.
...
02 09 2023 14:29:22
Статья в формате PDF
119 KB...
01 09 2023 3:45:39
Статья в формате PDF
135 KB...
31 08 2023 18:26:52
Статья в формате PDF
109 KB...
30 08 2023 7:44:17
Статья в формате PDF
104 KB...
29 08 2023 6:10:25
Статья в формате PDF
122 KB...
28 08 2023 13:48:32
Статья в формате PDF
106 KB...
26 08 2023 6:14:24
Статья в формате PDF
254 KB...
25 08 2023 12:40:15
Статья в формате PDF
125 KB...
24 08 2023 5:15:59
Статья в формате PDF
185 KB...
23 08 2023 5:59:43
Статья в формате PDF
120 KB...
22 08 2023 6:31:28
Статья в формате PDF
106 KB...
21 08 2023 14:14:39
Статья в формате PDF
243 KB...
20 08 2023 3:23:35
Статья в формате PDF
114 KB...
19 08 2023 9:23:54
Статья в формате PDF
123 KB...
18 08 2023 20:51:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::